Зарождение мышления и памяти




Р ебенок узнает людей, предметы, возникают первые элементы наглядно-действенного мышления (мышление-действие –например, собирание пирамидки). Ребенок усваивает, что предметы обладают постоянным состоянием, активно повторяют и с удовольствием демонстрируют подражание взрослым.

 

Центральное новообразование младенческого возраста –

«Пра-мы» (у ребенка нет ощущения «Я», к концу первого года нет отделения от матери, к 2-3 годам категорично выделяется «Я»)

 

«Пра-мы» - переживание ребенком своей неразрывной связи с матерью, это первая форма самосознания, при которой ребенок выделяет внешний мир как внешний, но себя, как отдельное существо не выделяет.

Мультипликация матерейэто частая смена взрослых, ухаживающих за ребенком (нет привязанности к одной маме – происходит у детей в детских домах)

Э.Эриксон утверждал, что у младенцев появляется доверчивое отношение к миру, как к безопасному, не содержащему к себе угрозы – доверие к миру.

Развитие движений и действий:

Время появления движений Развитие моторики
1 месяц Поднимает подбородок
2 месяца Поднимает грудь
3 –//– Тянется за предметом, но, как правило, промахи­вается
4 –//– Сидит с поддержкой
5 – 6 –//– Хватает рукой предметы
7 –//– Сидит без поддержки
8 –//– Садится без посторонней помощи
9 –//– Стоит с поддержкой: ползает на животе
10 –//– Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, дер­жась двумя руками
11 –//– Стоит без поддержки
12 –//– Ходит, держась одной рукой

1 месяц – хаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак;

2 месяца – сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды.

3 месяца – удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот, различает близких, начинает выделять мать, развивается комплекс оживления на любого человека.

4 месяца – ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движение пальцев не дифференцированы.

5 месяцев – противопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев, отчетливое предпочтение матери.

6 месяцев – переломная точка развития, страх ухода матери, страх чужого лица – это сопровождается криком.

6-7 месяцев – ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, пе­рекладывает из руки в руку и т.д., движение пальцев дифференцируются.

8-9 месяцев – берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие – всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают.

10-11 месяцев – манипулирует с предметами, появ­ляются первые функциональные действия, позволяющие относи­тельно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком).

Развитие речи:

Уже в комплексе оживления проявляется особый интерес ребенка на обращенную к нему речь взрослого.

В пер­вом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радост­ном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением.

Во вто­ром полугодии возникает лепет, в котором можно различить некото­рые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с дей­ствиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестику­ляцией.

К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов сходных по звучанию со словами взрослой речи.

Новообразования: элементарные формы восприятия и мышления. Первые самостоятельные шаги, слова. Активная потребность в познании окружающего мира.

Общение со взрослыми как ведущая деятельность младенца.

Ведущая деятельность младенческого возрастаэмоциональное общение со взрослым. Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощ­ным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, оде­вают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Потребность в общении

у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым дан­ным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухажи­вающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться.

Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Что же происходит, если потребность в общении не удовлетво­ряется или удовлетворяется недостаточно?

Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве по­лучили название госпитализма.

Госпитализм – ( больничный синдром, открыл Шпиц ) формируется при отсутствии у детей общения со взрослыми. Госпитализмом страдают не только младенцы, но и дети не имеющие родителей.

 

Кризис 1 года.

С появлением пер­вых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходный период, который называется «кризис 1 года »

Кризис возникает, когда ребенок начал ходить и произносить слова. Проявляется в первых актах оппозиции протеста (действия взрослых по отношению к ребенку.) Ребенок и взрослый вступает в полосу конфликтов; появляется логика «можно» и «нельзя», появляются границы дозволенного.

Основу кризиса составляет противоречие между потребностью в познании окружающего предметного мира и отсутствием у ребенка средств и способов познания (т.е. ребенок ничего не знает о предметах и не умеет с ними действовать.)

Внешние проявления кризиса:

у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребенок становиться беспокойным, появляются проявления самостоятельности.

Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможности являются еще недостаточными для удовлетворения потребностей.

Главное приобретение переходного периода

своеобразная детская речь, которую Л.С. Выготский назвал автономной. Она значительно отличается от взрослой речи, по своему звучанию иногда напоминает “взрослые” слова, а иногда резко отличается от них (ав-ав - собака, ти-ти - часы).

Автономная детская речьособый детский язык; речь, устроенная по своим законам: речь отдельными звукоподражательными словами, обрывки взрослых слов, слов-искажений, совершенно не похожих на взрослые.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: