Основные принципы здоровьесбережения в школе




Н.К. Смирновым, к.м.н., профессором, чл.-корр. Международной педагогической академии, заведующим кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья АПК иПРО Минобразования России, сформулированы основные принципы здоровьесбережения в начальной и средней школе:

· Не навреди!

· Забота о здоровье ребенка – в приоритете.

· Непрерывность. Работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.

· Соответствие содержания обучения возрасту.

· Успех порождает успех. Нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.

· Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.

Слайд 7.

Классификация здоровьесберегающих технологий

Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:

· Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.

· Технологии обучения здоровому образу жизни.

· Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности (влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий).

· Коррекционные технологии.

Слайд 8.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Слайд 9.

· утренняя общешкольная зарядка;

· общешкольные линейки, классные часы, викторины, беседы по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек, правильному питанию;

· выпуск стенгазет, буклетов;

· инструктажи по ТБ;

· проведение дней здоровья, спортивных праздников;

Слайд 10.

· туристские походы;

· посещение бассейна;

· занятия в спортивных кружках и секциях;

· встречи с медицинскими работниками;

· просмотр тематических видеороликов;

ü Просмотр социального ролика «Веди здоровый образ жизни»

ü Просмотр видеоролика «Привычки здорового питания»

ü Просмотр социального ролика «Второй шанс»

 

· просветительская работа с родителями.

ü Просмотр социального ролика «Вы – достойный пример»

Слайд 11. Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка 6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа, где он проводит до 70% своего времени. Поэтому здоровьесберегающие технологии стали приоритетными для современного образования.

Слайд 12.

ü Решение кейсов

Классные руководители объединяются в группы:

I: 1-4 класс;

II: 5-7 класс;

III: 8-10 класс.

I группа: Работаю в начальной школе. В класс из другой школы перешёл мальчик. От него очень сильно пахнет сигаретами. Настолько сильно, что человек, заходящий в класс, морщит нос. Моя одежда за 2 недели полностью, извините, провоняла сигаретами.

Я не хочу, чтобы дети вдыхали этот запах. Сама тоже не могу работать в такой обстановке. Роль пассивного курильщика ни меня, ни других детей не устраивает (я ещё планирую родить через несколько лет). Завучу ситуацию объясняла. Реакции нет. С папой ребенка говорила, говорит, что их всё устраивает. Семья, в целом, благополучная. Подскажите, пожалуйста, что можно сделать в такой ситуации?

II группа: Уважаемые коллеги! Вопрос в следующем: сегодня в парке стала свидетелем того, как ученица 7 класса нашей школы курила. Как поступить? Сообщить об этом её классному руководителю? Или соц.педагогу? Я сама классный руководитель, но опыта совсем нет, я – молодой специалист. В замешательстве...

III группа: Работаю учителем математики в одной из школ Москвы. Дочь-девятиклассница учится в другой школе. На днях от неё узнал, что некоторые её одноклассницы регулярно расслабляются алкоголем. Бывали даже случаи появления на уроках нетрезвых учениц. На мой вопрос, как же реагируют учителя, дочь ответила, что те "ничего не замечают". Я в этом сильно сомневаюсь. В связи с этим у меня вопрос: как помочь учителю заметить нетрезвого ученика? Должен ли классный руководитель в хоть какой-то мере интересоваться, как проводят свободное время его ученики?

P.S. Дело в том, что со стороны этих нескольких выпивающих юных особ растет прессинг ("наезды") на "непьющую часть". В том числе и на мою дочь. И это мне уже не безразлично. Я бы еще понял, если бы выпивохи гордились своей крутизной и презирали "маминых дочек", но, увы, речь идет уже чуть ли не о принуждении к выпивке.

ü Обсуждение решения кейсов

Слайд 13.

Формы классных часов и мероприятий по здоровьесберегающему воспитанию учащихся. Работа с родителями учащихся в направлении здоровьесберегающего воспитания (обмен опытом).

Презентация опыта работы классных руководителей:

1. ____________________, классный руководитель 1 класса.

2. ____________________, классный руководитель 6 класса.

3. ____________________, классный руководитель 8 класса.

4. Потапова А.Е., классный руководитель 11 класса.

Слайд 14. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников — одна из главнейших задач школы. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.

Слайд 15.

ü Рефлексия «Архиватор 3,2,1»

- Назовите 3 момента, понравившихся больше всего.

 

- Назовите 2 момента, которые будете использовать в своей работе.

 

- Назовите 1 момент, который побуждает (вызывает желание) задать вопрос.

 

 

Приложение к семинару

«Оздоровительная работа в школе через здоровьесберегающие технологии и здоровьеукрепляющие приемы»

 

Ссылки на видеоролики

1. Веди здоровый образ жизни. Социальный ролик. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=paQ0Z_kJ2Fc

 

2. Второй шанс. Социальный ролик. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=yKKvEYxkLU4

 

3. Привычки здорового питания. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=omXtcZtmqDA&t=7s

 

4. Социальный ролик «Вы – достойный пример». – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=qyQ8YfZ_aSA&t=25s

 

Источники информации

1. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/579293

2. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС. Пятнадцать здоровьесберегающих приемов для проведения уроков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pedsovet.su/metodika/5993_zdoroviesberegayuschie_technologii_v_shkole

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: