Понятие и признаки государства.




Единого определения понятия «государство» не существует. Несколько примеров определений:

В. В. Лазаревым предлагается следующее определение государства — это «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа».

Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой даёт два значения: «1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры» и «2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры».

Государство — это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка. Государство — это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) — охрана порядка. Государство существует там, где специализированные органы поддержания порядка, как, например, полиция и суд, отделились от остальных сфер общественной жизни. Они и есть государство.

Государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий.

Государство – организация (орудие, машина) непосредственного политического властвования. Все другие организации, входящие в политическую систему общества, участвуют в осуществлении власти опосредованно, через государство, в различной мере и различных формах сотрудничая с ним.

Государство отличается от этих организаций рядом существенных признаков.

1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.

2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство – единственный носитель суверенной власти.

3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. Те или иные общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как нормативные акты государства обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан. Правотворчество – исключительная прерогатива государства.

4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций.

Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения.

Функционирование этого специально созданного государственного механизма, этой своеобразной отлаженной машины» необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц – государственных служащих, основное назначение которых, с учетом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том только и состоит, чтобы управлять.

5. Государство – единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.

6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.

7. Один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающийся со всеми рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них, – это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений. Трудно найти в истории пример, когда бы государство могло обходиться без права, а право – без государства.

Взятые в совокупности отмеченные признаки государства объясняют его особое место и ведущую роль в политической системе общества. Вполне понятно, что в разные исторические эпохи, в различных социально-экономических условиях указанные признаки государства отличаются как конкретным внутренним содержанием, так и своим внешним проявлением.

 

 

2. Основные теории происхождения государства и права

Государство и право представляют собой сложнейшие явления. Отсутствие документальных свидетельств о про­цессе их становления и особенности человеческого разума, который не в силах, как правило, уловить момент каче­ственного перехода из одного состояния в другое, породи­ли множество теорий, объясняющих причины возник­новения государства и права.

В глубокой древности возникла теологическая' тео­рия, сторонники которой утверждали, что государство и право — результат божественной воли. Утверждение свя­того апостола Павла: «Нет власти не от Бога», — было

1Теология — систематизированное изложение вероучения

охотно взято на вооружение государями, которые нужда­лись в идеологическом обосновании своей власти.

Концепция божественного происхождения государства и права наиболее ярко выражена в трудах знаменитого католического богослова Фомы Аквинского. Он утверж­дал, что все высшие законы, порядок господства и подчи­нения установлены Богом (об этом есть прямое указание и в Библии).

В настоящее время тезисы Фомы Аквинского взяты на вооружение католической церковью, но в целом, в евро­пейских и американских государствах теологическая кон­цепция сегодня не пользуется авторитетом. Иная ситуа­ция в странах ислама, где теологическая теория проис­хождения государства и права считается основной, а священная книга — Коран — до сих пор рассматривается как основополагающий источник права и государствен­ной власти.

Патриархальная1 теория видит причину возникно­вения государства в разрастании семьи. Основы этой тео­рии заложены китайским философом Конфуцием и древ­негреческим философом Аристотелем. Так, Конфуций отождествлял власть отца в семье и власть правителя государства, требуя, чтобы правитель относился к своим подданным с отеческой заботой, а подданные платили ему почтительностью и любовью. По Аристотелю, государство вырастает из сельской общины, основу которой составля­ет семья.

Наиболее полное изложение данной теории содержит­ся в произведении английского философа Роберта Филь-мера «Патриархия, или Естественная власть королей». Фильмер, будучи сторонником абсолютной монархии, пы­тался доказать, что Адам, получив власть над людьми от Бога, передал ее своему старшему сыну, а он — своим потомкам — королям. Власть короля аналогична власти отца в семье и уже поэтому не подлежит критике, а тем более свержению.

На заре нового времени широкое распространение по­лучила естественно-правовая теория. Гуго Гроций и Бе­недикт Спиноза (Голландия), Томас Гоббс и Джон Локк (Англия), Жан Жак Руссо (Франция) полагали, что изна-

1Патриархия (от греч.pater(patros) отец +archeвласть) — власть отца, главы рода

чально существуют вечные, разумные правила поведения, вытекающие из самой природы человека. Эти правила они и называли естественным правом. Естественное право определяет фундаментальные условия существования че­ловеческой личности: право на жизнь, свободу, безопас­ность, сопротивление насилию. Государство же является продуктом реального, а чаще всего — негласного (молча­ливого — по выражению Вольтера) общественного дого­вора. В пользу государства люди отказались от части ес­тественных прав с тем, чтобы государство их защищало. В последующем государство стало рассматриваться пра­вителями как своя вотчина, и смысл договора был утра­чен. Нарушение правителем естественных прав поддан­ных является основанием для его свержения.

Естественно-правовая теория с успехом использовалась в борьбе против абсолютной монархии и феодального пра­ва. В настоящее время она утратила свое значение, но некоторые положения естественно-правовой теории акту­альны и сегодня. Так, если рассматривать государство как результат общественного договора, то личность и государ­ство оказываются равными партнерами. Данный подход вполне соответствует современному представлению о пра­вовом государстве.

Весьма распространенной является теория насилия. Ее основоположники — Шан Ян (Китай), Людвиг Гумпло-вич (Австрия), Евгений Дюринг и Карл Каутский (Герма­ния). Происхождение государства и права данная теория связывает с внешним или внутренним (или тем и дру­гим) насилием. Внешнее насилие — завоевание одного народа другим, внутреннее — экономическое насилие од­ной страты общества над другой.

В теории насилия есть некоторое рациональное зерно. Так, внешнее насилие сыграло немалую роль в образова­нии ряда государств, среди которых — варварские коро­левства времен раннего средневековья, Золотая Орда, Ве­ликое княжество Литовское и другие.

Органическая теория, основоположником которой был английский социолог и философ Герберт Спенсер, рассмат­ривает государство как результат эволюции природы. Бу­дучи частью природы, человек вел борьбу за выживание. Средством выживания и приспособления к окружающей природе стало объединение людей в единый организм — государство. Подобно живому организму государство развивается, специализируются его органы, оно стареет и уми­рает. Правительство играет в государстве ту же роль, что и мозг у человека, земледелие и ремесло представляют си­стему органов питания, транспорт и связь — распредели­тельную систему государства и т. д.

Современная юриспруденция до сих пор использует от­дельные элементы концепции Спенсера. В частности, во многих определениях государство характеризуется как система взаимосвязанных специализированных органов.

В XIXв. усилиями Карла Маркса и Фридриха Энгель­са была создана классовая (экономическая) теория про­исхождения государства и права. С их точки зрения госу­дарство и право возникли одновременно в силу появления частной собственности и раскола общества на классы. Государство и право стали инструментом защиты интере­сов экономически господствующих классов. В будущем, с установлением диктатуры пролетариата и уничтожением частной собственности, надобность в государстве и праве отпадет. В коммунистическом обществе граждане будут взаимодействовать на основе самоуправления, а норматив­ным регулятором их поведения будет мораль.

Классовая теория имеет определенные достоинства, в частности, она привлекает внимание к важнейшему фак­тору возникновения государства и права — уровню разви­тия экономических отношений.

Психологическая теория, которую предложил русско-польский юрист Лев Петражицкий, объясняет возникно­вение права свойствами человеческой психики. Право, с его точки зрения, возникло из эмоций и переживаний че­ловека, его представлений о должном и недолжном пове­дении. Возникновение государства связано с потребнос­тью человека жить в коллективе, психологической зави­симостью большинства людей от мнения и авторитета лидера.

Кризисная теория. ВXXвеке была разработана тео­рия, которая попыталась связать воедино географический, демографический, экономический, технологический факто­ры исторического развития. С точки зрения авторов кри­зисной теории точкой отсчета в образовании государства и права служит неолитическая революция. Хотя эта тео­рия происхождения государства и права является наибо­лее обоснованной данными современной науки, она так же не в состоянии дать исчерпывающие ответы на все вопросы которые поставила перед наукой такая сложная про­блема, как происхождение государства и права.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: