Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционно-развивающего курса «Произношение»




АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ПРЕДМЕТА «ПРОИЗНОШЕНИЕ»

 

 

Уровень образования - начальное общее

Срок реализации программы – 2 года

 

Составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, с учётом примерной адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи

 

Сыктывкар

2019 г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, с учётом примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, программы формирования универсальных учебных действий, образовательной программы 5.2 (для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи).

Дети с общим недоразвитием речи, имеющие нормальный физический слух и потенциальное интеллектуальное развитие, в целом соответствующее возрастному нормативному развитию. Нарушения речи проявляются в системной недостаточности всех ее компонентов. В области произносительной стороны речи для обучающихся характерны выраженные недостатки, включающие дефекты артикуляции звуков, недоразвитие фонематического восприятия, специфические трудности в передаче звуко-слоговой структуры слова. Не сформированы также основные фонетические средства интонационного оформления фраз, типичны паузы нерешительности, свидетельствующие о трудностях формирования высказывания. У части детей отмечаются нарушения голоса (назальность, охриплость, истощаемость и др.). Фонематическая готовность обучающихся к овладению анализом звукового состава слов не соответствует возрастным нормам. Детям недоступны элементарные задания по выделению звуков из слова, что обуславливает трудности обучения грамоте и в дальнейшем может детерминировать различные нарушения письменной речи, что, в свою очередь, чревато школьной неуспеваемостью и социальной дезадаптаций. Вышеперечисленные проблемы становления произносительной стороны речи у большинства детей обнаруживаются на фоне органического поражения центральной нервной системы и имеют устойчивый характер.

Соответственно, программа учебного предмета «Произношение», наряду с общеобразовательными задачами, направленными на достижение личностных и метапредметных результатов, обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи обучающихся, которая осуществляется разными путями, но ведет к единой цеди - ликвидировать в процессе обучения недостатки речевого развития ребенка и создать у него готовность к овладению школьными навыками и умениями.

Образовательная программа по «Произношению» ориентирована на обучение детей с нарушениями речевого развития и должна обеспечивать возможно полную интеграцию их в условия общеобразовательной среды. Уроки произношения служат усилению внимания к речевой деятельности обучающихся, усвоению полноценных речевых навыков в различных коммуникативных ситуациях, расширению и обогащению лексико-семантической и грамматической сторон речи, формирующих предпосылки для обучения языку и литературе. Работа по произношению имеет целью воспитание у школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развития фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звукового состава слова для овладения грамотой. Работа по этим направлениям на уроках произношения идет параллельно.

Таким образом, основными задачами коррекционного курса «Произношение» являются:

- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской);

- обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);

- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;

- формирование просодических компонентов речи(темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).

В программе учтено, что в процессе усвоения звуковой стороны речи большую роль играет полноценное фонематическое восприятие, развитию которого уделяется особенно большое внимание в первые годы обучения.

В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонематического восприятия предусматривается обучение детей правильному слитному произношению слов постепенно возрастающей звуковой сложности. Правильно произносимые слова должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.

Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделяется большое внимание при обучении. В программе приводится специальная система упражнений.

Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.

Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, мягкости-твердости, звонкости -глухости и т.д.).

Дисциплина «Произношение» является неотъемлемой составной частью учебного плана в структуре коррекционно-развивающего курса. В учебном плане отводится по 2 часа в неделю в 1 дополнительном и 1 классах (66 и 66 часов в год).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Дисциплина «Произношение» является неотъемлемой составной частью учебного плана в структуре коррекционного курса. Она является основой для формирования не только метапредметных навыков, обеспечивающих успешность освоения предметных результатов по всем дисциплинам учебного плана за счет формирования фонологического и фонетического компонента речевой деятельности, но и за счет формирования общеучебных универсальных действий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционно-развивающего курса «Произношение»

Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1. Целостное восприятие окружающего мира.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими.

4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

5. Положительное отношение к школе и учебной деятельности.

6. Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.

6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение».

11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение».

13. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.

14. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда),

15. Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.

16. Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).

17. Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях.

Предметный результат:

Дополнительный класс

Добукварный период

1. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.

Развитие моторики артикуляционного аппарата. Закрепление правильного произношения и различения звуков:

ü не требующих коррекции: [ а ], [ о ], [ у ], [ м ], [ п ], [ в ], [ к ], [ н ], [ф ], [ т ], [ х ], [ э ]; дифференциация [ к ] - [ х ];

ü требующих коррекции:[ и ], [ л' ], [ м' ], [ к' ], [ п' ], [ в' ], [ н' ], [ ф' ] в сочетаниях типа ми, ме и в конце слога; дифференциация [ в ] - [ ф ], [ в' ]-[ ф' ]; [ j ]; дифференциация [ j ] - [ л' ]; [ с ], [ с' ]; дифференциация [ с ] - [ с' ]; [ ы ]; дифференциация [ ы ] - [ и ]; [ з ], [ з' ]; дифференциация [ з ] - [ з' ]; [ с ] - [ з ]; [ с' ] - [ з' ].

Различение на слух усвоенных звуков и звукосочетаний от прочих ([ у ] от [ а ], [ о ], [ ы ], [ и ], [ э ]; па от ма, ка, ва; са от ца, тя, ша и т.д.). Различение звуков в составе слова.

Развитие внимания, памяти; запоминание 3 -4 инструкций выполнения действия, повторение в заданной последовательности слоговых рядов (по - по; ка - жа; ус - ас - ос; спа - ста и т. д.), запоминание в заданно последовательности 3 - 4 слов различного и сходного ритмического и звукового состава (муха, кот, вата; липа, лента, лимон, малина; венок, каток, моток и др.).

II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи.

Произнесение слогов открытых: па; обратных и закрытых: ап, пап; со стечением двух согласных: авт, фта; сочетаний из этих типов слогов: ту - ат; ап - та; ту - та - ты; сто - ста - сты и т.д.

Четкое и слитное произнесение односложных, двусложных и трехсложных слов различного слогового состава с правильным ударением.

Различение односложных, двусложных и трехсложных слов по количеству слогов, повторение слоговых рядов с выделением ударных слогов.

III. Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

Выделение начального ударного гласного из слов (Оля, утка). Определение последовательности гласного в ряду из 2 - 3 гласных: [ а ], [ у ]; [ а ], [ о ], [ у ].

Анализ и синтез обратных слогов; выделение последнего согласного из слов (кот).

Выделение слогообразующего гласного из слов типа: мох, пух и т.д.

Анализ и синтез прямых слогов типа са, су. Выделение первого согласного и слогообразующего гласного из слов типа сани, совы и т.д.

Звуковой анализ слов типа суп, нос и т.п. (составление схем).

Членение слов на слоги, составление слоговой схемы односложного, двусложного и трехсложного слова.

Звуко-слоговой анализ слов типа сова, косы и т.п. (составление схем).

Усвоение терминов «звук», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «мягкий звук», «твердый звук», «слог». Усвоение слогообразующей рели гласных.

П р и м е ч а н и е. В подготовительный период обучения упражнениям, направленным на анализ и синтез звукового состава слова, отводится по 12 - 18 минут из каждого урока произношения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: