Каковы основные требования цеховых уставов?




Ремесло и торговля в средневековой Европе.

Учитель: Средневековые города развивались прежде всего как центры сосредоточения ремесленного производства. В отличие от крестьян, ремесленники работали для удовлетворения потребностей рынка, производя продукцию на продажу.

Ученый-археолог: Труд ремесленника – одна из основ хозяйства средневекового города. Полноправный ремесленник работал в собственной мастерской. В отличие от современных рабочих, каждый из которых выполняет, как правило, лишь одну несложную операцию, а затем передаёт заготовку другому, средневековый ремесленник владел всеми секретами своей профессии и изготовлял вещь от начала до конца – даже такую сложную в изготовлении как, например, рыцарский доспех. Мастер должен был знать и уметь всё: от выбора сырья до тщательной отделки и украшения готового изделия. Чаще всего ремесленник изготовлял вещи на заказ. Он знал, что искусная работа прославит, а негодная – опозорит его. Поэтому в каждом творении мастер стремился показать лучшее, на что он способен. С гордостью ставил он на завершённом изделии своё имя или знак. Мастер жил своим ремеслом, вкладывал в него душу. Многие творения средневековых мастеров и в наши дни поражают совершенством исполнения, вкусом и фантазией автора. Обычно ремесленник работал не один. Если у него был сын, то именно он становился главным помощником, а после смерти отца наследовал мастерскую. Кроме того, ремесленник обучал своей профессии одного или нескольких учеников. Беря себе ученика и получая за это определённую плату, мастер в установленный срок (в зависимости от сложности ремесла – от 1-2 до 8 и более лет) должен был обучить подростка всему, что умел сам. Ученик жил в доме мастера. Завершив обучение, он становился подмастерьем – ближайшим помощником мастера. Подмастерье уже мог выполнять в мастерской самые сложные задания, получая за это заработную плату.

Ученый-архивариус: ИЗ СТАТУТОВ ПАРИЖСКИХ ТКАЧЕЙ ШЕРСТИ (ХIII в.)

2. Ни один ткач шерсти и никто другой не должен иметь мастерскую в пределах Парижского округа, если не умеет собственноручно заниматься мастерством, если он не сын мастера…

32. Все сукна должны быть целиком из шерсти и так же хороши в начале, как и в середине, и если они не таковы, тот, кому они принадлежат, платит за каждый кусок сукна 5 су штрафа…

47. Никто из вышеупомянутого цеха не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа…

51. Подмастерья-ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерне… но складывать работу они должны после звона к вечерне.

Учитель: Ремесленные цехи. Хотя каждый ремесленник трудился в собственной мастерской, жизнь требовала от собратьев по профессии взаимопомощи. Поэтому мастера одной специальности, проживающие в одном городе, часто объединялись в союзы – цехи. Главная задача цеха заключалась в том, чтобы защитить городское ремесло от возможной конкуренции пришлых ремесленников. Ведь круг покупателей ремесленных изделий был довольно узким, соперничество грозило разорением. Цех, пользуясь своим влиянием в городе, запрещал заниматься соответствующим ремеслом всем, кто не являлся его членом. Иначе на рынке появились бы изделия пришлых ремесленников, в том числе худшие по качеству, но более дешёвые. Качество продукции в этом случае неминуемо снизилось бы, а многие достойные мастера разорились. Этому и препятствовали цехи.

В уставе цеха, то есть в правилах, обязательных для всех членов, их труд был подчинён строгим ограничениям: в какие дни и в какое время дня можно или нельзя работать, сколько помощников нанимать, какой должна быть готовая продукция. Скажем, кусок сукна должен быть строго определённой длины, ширины и качества. Нельзя было рекламировать свою продукцию, продавать её дороже установленной цехом цены, переманивать у других мастеров учеников или заказчиков. Старшины, возглавлявшие цех, придирчиво следили и за качеством продукции, и за соблюдением устава. Нарушителя могли выставить к позорному столбу, оштрафовать, даже исключить из цеха. Благодаря уставу цеха все его члены оказывались в одинаковом положении. Ни один из них, даже самый энергичный и талантливый, не мог разбогатеть за счёт других.

Каковы основные требования цеховых уставов?

Учитель: Цех регулировал не только труд, но и другие стороны жизни его членов. Члены цеха приобретали большое помещение, где обсуждали свои дела, пировали по случаю праздника или приёма в цех нового члена (кстати, слово «цех» первоначально означало «пирушка»). Нередко цехи участвовали в управлении городом. Цех имел герб и знамя, отвечал за оборону участка городской стены. Цех собирал членские взносы на общие нужды. Из этих средств получали помощь семьи тяжело заболевших или умерших членов цеха. В городе среднего размера могло быть около дюжины цехов, в большом – несколько десятков или даже сотен. Известны, однако, города и целые страны, где цехов не было вообще. В этом случае от конкуренции чужаков ремесленников защищал городской совет. Желающий стать членом цеха должен был показать своё мастерство, изготовив образцовое изделие. Во Франции такое изделие называли шедевром. Если шедевр заслужил одобрение придирчивых членов цеха, если кандидат был сыном уважаемых родителей, и о нём самом не было известно ничего дурного, то лишь один шаг отделял его от звания полноправного мастера: он должен был устроить за свой счёт пирушку для всех членов цеха. Позже, стремясь ещё более ограничить конкуренцию, многие цехи затрудняли доступ в них новым членам. Теперь цех был открыт только для сыновей или зятьёв мастеров, а перед остальными воздвигались непреодолимые преграды. В результате подмастерья лишались возможности стать мастерами. Их иногда называли вечными подмастерьями. Чтобы отстаивать свои права, подмастерья объединялись в союзы – братства. Они добивались от мастеров улучшения условий труда и повышения оплаты. С течением времени цехи стали тормозить развитие ремесла. Были случаи, когда старшины уничтожали важные изобретения и преследовали изобретателей.

Ученый-архивариус: Решение цеха шелкопрядильщиц (начало XV в.)

Да будет вам известно, что к нам явился Вальтер Кезенгер, предложивший построить колесо для прядения и сучения шелка. Но, посоветовавшись и подумавши со своими друзьями… совет нашел, что многие в нашем городе, которые кормятся этим ремеслом, тогда погибнут. Поэтому было постановлено, что не надо строить и ставить колесо ни теперь, ни когда-либо впоследствии.

Торговля.

Учитель: Роль купца в средневековом обществе трудно переоценить. Не меньше, чем ремесленник, он способствовал расцвету городов. И труд его тоже был делом нелёгким. Большую часть своей жизни он проводил в деловых поездках: в одном городе покупал, в другом продавал. Дороги обычно оставляли желать лучшего, дожди делали их непроезжими. Средневековые купцы редко путешествовали в одиночку и всегда были вооружены, ведь на дорогах действовали разбойники. Была и другая напасть: в раздробленной Европе, проезжая по земле разных сеньоров, купец каждому из них должен был заплатить пошлину. В совокупности это оборачивалось довольно крупной суммой. Особенно не жаловали купцы обычай, известный из поговорки: «Что с возу упало, то пропало». Это означало, что любой товар, оказавшийся на земле, «законно» переходил к её сеньору. Доход купца, связанный с перепродажей товаров, был сопряжён с огромным риском. Для того, чтобы хоть как-то обезопасить себя, купцы начали организовывать гильдии – купеческие союзы. гильдия – купеческий союз. Возникали союзы, выходящие за пределы одного города. Хорошо известна Ганза – товарищество преимущественно немецких купцов балтийских городов. Во главе Ганзы стоял немецкий город Любек. Ганза, по сути дела, контролировала всю торговлю в Северной Европе. Но все же центр европейской торговли находился в Средиземноморье. Через Средиземное море шла торговля с богатым Востоком. С Востока привозились предметы роскоши: китайский фарфор, тонкие ткани, пряности (перец, корица и другие приправы), благовония, драгоценные камни. Среди феодалов и знатных горожан эти товары пользовались большим спросом. Торговля ими находилась в руках двух итальянских городов-государств – Венеции и Генуи. Оба города обладали сильным флотом, соперничали с Византией и друг с другом. В XIII веке венецианские купцы из семьи Поло пересекли почти всю Азию и добрались до Китая. Около 20 лет провёл Марко Поло на службе у великого хана. Вернувшись домой, он живо и занимательно, хотя и не без преувеличений, описал диковины и богатства восточных стран – Китая, Японии, Индии. Его книга пользовалась в Европе огромной популярностью. В конце XV века её внимательно изучал генуэзец Христофор Колумб, который решил проложить свой путь к сказочным богатствам Востока.

Ростовщичество. Благодаря усилиям ремесленников и купцов, европейская торговля заметно оживилась. По всей Европе возникали ярмарки, которые собирали множество людей с разных концов континента. Обычная торговля велась на еженедельных рынках, но наиболее оживлённо торговали на ежегодных рынках – ярмарках. (Это слово, пришедшее в русский язык из немецкого, как раз и означает «годовой рынок»).

Ученый-архивариус: ШАМПАНСКИЕ ЯРМАРКИ

В период своего расцвета в ХII — начале ХIV в. шампанские ярмарки имели общеевропейское значение. Здесь, в центре Франции, сходились пути, которые вели из Англии, Нидерландов и Германии к французским и итальянским средиземноморским портам.

Графы Шампани, которым ярмарки приносили огромные доходы, покровительствовали им и обеспечивали безопасность купцов и их товаров. Ярмарки действовали в течение почти всего года. Они собирались 6 раз в году, по полтора-два месяца, в четырех городах Шампани, причем в раз и навсегда установленной последовательности (Труа — Провен — Труа — Ланьи — Бар — Провен). Торговали с размахом. Сукно и шелк сменялись кожей и мехами, продавали пряности и краски, соль и скот. Здесь же получали кредиты и взимали долги, переводили и обменивали крупные денежные суммы. Однако в первой половине ХIV в. развитие морского торгового пути вокруг Пиренейского полуострова, политические неурядицы, подъем нидерландской и немецкой торговли привели к постепенному упадку шампанских ярмарок, на смену которым пришли ярмарки в Брюгге.

Ученый-археолог: Для нормального развития торговли Европа нуждалась в надёжных деньгах. Вследствие раздробленности имели хождение сотни разных видов монет, да к тому же многие из них время от времени «портили» - уменьшали вес или содержание драгоценного металла.

Разобраться во всём этом купцу было довольно сложно, а ошибиться значило понести убытки. Поэтому появились люди, которые, обслуживая купцов, специально занимались монетами. Они с первого взгляда определяли стоимость монеты и за умеренную плату обменивали полноценные деньги любой страны на те, которые требовались купцу. Этих людей называли менялами. Со временем они стали хранить деньги и одалживать необходимые суммы, т. е. заниматься ростовщичеством. Ростовщики разных городов объединяли свои усилия, что способствовало возникновению векселей. Теперь купец мог оставить определённую сумму ростовщику в одном городе, получить от него вексель и реализовать его в другом городе. Постепенно столы и конторы менял превратились в первые банки (от итальянского «банко», «банка» - скамья, стол, прилавок). Деятельность менял была подчинена определённым правилам. Если менялу ловили на заведомом обмане, то он терял репутацию, и в знак этого его скамью ломали или опрокидывали (по-итальянски сломанная скамья – «банка рота», отсюда наше слово «банкротство»). по-итальянски сломанная скамья – «банка рота», отсюда наше слово «банкротство».

Учитель: Постепенно развитие торговли и банковского дела подрывало основы натурального хозяйства. На смену ему приходило новое, денежное хозяйство, при котором значительная часть и продукции сельского хозяйства, и ремесленных изделий производилась для продажи на рынке. Горожане заметно отличались от сельских жителей, причём не только занятиями. Они иначе смотрели на мир, были более деловыми и энергичными, рассчитывали на себя и гордились своими успехами. Они гораздо больше знали о мире, были в курсе главных новостей. Темп их жизни был куда выше, чем у крестьян, они вечно спешили, ценили время – не случайно именно в городе появились первые часы. Не довольствуясь унаследованным от родителей, они стремились разбогатеть, добиться успеха. Со временем потомки средневековых горожан изменили облик Европы и всего мира.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: