экологического воспитания младших школьников




На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность экологические дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель должен обращаться к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.

Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета.

Реализация задач экологического состояния требует пересмотра форм и методов обучения. Большинство учителей, работающих в начальных классах, отдаёт предпочтение методам, формам и методическим приёмам обучения, рассмотренным Н.А. Фроловой и Л.С. Квасцовой:

- стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, для чего используются на уроках сюжетно-ролевые игры, беседы, доклады учащихся, викторины;

- развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, для чего привлекаются методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, опыт, лабораторная работа, беседа, наблюдение – традиционные методы;

- формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания – проблемный подход к процессу обучения;

- вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы – восстановление леса, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, плакаты)

Формирование экологических понятий у младших школьников должно осуществляться с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическую направленность. Задания, используемые на уроках, должны раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические деятельностные аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.

В экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды. Среди нетрадиционных форм организации работы на уроке, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить уроки- праздники и тематические уроки (Праздник леса, Лесной карнавал, Береги природу, и др.). Содержание натуралистических праздников может быть различным, но принципы организации их в основном общие. Не важно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и надолго запечатлелся в памяти всех его участников. “Охрана природы — долг каждого” — вот основная идея, которая красной нитью должна проходить через композицию всякого натуралистического дела.

Ключ к успеху уроков-праздников — в преодолении формализма и штампа в их проведении. Необходимо смелее импровизировать, вводить в программы тематических уроков-праздников театрализованные кукольные представления, шествия шутливо-карнавального типа, устраивать выставки, аукционы, ярмарки, поддерживать импровизированное самодеятельное творчество учащихся. К этим урокам можно подготовить спецвыпуски стенгазет, конкурсы рисунков, плакатов, фотографий, сочинений-миниатюр о полюбившемся уголке природы,

Заслуженной популярностью у ребят пользуются конкурсы и турниры. Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представляя собой сплав традиционных викторин, различных соревнований, выступлений. Так, турнир знатоков природы может включать несколько этапов:

Конкурс на лучшего знатока тайн природы (требуется выдвинуть свою гипотезу относительно разгадки одной из ее тайн). Конкурс рисунков “Природоохранительные знаки” (командам предлагается нарисовать различные природоохранительные знаки, которые можно установить в лагере, в лесной зоне заботы, на экологической тропе). Эстафета эрудитов (она проводится цепочкой: первая команда задает вопрос второй, вторая — третьей и т. д.). Конкурс устных рассказов на тему “Красная книга природы” (участники турнира должны рассказать о самом удивительном, на их взгляд, представителе флоры или фауны, попавшем на страницы Красной книги). Для конкурса можно предложить и такие темы: “Самый красивый уголок нашего края”, “Удивительное растение (животное)”, “Очевидное — невероятное” и т.п. Конкурс знатоков голосов природы (команды слушают магнитофонную запись с голосами птиц, других животных. Ее включают 2—3 раза. Необходимо написать названия животных в том порядке, в каком звучали их голоса). Реклама книг о природе (книга может быть предложена заранее или в ходе турнира).

Игровая деятельность младших школьников включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор младших школьников, вовлечь в природоохранительную работу большое число школьников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы [

Итак, мы можем сделать вывод, что при внедрении в учебно-воспитательный процесс предложенных рекомендаций, будет совершенствоваться экологическое воспитание младших школьников.

 

Выводы по второй главе

В этой главе была проведена исследовательская работа по определению методических основ организации экологического воспитания младших школьников. В ходе работы нами были выявлены основные методики экологического воспитания. Мы определили, что вопросами экологического воспитания и образования младших школьников занимается довольно много педагогов. И делают они это по-разному, используя в своей работе различные направления. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. Но главное то, что за всем этим многообразием методик работы ученики младших классов становятся более экологически воспитанными.

Также в нашей работе были представлена общая характеристика методов диагностики экологической воспитанности учащихся. К таким методам относятся: беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностирование. Таким образом, мы можем определить, что правильно и уместно подобранные методы диагностики, могут дать объективное представление об уровне экологической воспитанности учащихся, с целью подбора методов для совершенствования экологического воспитания.

Далее в нашей работе были предложены методические рекомендации по совершенствованию экологического воспитания младших школьников. Предложенные нами методические рекомендации позволят учащимся чаще вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.

В экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды. Среди нетрадиционных форм организации работы на уроке, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить уроки- праздники и тематические уроки по экологическому воспитанию.

В нашей работе мы рекомендуем разные формы учебного взаимодействия с семьями учащихся, такие как: открытые уроки для родителей, уроки-соревнования (когда соревнуются между собой команда родителей и детей), родительские собрания.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги работы, мы в своей работе убедились, что экологическое образование как элемент общего образования связано с овладением учащимися научными основами взаимодействия природы и общества. Его цель – формирование системы знаний, взглядов и убеждений, направленных на воспитание моральной ответственности личности за состояние окружающей среды, осознание необходимости постоянной заботы о ней во всех видах деятельности.

Экология наука относительно молодая, и возникла она из потребности человека сохранить природу и самих себя. Аспекты изучения данной науки достаточно обширны. В ней широко изучается человек, его среда обитания, взаимосвязь с природой, его влияние на среду обитания и природу. Этот повышенный интерес к человеку, как к объекту науки, сложился из-за существующих экологических проблем. В скором времени людям нужно будет предотвращать эти проблемы или ликвидировать их последствия.

Сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания.

Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологическом воспитании. Процесс формирования экологического мировоззрения является сложной задачей педагогики. Оно определяет систему ценностей, соответствующее им отношение и поведение к природе, человеку, обществу.

 

Для успешного процесса экологического воспитания учащихся младшей школы, используются разные методики и направления. И происходит это потому, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. Также нами была представлена общая характеристика методов диагностики экологической воспитанности младших школьников, таких как беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование, непосредственно диагностика. Все эти методы исследования позволяют выявить уровень экологической воспитанности и наметить дальнейшие тенденции в развитии этого качества личности.

Актуальность проблемы исследования позволила нам предложить методические рекомендации по совершенствованию экологического воспитания младших школьников. К таки рекомендациям относятся: проведение уроков-праздников, экологических дискуссий, ролевых игр, тематических уроков, конкурсов, викторин, особое место следует уделить экскурсиям, также целесообразно внедрять разные формы учебного взаимодействия с семьями учащихся, такие как: открытые уроки для родителей, уроки-соревнования (когда соревнуются между собой команда родителей и детей), родительские собрания.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Афанасьева Е. Экология не знает границ. // Юный натуралист. 2010. №4. С.30-32.

Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания. //Начальная школа. 2009.№2.С.32-33.

Белая М.С. Системный подход к экологическому воспитанию и образованию учащихся. //Профессиональное образование. 2001. №11. С.27-29.

Богданец Т.П., Смирнова Л.Я. Формирование экологических представлений у шестилетних первоклассников. //Начальная школа.-2009.№5.С.25-27.

Бобылев Л.Д, Бобылева О.Д. Экологическое воспитание младших школьников. Кружковая работа. //Начальная школа.2013. №5. С.64-75.

Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания. //Биология в школе. 2011.№3.С.57-59.

Болотина Л.Р., Латышина Д.И. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. -М., 2013.- 128с.

Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: приемы и перспективы. //Начальная школа. 2012.№4.С.36-40.

Дагбаева Н.Ж. Мир вокруг тебя: Учителю-организатору экологического воспитания школьников. –М., 2009.-126c.

Дерябо С.Д, Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 2010.- 480с.

Ермакова Д.С. Экологическое образование после уроков. //Дополнительное образование.2011. №12. С.15-17.

Жестова Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся. //Начальная школа. 2009.№10.С.78-81.

Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации. //Советская педагогика. 2009.№9.С.16-22.

Захлебный А.Н, Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. -М., 2009.-67с.

Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: новый аспект образования. - М., 2010.-24с.

Кириллова З.Л. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы. //Начальная школа. 2009.№5.С.25-27.

Логовеева Г.П. Экологическое воспитание первоклассников. //Начальная школа. 2009.№5. С.30-31.

Молодцова З.В. Экология в начальных классах. //Начальная школа. 2012.№4.С.69-70.

Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. – М., 2010.-320 c.

Плешаков А.А., Окружающий мир, 1 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в двух частях.–М. «Просвещение», 2012.– 95 с.

Плешаков А.А., Окружающий мир, 2 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в двух частях.–М. «Просвещение», 2012.– 98 с.

Салеева Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе. -М., 2008.-49с.

Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. - М.,2010.-160с.

Хафизова Л.М. Экологическое воспитание младших школьников / Хафизова Л.М. // Начальная школа. 2009.№3.С.27-32.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Диагностический опросник, выявляющий сформированность умений, «отношений», «желаний» у учащихся к окружающему миру.

Процедура эксперимента: учащимся третьих классов предлагается бланк вопросов, на котором расчерчены три графы «умения», «отношения», «желания» и даются вопросы, на которые они должны ответить.

Умения Отношения Желания

2 - Сделаю хорошо; - нравится; - хочу заниматься;

1 - Сделаю средне; - безразлично; - безразлично;

0 - Не сделаю - не нравится - не хочу заниматься

Перечень вопросов:

1. ухаживать за животными.

2. помогать больным животным.

3. выращивать молодняк (животных какой-либо породы).

4. помогать и защищать бездомных животных.

5. рисовать рисунки с изображением природы.

6. разъяснять людям нужные им сведения о природе.

7. охранять природу.

8. вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса.

9. следить за состоянием развития растений.

10. распространение детенышей животных (щенят, котят и т.д.).

11. распространять растения.

12. наблюдать и изучать природу и природные явления.

13. помогать пернатым друзьям.

14. смотреть телепередачи о животных.

Обработка результатов:

Подсчитывается количество набранных баллов по вертикали, сумма характеризует отношения, знания, умения.

Низкий уровень – от 0 до 9 баллов – не проявляют желания заботится о животных и окружающей среде. Познавательное отношение к растениям не развито. Бережно относятся к животным и растениям. Но интереса к данному содержанию не проявляют.

Средний уровень – от 9 до 19 – не всегда способны анализировать последствия неадекватных воздействий на окружающую среду, проявляя при этом желание, заботу и бережное отношение.

Высокий уровень – от 20 до 28 баллов – проявляют желание, заботу, бережное отношение к растительному и животному миру, понимая их ценность. Существенно мотивируют свое отношение к природе, проявляют устойчивый интерес к окружающему миру.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Конспект урока- экскурсии

3 класс

Тема: Экосистема леса.

Цели: 1. расширить представление детей о лесе;

2. познакомить с растениями и животными леса, их «профессиями» в экосистеме;

3. познакомить с взаимными приспособлениями обитателей друг к другу;

4. учить видеть прекрасное в растительном и животном мире;

5. воспитывать любовь к природе, бережное отношение к лесу.

Оборудование: гербарий, иллюстрации секвойи, эвкалипта, животных леса.

Ход урока.

I.Вводная беседа. Постановка цели экскурсии.

- Сегодня мы побываем в новом природном сообществе. Что это за сообщество, вы узнаете, отгадав загадку:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(лес).

- Объясните эту загадку. (Весной лес радует свежей листвой деревьев, веселым пением птиц. Летом в жаркую погоду в лесу прохладно. Осенью лес дарит грибы, ягоды. Зимой за деревьями теплее, нет сильного ветра).

- Мы живем с вами в лесной зоне. Кто из вас уже бывал в лесу?

- Чем он вам нравится?

- Где легче дышится: в городе или в лесу? Почему?

- Почему в лесу нельзя сорить?

- Как мы поступим, если в лесу нам встретится маленький зверек?

- Сегодня мы узнаем много интересного о лесе, познакомимся с растительным и животным миром, понаблюдаем, как обитатели приспосабливаются друг к другу.

II.Инструктаж по правилам поведения в дороге, в лесу.

III.Наблюдения за растительным миром.

1. ярусность леса

Подойдя к лесу, читаю стихотворение С. Погореловского «Лес»:

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою,

Что нам шепчешь на зоре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои.

- Ребята, внимательно посмотрите на лес и скажите, как он выглядит. (Лес очень нарядный, величественный).

- Что же представляет собой лес?

Лес напоминает многоэтажное здание. Он как -бы состоит из этажей. Под землей находится много корней. Здесь живут мыши, кроты, также земляные черви. Они рыхлят почву, делают ее более плодородной. Это «подвал». А кто назовет этажи?(травы, кустарники, деревья).

- Чем они отличаются?

В летний период все этажи леса сильно заселены. Прямо на земле в траве вьют гнезда соловьи, строят домики муравьи, устраивают берлоги медведи, роют норы лисы. На кустарниках вьют гнезда дрозды. В стволах деревьев делают дупла белки, дятлы. Еще выше живут совы, орлы, ястребы.

2. Игра «этажи леса».

Называю травы – дети приседают, кустарники – хлопают в ладоши, деревья – подпрыгивают.

- Дуб, шиповник, осина, подорожник, береза, ель, черемуха, ландыш, малина, кедр, клен, мох, брусника, кислица.

3. Виды лесов.

- Отгадайте загадки:

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

(береза).

Что за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(елка).

- Чем эти деревья отличаются? (у березы – листья, а у елки – хвоя, осенью листья опадают, хвоя меняется постепенно).

- Все ли хвойные деревья стоят зимой зеленые, с хвоей? Отгадайте загадку:

Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок.

(лиственница).

- Почему ее так назвали?

- В зависимости от того, какие деревья растут в лесу, леса бывают разные. Какие леса вы знаете? (хвойные, лиственные, смешанные).

- Хвойные леса подразделяются на еловые и сосновые. У елей крона густая, поэтому леса темные, сырые. У сосен ствол освещен солнцем, леса более светлые. Вечно зеленые деревья живут 200 -300 лет. Секвойя живет до 2000 лет. Ее высота более 100 м, диаметр ствола 20 м. В Австралии эвкалипты достигают такой же высоты (показываю иллюстрации).

-Почему деревья в лесу такие высокие?

- Если деревья высокие, то почему они не гнуться под тяжестью? (прочная древесина).

- Как можно определить возраст дерева на спиле?

- Ногти, волосы, клетки после прекращения своей деятельности погибают. Так же обстоит и с древесиной. Это – мертвая ткань. Которая выполняет не только опорную, но и проводящую функцию – передвижение воды и минеральных веществ вверх по стеблю, а также – защитную. У дерева лишь крона и корень живые. И лишь тонкий слой образовательной ткани ствола – камбий – и расположенный к наружи от него слой флоэмы (по этой ткани вниз опускаются питательные органические вещества в корень) остаются живыми.

(рассматривают ствол дерева).

- Где человек использует древесину?

- Благодаря каким свойствам ее используют?

4. Игра «Узнай дерево».

Определяют деревья по листьям из гербария; показывают и называют деревья, кустарники, травы.

IV. Наблюдение за животным миром.

1. Группы животных по питанию.

- Могут ли растения жить без других обитателей леса? Почему?

- Если присмотреться к пище животных, их можно поделить на группы. Отгадайте:

Кто на своей голове лес носит?

(олень).

Косоглазый, маленький,

В белой шубке, в валенках.

(заяц).

- Что едят эти животные? (траву, листья, кору деревьев, т.е. растения).

- Значит их можно назвать как? (растительноядные).

- Назовите еще растительноядных животных (лось, белка и т.д.).

- Чем питаются мухи, бабочки, жуки? (сокол и нектаром растений).

- Они тоже растительноядные.

- Как можно назвать синицу, дятла, соловья? (насекомоядные).

- Что едят волки, лисы? (мясо других животных). – хищники.

- Есть ли хищники среди насекомых? (муравей, комары, божьи коровки).

- А среди птиц? (сова, филин, сокол, ястреб).

- Чем питаются медведи? (ягоды, грибы, мед, яйца птиц, рыба). – всеядные.

- Назовите еще всеядных животных. (ежи, кабаны, вороны, сороки).

- Как вы думаете, каким животным легче прожить в лесу? (всеядным).

2. Игра «Изобрази животное».

Ученик изображает животное, а остальные пытаются его назвать (5 -6 животных).

3. Классификация животных.

- В лесу мы можем увидеть все классы животных. Какому классу мы отнесем муравья, жука, бабочку? (насекомые).

- Самые сильные насекомые – это муравей – переносит тяжесть в 10 раз превышающий его собственный вес, а жук – носорог – в 30 раз. Можно ли разрушать муравейники? Почему?

- Есть ли в лесу рыбы? (в лесных речках).

- Отгадайте загадку:

Скачет завирушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар и мушка.

(лягушка).

- Где живут лягушки? (в воде, на земле).

- Поэтому этот класс называют земноводным.

- Еще один класс называется пресмыкающиеся. Они будто смыкаются с землей. Кто назовет представителей этого класса? (змеи, ящерицы).

- И последние классы. Прислушайтесь. Что вы слышите? (пение птиц). – класс птиц.

- И последний класс – млекопитающие или звери. О классах мы подробнее узнаем на следующих уроках.

V. Итог урока.

- В каком лесу мы сегодня побывали? (в смешанном).

- Какие растения мы встретили в лесу?

- Кто каких животных увидел?

- Почему лес называют нашим зеленым другом?

- Все обитатели леса прекрасно приспособлены к друг другу. Круговорот веществ в лесу замкнут. Поэтому лес устойчив и может существовать долго без нарушения условий.

VI. Домашнее задание.

Прочитать текст, нарисовать картины леса или выполнить поделки из природного материала.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

Родительское собрание на тему:
«Экологическое воспитание младшего школьника или Зелёная планета»

"Человек здоров лишь в том случае, когда он в своей повседневной жизни делает только то, что соответствует законам природы, в этом случае жизнь его наполнена радостью и счастьем..."
(Н. Семенова)

Цели

Просвещение родителей на тему "Экологическое воспитание ребенка в семье".

Привлечение внимания родителей к вопросу формирования у учащихся экологической культуры.

Ход собрания

1. Организационный этап

2. Вступительное слово классного руководителя

В настоящее время каждый человек, независимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен.

Что же такое экологическая культура? Экологическая культура - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.

Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет школьное экологическое воспитание. В семье проходит большая часть жизни человека. Для каждого ее члена – это определенное жизненное пространство, целая экологическая микросистема, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, развивать, реализовать себя и одновременно находится в тесной связи со всеми членами семьи. Ребенок появляется на свет полностью беспомощным. Родители начинают приучать свое крохотное существо жить в окружающем мире. С каждым годом мир детей расширяется, делается разнообразнее. Это не только дом, в котором живет ребенок, это – двор, сад, парк, город, село, речка, поле, т. е. среда обитания людей.

Как ребенок поведет себя в окружающем его мире? Это во многом зависит от нас, взрослых, от экологического воспитания в семье. Основной целью экологического воспитания в современной семье является формирование культуры поведения и социальной ответственности своих детей за природу, которая в свою очередь является сама неиссякаемым источником воспитания через ее многообразие и красоту. Именно красота природы в любом уголке нашей планеты, где живет человек, рождает в нем чувство любви к Родине, своему дому, матери, людям.

"…Я никому не поверю, - говорил К. Паустовский, - что есть на нашей Земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли. Только … исследуя какой-нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги». Природная красота гармонично переплетает в себе экологическое воспитание с эстетическим. Возьмем одно из чудес природы – цветы. Они не раз пробуждали в людях вдохновение. Народная пословица гласит: «Кто любит цветы, тот не может быть злым". Тысячи цветов украшают землю и всегда дарят людям радость.

Каждому человеку доступно развести цветущий сад в своей комнате на подоконнике или в особых подставках. Это – уют в доме. Цветы создают особую атмосферу умиротворения и праздника. А это та благодатная среда, которая воспитывает детей и стоит на страже их здоровья. Красота окружающего мира помогает развивать у ребенка эстетический вкус, воспитывает любовь и уважение к природе. Такие люди будут создавать города-сады, озеленять дворы, улицы, села. У них не поднимется рука сломать зеленую ветку с гроздьями алых ягод или вырвать с корнем молодое деревце.

Но чтобы таких людей на нашей Земле было большинство, необходимо с первых шагов своим действием закладывать в сознание ребенка понятие, что жизнь человека на всех ее этапах развития неразрывно связана с природой. Чтобы каждый уголок нашей родины был похож на цветущий край, необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.

Анкета для родителей

1. Что для вас экологическая культура?

система экологических знаний

ответственное и бережное отношение к природе- чувство сопереживания, забота о судьбе планеты

затрудняюсь ответить

другое

2. Считаете ли вы необходимым осуществлять экологическое воспитание ребенка в семье?

да, считаю необходимым

экологическое воспитание должно осуществляться только в школе- затрудняюсь ответить

3. Каким образом вы осуществляете экологическое воспитание вашего ребенка?

провожу беседы на экологическую тему

подаю личный пример - совместно с ребенком принимаем участие в субботниках, днях чистоты.

совместно с ребенком осуществляем высадку растений во дворе дома, на даче- совместно с ребенком осуществляем уход за комнатными растениями.

не осуществляю экологического воспитания своего ребенка.

3. Анализ анкетирования родителей

При подготовке к родительскому собранию было проведено анкетирование родителей, в результате которого были получены следующие результаты:

большинство родителей имеют представление о понятии экологическая культура - многие считают необходимым осуществление экологического воспитания ребенка не только в школе, но и в семье.

50 % принимают участие в субботниках и днях чистоты.

80% осуществляют уход за комнатными растениями в домашних условиях - 40% осуществляют высадку растений на дачах и во дворе.

90% проводят беседы на экологические темы со своими детьми

Мы рады отметить, что большая часть родителей подаёт личный пример, а не ограничивается беседами.

5. Итог мероприятия

Мы надеемся, что вас заинтересовал данный проект и наша совместная работа принесет плоды, а также, что вы получите удовлетворение от совместной творческой деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: