Ход урока
I. Организационный момент.
– Сядет за рабочий стол тот, кто скажет, что нарисовано на доске. (Схемы предложений.)
Мама варит суп.
Идёт снег.
(Юла.) (поём.)
Звуковые схемы слов.
– Составьте слово к первой звуковой схеме, ко второй звуковой схеме.
– Составьте предложение со словом юла, состоящее из двух слов.
II. Проверка домашнего задания.
– А сейчас давайте проведём игру-соревнование.
– Для этого нам нужно собрать 4 команды. Разбейтесь сами на команды.
– Для каждой команды будет одно задание.
– Слушайте внимательно. Если что-то непонятно – смело спрашивайте.
– Я приготовила для вас «весёлых дракончиков».
Учитель демонстрирует предметные картинки с изображением дракончиков.
– Дракончики и я хотим узнать, как вы выполнили вчера домашнее задание.
– Что было задано на дом?
– Верно, вы должны были составить по 3 слова с гласными «Е», «Ё», «Ю», «Я» в начале слова и после гласной.
– Сейчас я раздам вам дракончиков. По моей команде вы будете писать слова по заданию.
– Первая команда пишет слова, начинающиеся с буквы «Я».
– Вторая команда пишет слова, начинающиеся с буквы «Ё».
– Третья команда пишет слова, начинающиеся с буквы «Е».
– Четвёртая команда пишет слова, начинающиеся с буквы «Ю».
– Будьте внимательны. Старайтесь не повторять уже написанные слова.
– Задание всем понятно?
– Приготовились. Начнём!
Проведение игры-соревнования, а также подведение итогов проверки домашнего задания. Учитель подводит учащихся к тому, что проигравших нет.
III. Работа по теме урока.
1. Предложение. Схема предложения.
Учитель демонстрирует учащимся предметную картинку с изображением лисы.
– Кто это?
– Что делает лиса?
– Кого ловит лиса?
При этом учитель показывает схематическое изображение слов: девочки, на груди которых табличка со словом, – при этом учитель размещает предметные картинки с изображением девочек таким образом, чтобы они держались за руки.
ЛИСА | ЗАЯЦ | ЛОВИТ |
ЛИСА | ЛОВИТ | ЗАЙЦА |
Далее учащиеся вместе с учителем повторяют всё предложение: хором, индивидуально.
– Что мы с вами составили? (Мы составили предложение: Лиса ловит зайца.)
– Верно, мы составили предложение.
– Почему девочки-слова держатся за руки?
– Правильно, потому что слова в предложении «дружат» между собой.
– Сколько слов в данном предложении?
– Нарисуйте схему предложения.
– Что означает уголок? Что стоит в конце?
– Почему в вашей схеме между чёрточками пропуск?
– Молодцы!
– Сегодня на уроке мы с вами будем составлять и записывать предложения, изображать предложения с помощью схем, а также закрепим выделение гласных «Я», «Ё», «Е», «Ю» в словах.
– Откройте тетрадочки.
– Давайте вспомним, какое предложение мы сейчас с вами составили.
– О ком это предложение? Кого ловит лиса? Жалко ли вам зайчика? Давайте ему поможем убежать от лисы. Для этого вам нужно написать красиво целую строчку слова «заяц».
– Возьмите в руки простые карандаши. Подчеркните то слово, которое у вас написано лучше всего.
– Молодцы! С вашей помощью зайчик смог убежать от хитрой лисы.
2. Составление и запись предложений. Выделение в словах гласных «Е», «Ё», «Ю», «Я».
– Какой праздник приближается?
– Верно, скоро Новый год.
– Что наряжают на Новый год? (Ёлку.)
– Вы правы, к Новому году люди наряжают ёлочку.
– Составьте предложение о ёлочке по данной схеме.
(На ёлочке висят шары.)
Составление предложения, анализ составленного предложения, зарисовка схемы предложения в тетрадь. Запись составленного предложения. Выделение в словах (слове) гласных «Е», «Ё», «Ю», «Я».
Физкультминутка
IV. Закрепление.
Самостоятельное составление предложений по данной схеме и набору слов.
V. Итог урока.