Изменения в процессе психотерапии




К.Роджерс

Теория личности

ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Каждый индивид существует в постоянно изменяющемся мире переживаний, центром которого он является.

Следует признать, что только часть личного мира индивида – и, очевидно, весьма небольшая часть, – переживается сознательно. Многие из наших сенсорных и внутренних ощущений не символизируются. Верно и то, что многое из этого мира переживаний доступно сознанию и может сознаваться, если потребность индивида вызывает определенные ощущения, поскольку они ассоциируются с удовлетворением этой потребности.

Проникновение в этот мир переживаний индивида, полное и непосредственное его познание представляет собой не более чем потенциальную возможность; оно не распространяется на жизнедеятельность индивида в целом. Существует множество испытываемых мною импульсов, ощущений и т.д., которые я допускаю в сферу сознания лишь при определенных условиях. Следовательно, мое наличное сознавание и познание своей феноменальной области ограничено. Однако остается истинным и то, что потенциально я – единственный, кто может знать ее во всей полноте. Никто другой никогда не сможет познать все это в той же мере, как я.

2. Организм реагирует на среду так, как она представлена в его восприятии и переживании. Эта сфера восприятия для индивида является "реальностью".

3. На то или иное феноменальное поле организм реагирует как организованное целое.

Хотя кое-кто еще уделяет основное внимание сегментному, или атомистическому типу органических реакций, все же возрастает число тех, кто признает, что самой глубинной чертой органической жизни является тенденция к общим, организованным и целенаправленным реакциям.

4. Организм имеет одну основную тенденцию и стремление – актуализировать (задействовать), сохранять и укреплять организм как средоточие опыта.

Организм развивается в сторону большей дифференциации органов и функций. Он движется в сторону расширения границ своей экспансии посредством продолжения себя в орудиях и в потомстве. Он движется в сторону большей независимости или самоответственности. Как отмечал Энгьял (5, с. 32-50), он движется в сторону повышения самоуправляемости, саморегуляции и самостоятельности, понижения гетерономного контроля или контроля со стороны внешних сил.

5. По сути, поведение является целенаправленной попыткой организма удовлетворить свои нужды, какими они представлены ему в переживаемом им поле восприятия.

6. Эмоция сопровождает и в целом способствует целенаправленному поведению; тип эмоции определяется либо исходным, либо завершающими аспектами поведения; интенсивность эмоции определяется значимостью в нашем восприятии данного поведения для сохранения и укрепления организма.

Оба рассматриваемых положения изложены здесь так, как если бы поведение всегда имело дело исключительно с сохранением и укреплением организма. Как будет видно из следующих положений, развитие Я может включать подобные модификации, так как поведение описывается, скорее, в плане удовлетворения потребностей Я, т.е. моих потребностей, иногда вопреки нуждам моего организма, а эмоциональная напряженность измеряется скорее степенью моей включенности, нежели моего организма. Итак, положения V и VI относятся к организму на дочеловеческой стадии или к человеку в младенческом возрасте.

7. В наилучшем положении для понимания поведения индивида находится сам индивид.

8. Часть общего поля восприятия индивида постепенно обособляется в виде его Я.

А пока следует отметить, что по мере развития ребенка часть его личного мира начинает сознаваться им как "я", "я сам".

9. В результате взаимодействия со средой и, в частности, в результате эволюционного взаимодействия с другими формируется структура Я как организованная, подвижная, но последовательная концептуальная модель восприятия "своих" характеристик и взаимоотношений и вместе с тем система ценностей, применяемых к этому понятию.

10. Ценности, применяемые к переживаниям, и ценности, которые входят в состав "себя", в одних случаях представляют собой ценности, непосредственно переживаемые организмом, а в других – ценности, интроецируемые или заимствованные у других, но воспринимаемые искаженным образом как непосредственно переживаемые.

11. Всякий опыт и всякое переживание в жизни индивида либо а) символизируются, воспринимаются и организуются определенным образом в их отношении к его Я, либо б) игнорируются, если не воспринимаются как имеющие отношение к его Я, либо в) отрицаются или искажаются в символизации как несовместимые со структурой его Я.

12. Большинство приемлемых для организма способов поведения совместимы с представлениями человека о самом себе.

13. В некоторых случаях поведение может определяться органическими ощущениями и потребностями, которые остаются несимволизированными. Такое поведение может быть несовместимо со структурой представлений о себе, но в этих случаях индивид – не "хозяин" своего поведения.

14. Психологическая регуляция расстраивается, когда организм не пропускает в сферу сознания значимый сенсорный опыт и внутренние ощущения, которые, поэтому, не символизированы и не организованы в гештальты Я-структуры. В таких ситуациях возникает сильная напряженность реальная или потенциальная.

15. Психологическая регуляция существует тогда, когда весь сенсорный опыт человека и внутренние ощущения его организма ассимилированы или могут быть ассимилированы на уровне символизации, будучи совместимы с его представлениями о себе.

16. Любое переживание, несовместимое с организацией или структурой представлений о себе, может восприниматься как угроза, и чем больше таких восприятий, тем жестче организация структуры Я для самозащиты.

17. При определенных условиях, первоначально исключающих какую-либо угрозу структуре Я, переживания, несовместимые с ней, могут восприниматься и проверяться, а структура Я может быть пересмотрена с целью ассимиляции и включения этих переживаний.

18. Когда индивид воспринимает и принимает в единую согласованную систему весь свой сенсорный и внутренний опыт, он с необходимостью начинает лучше понимать других как самостоятельных индивидов.

19. По мере того как индивид все больше воспринимает и принимает в структуру Я органические переживания, он обнаруживает, что изменяет свою систему ценностей – опирающуюся главным образом на искаженно символизированные интроекции – в непрерывном процессе организменного оценивания.

 

СХЕМАТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

Рисунок 1. Личность как целое

Структура Я Сфера опыта

Предлагаемую схему можно понять только в соотношении с определением каждого элемента.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Личность как целое. Общая схема предполагает рассмотрение структуры личности как целого. На рисунке 1 представлена личность в состоянии психологической напряженности.

Сфера опыта. Данный круг представляет поле непосредственных переживаний, сенсорных и внутренних. Его можно было бы сравнить с общим полем психических явлений у ребенка. Сюда входит все, что переживается индивидом. Это подвижная и изменяющаяся сфера.

Структура Я. Этот круг охватывает понятия, определяющие структуру или концепцию себя, существующие у человека представления о себе, которые включают модели восприятий, характеристик и установок индивида, а также связанные с ними значения. Структура Я доступна осознанию.

Зона I. Внутри этого участка феноменального поля представления о себе конгруентны, то есть согласуются с данными сенсорных и внутренних переживаний.

Зона II. Эта зона представляет участок феноменального поля, в котором содержится искаженный в символизации социальный или какой-либо иной опыт, воспринимаемый как часть личного опыта индивида. Восприятия, представления, полученные от родителей и других субъектов окружения, воспринимаются в данном феноменальном поле как продукт сенсорных данных.

Зона III. Эта область охватывает сенсорные и внутренние переживания, не допускаемые в сознание по причине их несовместимости со структурой Я.

ПОЯСНЕНИЯ

Буквы в кругах можно рассматривать как элементы опыта. Наполняя их конкретным содержанием, можно дать объяснение функционирования личности.

Рисунок 2. Личность как целое

Структура Я Сфера опыта

ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ТЕРАПИИ

Определения кругов и зон остаются прежними, но очевидно, что теперь они находятся в другом соотношении; структура Я в данном случав более соответствует сенсорному и внутреннему опыту индивида.

Изменения в процессе психотерапии

Стараясь понять процесс изменения и получить представление о нем, вначале я искал элементы, которые служили бы признаком изменения или характеризовали его. Я думал об изменении как о законченном целом и искал его отличительные признаки. Однако по мере знакомства с живыми фактами изменений у меня возникло представление, что это – особого рода континуум, отличающийся от того, каким я его представлял себе ранее. Я начал понимать, что индивиды движутся не от комплекса устойчивых качеств, или гомеостаза, через изменение к новым устойчивым качествам, хотя и такой процесс возможен. Однако более важную последовательность составляет переход от неподвижности к изменчивости, от застывшей структуры к потоку, от статики к динамике. У меня сформировалась гипотеза, что, возможно, качества высказываний клиента в какой-либо один момент времени могут указывать на его положение в этом континууме, могут показывать, где он находится в этом процессе изменений.

Постепенно у меня сформировалось представление о процессе, состоящем из семи стадий, хотя я буду подчеркивать, что это – континуум, непрерывность, и не важно, различаем ли мы три стадии или пятьдесят, все равно существовали бы все промежуточные точки.

Семь стадий процесса

Первая стадия

Мало вероятно, что индивид, находящийся на этой стадии статичности и отдаленности от своих переживаний, добровольно придет на прием к терапевту. Однако я могу несколько пояснить характеристики этой стадии.

Наблюдается нежелание сообщать что-либо о себе. Сообщается только о внешних предметах.

Чувства и личностные смыслы не осознаются и не относятся к самому себе.

Личностные конструкты (я заимствовал этот полезный термин у Келли) исключительно статичны.

Близкие отношения в общении кажутся опасными.

На этой стадии не воспринимается и не признается существование проблем.

Нет желания изменяться.

Общение с самим собой блокируется.

 

Вторая стадия

Выражение чувств перестает быть статичным в высказываниях, не относящихся к себе.

Проблемы воспринимаются как внешние по отношению к себе.

Отсутствует чувство личной ответственности за проблемы.

Чувства описываются так, будто они ему не принадлежат, или иногда как объекты в прошлом.

Чувства могут быть высказаны, но не осознаны как таковые, как принадлежащие этому человеку.

Личностные конструкты статичны и не осознаются в качестве конструктов, о них думают как о фактах.

Дифференциация личностных смыслов и чувств очень ограниченна и глобальна.

Противоречия могут быть выражены, но они почти не осознаются таковыми.

Третья стадия

Наблюдается более свободный поток высказываний о себе как объекте.

Наблюдаются также высказывания о своих переживаниях как объектах.

Наблюдаются также высказывания о себе как об объекте, отраженном прежде всего в других.

Часто выражаются или описываются чувства или личностные смыслы, отсутствующие в настоящий момент.

Обычно это сообщения о чувствах в прошлом.

Чувства почти не принимаются. Большей частью чувства раскрываются как что-то постыдное, плохое, ненормальное или неприемлемое в других отношениях. Чувства проявляются и затем иногда осознаются как таковые.

Переживание описывается как что-то, имевшее место в прошлом, или как что-то, отдаленное от себя.

Личностные конструкты неподвижны, но могут быть осознаны как таковые, а не как внешние факты.

Дифференциация чувств и смыслов несколько более четкая, менее глобальная, чем на предыдущей стадии.

Имеется признание противоречий в опыте.

Личный выбор часто видится неэффективным.

Четвертая стадия

Клиент описывает более сильные чувства, не относящиеся к настоящему.

Чувства описываются как объекты в настоящем.

Временами чувства выражаются как существующие в настоящем, иногда они прорываются почти против желания клиента.

Наблюдается тенденция ощущать чувства в ближайшем настоящем и вместе с тем недоверие и страх перед этой возможностью.

Чувства принимаются открыто, но в очень малой степени.

Переживание менее связано со структурой прошлого опыта, оно менее отдалено от человека и изредка может проявляться с небольшой отсрочкой.

Опыт истолковывается клиентом более свободно. Клиенты открывают для себя некоторые личностные конструкты; они их определенно узнают как таковые; начинают сомневаться относительно значимости этих конструктов.

Наблюдается все увеличивающаяся дифференциация чувств, конструктов, личностных смыслов, наблюдается тенденция к поиску слов для точного выражения чувств.

Клиент с беспокойством осознает противоречия и несоответствия между собой и своим опытом.

Имеется чувство личной ответственности за проблемы, хотя в этом чувстве проявляются и колебания.

Пятая стадия

Чувства выражаются свободно, относятся к настоящему моменту.

Чувства переживаются почти что полностью. Они "прорываются", просачиваются, несмотря на страх и недоверие, которые клиент испытывает, переживая их во всей полноте и непосредственности.

Начинает приходить осознание того, что при переживании чувства необходимо точно его назвать.

Когда чувства "прорываются" на поверхность сознания, клиент чувствует удивление или испуг, редко удовольствие.

Чувства все более принадлежат клиенту, и у него растет желание слиться с этими чувствами, быть действительно самим собой.

Переживание течет свободно, оно не отдалено и часто проявляется с маленькой отсрочкой.

Способы истолкования опыта становятся намного свободнее. Наблюдаются новые открытия личностных конструктов как таковых, их критически рассматривают, выражают в них сомнение.

Имеется сильное и очевидное стремление к тому, чтобы дифференциация чувств и смыслов была точной.

Происходит все более ясное осознание противоречий и несоответствий в опыте.

Наблюдается все возрастающая личная ответственность за встающие проблемы, озабоченность тем, какой вклад он внес в их решение. Внутренние диалоги становятся все более свободными. Постепенно разрушается блокада в общении с самим собой.

Иногда эти диалоги вербализуются.

Шестая стадия

Прежде застрявшее чувство, движение которого было заблокировано, на этой стадии переживается непосредственно.

Чувство течет, раскрывая свое полное качество.

Чувство в настоящем переживается сразу и непосредственно, во всем его богатстве.

Принимается непосредственность переживания и чувство, составляющее его содержание. Клиент его не страшится, он его не отрицает и не борется с ним.

Клиент субъективно проживает это переживание, а не просто проявляет связанные с ним чувства.

Переживание на этой стадии представляет собой реальный процесс.

Другой характеристикой этой стадии служит сопровождающее ее физиологическое расслабление.

На этой стадии внутренняя коммуникация относительно свободна и не заблокирована.

Активно переживается несоответствие между опытом и его осознанием, пока оно не переходит в соответствие. Относящиеся к опыту личностные конструкты растворяются в этом моменте переживания, и клиент чувствует, что он независим от предыдущих устойчивых структур связей.

Момент полного чувствования становится ясным и определенным объектом для обозначения.

Дифференциация переживаний четкая и имеет под собой основу.

На этой стадии нет ни внешних, ни внутренних проблем. Клиент субъективно живет какой-то частью своей проблемы. Она не выступает для него внешним объектом.

Седьмая стадия

Новые чувства переживаются во всем многообразии деталей немедленно, как в психотерапевтических отношениях, так и вне их.

Переживание таких чувств используется в качестве вполне определенного объекта для обозначения.

Наблюдается растущее и длительное ощущение принадлежности чувств, принятых клиентом, а также имеющее основу доверие к процессу, происходящему в нем.

Переживание почти не связано структурой и стало процессом, то есть ситуация переживается и толкуется как новая, а не как бывшая в прошлом.

"Я" становится все более субъективным рефлексивным сознаванием внутреннего опыта. "Я" гораздо реже выступает как воспринимаемый объект и гораздо чаще как что-то, чувствуемое как процесс.

Личностные конструкты получают другое вероятное истолкование, их значимость проверяется в последующем опыте, но даже в этом случае они достаточно свободны.

Внутренняя коммуникация становится недвусмысленной, чувства имеют соответствующее им обозначение, для новых чувств вводятся новые обозначения.

Клиент чувствует, что может выбрать новые способы существования.

Поскольку все стороны опыта доступны для осознания, выбор становится правильным и эффективным.

Когда индивид в процессе изменения доходит до седьмой стадии, он находится в новом измерении. На этой стадии клиент включает качества движения, потока, изменчивости в каждый аспект своей психической жизни, и это становится ее примечательной характеристикой. Он живет в потоке своих чувств, сознавая и принимая их, а также веря в них. У него постоянно изменяются способы истолкования опыта, поскольку его личностные конструкты изменяются с каждым новым событием жизни. По своей природе его переживание – это процесс. В каждой новой ситуации испытываются новые чувства, которые истолковываются по-новому. Истолкование чувств на основе прошлого опыта происходит лишь тогда, когда новый опыт похож на прошлый. Клиент переживает чувства непосредственно, зная в то же время, чтó он переживает. Он ценит точность дифференциации чувств и личностных смыслов своего опыта. Внутренняя коммуникация между различными аспектами его "Я" не заблокирована. Он свободно раскрывает себя в общении с другими, и это не стереотипные, а личные отношения. Он сознает себя, но не как объект, это скорее сознавание, направленное на себя, субъективное проживание течения жизни. Он воспринимает себя как ответственного за свои проблемы. Он на самом деле чувствует, что полностью отвечает за свою жизнь во всех ее текущих аспектах. Он живет полной жизнью в своем "Я" как постоянно текущем и изменяющемся процессе.

А. Маслоу



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: