Шлюпка
Шлюпка — общее название малого беспалубного мореходного судна для транспортирования людей и грузов, а также для спасения личного состава на воде.
Различают шлюпки:
по типу движителя — гребные, моторные, гребно-парусные, гребно-парусно-моторные;
по назначению — служебные (рабочие, разъездные, командирские), спасательные и спортивные;
по типу и снаряжению — баркасы, катера, ялы, тузики;
по конструкции кормы — транцевые, вельботные (с острыми обводами кормы);
по материалу корпуса — деревянные, металлические, пластмассовые (набор корпуса и обшивка из разных материалов) а также из резинотканей — надувные;
по числу вёсел — двухвёсельные, четырёхвёсельные, шестивёсельные, десятивёсельные;
по числу винтов — одновинтовые, двухвинтовые;
по числу мачт — одномачтовые, двухмачтовые.
ШЛЮПКА ЯЛ-6: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
на основе материалов книги «Шлюпка (устройство и управление)» / Л.Н. Иванов, И.И. Хомяков, Н.П. Вдовиченко, И.А. Загарин (М.: Воениздат, 1971)
Что такое шлюпка? Шлюпки — беспалубные плавсредства, способные передвигаться по воде с помощью весел, паруса или подвесного мотора. В зависимости от размеров, конструкции корпуса, парусного вооружения и весел, а также количества гребцов, шлюпки делятся на барказы, катера, вельботы, ялы, тузики и спасательные шлюпки. Ялы — легкие шлюпки с вальковыми веслами, имеющие кормовой срез — транец. По количеству весел ялы разделяются на шести-, четырех- и двухвесельные. Поэтому их называют соответственно «шестерка» (ЯЛ-6), «четверка» (ЯЛ-4) и «двойка» (ЯЛ-2). Шестерки и четверки — гребно-парусные шлюпки, иногда они снабжаются подвесными моторами; двойки — гребные | ||||||||||||||||||||||
Назначение шлюпок Шлюпки имеют многоцелевое назначение. С их помощью на флоте решаются следующие задачи: · сообщение с берегом и другими кораблями; · помывка или покраска борта; · промерные, водолазные и другие работы на воде; · завоз швартовов, становых и вспомогательных якорей; · транспортировка различных грузов; · оказание помощи терпящим бедствие судам; · подрыв плавающих мин; · своз десанта; · доставка разведывательных групп; · спасение личного состава в случае гибели корабля. Шлюпка является прекрасным средством физического воспитания. Хождение на веслах вырабатывает ловкость, настойчивость и выносливость. Управление шлюпкой под парусами развивает смелость, наблюдательность, глазомер. Участие в дальних шлюпочных походах способствует формированию волевых и командных качеств, необходимых моряку. | ||||||||||||||||||||||
Нормы эксплуатации Для шестивесельных ялов в районах закрытых рейдов и гаваней определены следующие нормы вместимости: · при ветре силой до 5 баллов и движении на веслах — 13 человек, · при движении под парусами — 8 человек, · при движении под мотором — 7 человек, · при ветре силой до 3 баллов под мотором — не более 13 человек. Эксплуатация яла под мотором при ветре свыше 5 баллов запрещается. Предельная нагрузка шлюпок при перевозках компактных и малоемких грузов определяется из расчета 80 кг груза вместо одного гребца (пассажира). На шестивесельных ялах разрешается перевозить не более 2,5 т жидких и сыпучих грузов (вода, песок). При ветре более 5 баллов и зыби, а также при перевозках на открытых рейдах и в море, приводимые нормы снижаются сообразно обстановке. Ответственность за соблюдение норм эксплуатации несет старший из присутствующих на шлюпке офицеров, а при отсутствии офицеров — старшина шлюпки. | ||||||||||||||||||||||
Тактико-технические характеристики (ТТХ)
|
Шлюпка СШПВ-13
Шлюпка СШПВ-13:
вместимость 13 чел.;
Грузоподъёмность = 390 кг;
Длина габаритная = 4,6 м;
Ширина габаритная = 1,89 м;
Высота габаритная = 0,70 м;
класс XО: XМ