Антон Григорьевич Рубинштейн




Панорама музыкальной жизни России 1850-70-х годов

1. Политическая обстановка в стране.

В 1861-м году реформой «сверху» было отменено крепостное право, однако, крестьянский вопрос ещё долгое время не получал своего окончательного решения. Основной проблемой российской действительности становится проблема «народ и власть». В искусстве в целом и в музыке в частности эта проблема сформулировала тему демократизации (доступности, понятности) искусства широким кругам слушателей.

* Крестьяне, освободившись от крепостной зависимости, стали полноправными членами общества и также нуждались в «музыкальном оформлении» своей новой жизни.

 

2. Музыка – всем!!!

В русской искусстве ясно обозначились 3 пути решения темы демократизации музыки:

- деятельность содружества композиторов «Могучая кучка»; основной принцип «кучкистов» - использование музыкального фольклора в «высоких» жанрах (опера, симфония, симфоническая поэма);

- деятельность братьев Антона и Николая Рубинштейнов и Русского Музыкального Общества (РМО), организация системы музыкального образования в России;

- деятельность П. Чайковского и московской композиторской школы: обращение, прежде всего, к городскому фольклору и к западно-европейской музыкальной традиции.

 

Особую роль в музыкальной жизни России 1850-70-х играл

 

Александр Николаевич Серов

(1820-1871)

1. А. Серов – многогранная творческая личность:

- талантливый музыкальный критик, впервые утвердивший научный подход к критическим работам. Каждая его статья – серьёзный и основательный анализ избранного произведения, стиля или творческого пути композитора. Серов – эрудит, обладал огромнейшим кругозором, рассматривал явления искусства в их исторической перспективе, вёл полемику с западными критиками. Известны его статьи о Бетховене, Вагнере, о русской народной песне.

*Серов – один из самых радикальных «вагнерианцев» в русской музыкальной среде, большой поклонник и пропагандист музыки Вагнера.

 

- организатор специального музыкального издания – журнала «Музыка и театр» - одного из первых в России;

 

- впервые в русской культуре Серов начал лекторскую деятельность: организовывал просветительские лекции о музыке по абонементам. Как лектор Серов характеризовался своей увлечённостью, эмоциональностью, даром убеждения, «воспитания» (в самом лучшем смысле слова) слушателей – любителей музыки и профессионалов.

 

- Серов-композитор обращался преимущественно к жанру оперы. Его привлекают самые разнообразные темы: библейская история (опера «Юдифь»), русская история (опера «Рогнеда») и русская литературная классика (опера «Вражья сила» по пьесе Александра Островского «Не так живи, как хочется»).

Так как Серов как критик досконально знал стилистические черты различных композиторов, то и в своих сочинениях он осваивал различные композиторские стили. Так, «Юдифь» решена в стиле Вагнера, «Рогнеда» - в духе оперной эстетики Даргомыжского, «Вражья сила» развивает принципы Глинки.

 

 

Антон Григорьевич Рубинштейн

(1829-1894)

1. Сферы деятельности:

- организатор и руководитель первой в России консерватории (Петербург, 1862 год). Идея создания консерватории в России появилась во время пребывания Рубинштейна в Европе. Таким образом, российская система музыкального образования заимствована из европейской культуры.

* Вторую в России консерваторию организовал Николай Рубинштейн (Москва, 1866 год).

 

- педагог: долгое время преподавал в Петербургской консерватории. Среди его учеников – композитор рубежа XIX-XX веков Сергей Танеев.

 

- пианист-исполнитель: Рубинштейн долгое время жил в Европе, брал уроки игры на фортепиано у Ференца Листа, поэтому считал себя представителем школы Листа.

* По теории музыки Рубинштейн учился у немецкого теоретика Зигфрида Дена (у Дена в своё время занимался и Глинка!).

 

- просветитель: в сезон 1885-86 годов организовал уникальную серию «Исторических концертов». «Исторические концерты» - это 7 вечеров (7 концертов), 175 произведений от французских клавесинистов XVIII века до русских композиторов – современников Рубинштейна. Исполнял ВСЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ сам Рубинштейн. Он же сопровождал их комментариями, пояснениями, рассказами о композиторах и их стилях игры. Так, Рубинштейн выступал и как пианист-исполнитель, владеющий огромным репертуаром, и как лектор, владеющий информацией музыковедческого плана.

* «Исторические концерты» проходили по вечерам, а на следующий день, утром Рубинштейн дублировал концерт предыдущего вечера для учеников музыкальных классов, чтобы они также могли послушать фортепианную музыку двух столетий. Этот параллельный («утренний») проект Рубинштейн назвал «Лекции».

 

- композитор: как композитор Рубинштейн оставил небольшое наследие различных жанров – фортепианная, камерно-вокальная, симфоническая музыка, оперы.

 

Камерно-вокальное творчество Рубинштейна чрезвычайно интересно. В своих песнях и романсах он раскрывает 2 темы:

А) воплощение внутреннего мира человека (лирическая исповедь). Пример: «Баллада» на стихи И. Тургенева.

Б) восточный романс – с колоритными музыкальными приёмами, присущими восточной музыке (изысканные гармонии, органный пункт, мелодические «орнаменты» с интонацией ув.2).

Пример: «Азра» (на стихи Г. Гейне), «Ночь» (на стихи А. Пушкина), «Персидские песни» - вокальный цикл из 12-ти песен на стихи восточного поэта Мирзы-Шафи в переводе П.И. Чайковского!

 

Опера «Демон»

(1875)

1. «Демон» - самая известная и самая удачная опера композитора.

2. Литературный первоисточник – поэма «Демон» М. Лермонтова.

Либретто оперы создано исследователем творчества Лермонтова, автором первой биографии поэта - Павлом Висковатовым (Висковатым).

 

Образ Демона у Лермонтова Образ Демона у Рубинштейна
- трагизм - трагизм
- мятежная идея протеста - Демон – олицетворение зла
- иносказательно – социальный протест, вызов обществу - акцент на психологизме ситуаций, внутренних мотивациях поступков

 

*Демон когда-то был светлым Ангелом, но, любимый Богом, он помыслил себя таким же властителем, как и Бог, проявил своеволие, за что был изгнан. Стал Демоном, стихией зла. Творя зло по всей земле, он не увидел сопротивления этому злу среди людей. «…и зло наскучило ему…».
Когда, пролетая над кавказскими горами, он увидел прекрасную Тамару, он влюбился в её красоту, грацию, он вспомнил себя в ангельском обличье. Демон думал, что если Тамара полюбит его, он откажется от зла навсегда и вернётся в мир Добра и Красоты. Но Тамара – лишь человек, любовь Демона для неё изначально губительна. Тамара погибает, а Демон, разочаровавшись в своих несбывшихся надеждах, вновь возвращается в мир зла.

В чём смысл? Изначальный конфликт с Богом Демон пытался решить с помощью любви человека (Тамары). Искать нужно было примирения с Богом, а не человеческой любви.

 

3. Драматургия оперы

в целом представляет собой борьбу Добра и Зла. Добро в опере представлено достаточно схематично: Ангел, Небесные Светила, Природа (ручейки, ветерки и т.д.). Зло – Демон. Люди (Тамара, Синодал и другие) – «поле битвы» Добра и Зла.

В центре оперы – образ Демона. Неслучайно у Демона 2 лейттемы:

- «Проклятый мир, презренный мир…» - монолог из 1-го действия, характеризует Демона как стихию зла;

- «И будешь ты царицей мира подруга вечная моя…» - тема из ариозо из 1-го действия – попытка отказаться от зла.

Образ Демона развивается по кругу: от зла – через попытку возвращения к Добру - к злу.

Образ Тамары развивается от беззаботности, непосредственности в 1-м действии оперы (рулады Тамары на фоне хора девушек «Ходим мы к Арагве светлой») – к глубине и серьёзности в 3-м действии оперы (Романс Тамары «Ночь тепла»).

Жанровый фон представляют бытовые сцены, решённые в традициях грузинской музыки (хоры «Ходим мы к Арагве светлой», «Ноченька», ариозо Синодала из 1-го действия; танцы свадебного обряда).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: