Чествование Земли и Воды, Бабье Свято (помин Великих Матерей)




Уряд Макошье.

 

1) Подготовка капища.

Одна из женщин /…..…/ собирает принесенные мотки ниток, украшение малого капища и Макоши.

На Макошь вешают рушники и деревянные гребни (без ручки);)

Мужчин – за дровами (на капище и 2 костра у входа).

Возжигание малых костров у входа.

Сооружение мостков (престола) у воды.

Ломание прутьев для метел.

 

2) Общий сбор под призыв жриц/Клена/:

Кто ушел воротитеся.

Кто заснул пробудитеся.

Здесь и сейчас мы Соль Земли!

(под бубен)/………………………/

 

3) Слово о празднике. Все стоят перед входом, жрица говорит /…………………………/:

 

Мужчина это активное, творческое начало, которое движет прогресс, меняет мир и даёт роду человеческому возможность развиваться. Но любое семя по сути своей бесплодно, если нет той почвы, которая способна его взрастить, дать ему продолжение. Женщина и есть та самая земля, которая даёт возможность Жить. Издавна, именно женщина хранительница родовых законов, мудрости.

У каждой женщины есть несколько периодов жизни, в которые ей покровительствуют в разной степени разные Богини. Но в каждом вздохе женщины всегда есть Макошь – Великая Богиня Судьбы, хранительница Очага, Богиня – Мать.

Великая Богиня, как пряха, Хозяйка Судьбы и она присутствует в жизни каждого человека.

Так пусть и сегодня, как много веков назад, в Её честь горит пламя!

 

4) Проход на капище. Обряд очищения «Огонь, вода, и медные трубы». На входе два очистительных костра, женщина с крынкой воды для омывания рук и рушником для их утирания /……………../. Остальные женщины стоят по краям прохода коридором и опевают входящих. (А мы Роду …) /……………../

5) Раздача Доли. На входе в капище стоит простоволосая жрица с корзинкой мотков. //……………..// Каждый входящий берет один моток, согревает в своих ладонях, по возможности кладет за пазуху.

Входящие становятся коло.

 

6) Оберег круга. Жрицы совершают ритуальное круговое обметание по-за спинами кола //……………..//, внутри же круга проходит женщина, обсыпая собравшихся житом из подола/передника с благопожеланиями //……………..//.

 

7) «Рождение» огня в краде.

Славления Огня-Сварожича, рекомые жрецами //……………..//. Возжигание факела от огнива //……………..//.

Самая старшая женщина, имеющая детей / /……………../ /, независимо от звания, принимает факел от жреца Сварога //…..// и возжигает краду. Если она не в силах сделать это, то, приняв факел, она молча жестами показывает, что передает эту честь ему. Возжигание крады. Жрицы образуют малое коло и говорят заговор на огонь (Батюшка ты Царь-Огонь …) //………//

 

Батюшка ты Царь-Огонь!

Всем царям ты Царь!

Всем огням ты Огонь!

Молимся тебе, коримся тебе,

Радуемся с тобой, делимся с тобой!

Будь ты кроток, будь милосерд,

Как ты жарок и пылок!

Как ты жжешь да палишь в чистом поле

Травы и муравы, чащи да трущобы,

У сырого дуба подземные коренья,

Так сожги с нас скорби и болезни,

Страхи и переполохи!

 

8) Обнос караваем с возложением рук //……………..//. Треба огню.

При обносе караваем поётся хлебославие:

 

А Хлебу да Соли долог век – Слава!

Ещё добрым людям – доле того – Слава!

Мы кому споём – тому добром! – Слава!

Слава Даждю-Богу на небе! – Слава!

А его внукам на сей Земле – Слава!

А Хлебу да Соли на столе – Слава!

 

9) Пока треба восходит, приносят личные требы.

 

10) Круговая чара, славления //……………../.

 

11) Принесение требы воде. Жрица: «Почтили мы Батюшку-Огонь, почтим теперь Мать-Воду, без которой Земля не родит, и всё живое не живёт». //……………..//

Проход с капища вниз на берег реки. Поётся Величания Матушке //……………..//:

Макуша, Пятница,

Славно наречённая!

Уж мы тебя, Матушка,

Ждали-дожидалися:

Неделю всю,

Зиму холодну,

Весну красну,

Лето тёплое,

Осенью богатой

Едва дождалися!

Слава!

 

На берегу реки, когда все подошли, читается заговор //……………..//:

 

Вир-вир-вир, серебрена водица

На водице есть престол-столица.

На престоле красная девица.

СеребрЯны ноги по колено.

Руки золотые по рамена. (предплечья. Серб. песня.)

В это время жрицы //……………..// мутовками (солидного размера) «пахтают» воду, на престол всходит босая девушка с распущенными волосами, молча на цыпочках кружится противосолонь кружится на мосте, скрестив руки //……………..//. Ей подносят //……………..// каравай на коре //……………..//, она пускает его по Воде со словами (Замыкание Воды на зиму):

 

Вода – царица, Матушка неурочливая,

Прими хлеб-соль нашу!

Речка Раздериха,

Раздери неудачи наши и горести,

Смой укосы и призоры,

Намой, принеси нам

Таланы и радости!

Затихай, остывай, покрывайся ледком.

До Весны – красны только добрые сны.

.

Личные требы воде со священного мостка. Умывание со словами, например:

 

Смой долю несчастливую, намой долю счастливую,

Смой убожество, дай хорошество.

Выход от воды на поле (Другой дорогой) //……………..//.

 

12) Принесение требы Земле //……………..//. Все проходят на поле, становятся колом.

Роется ритуальная ямка-жертвенник, куда кладется холстина и съестная жертва со словами:

 

Гой-еси Земля Сырая, Земля Матерая,

Матушка неурочливая,

Мать ты нам еси родная.

Сохрани и умножь нашу долю.

Сохрани и крепи связь нашу

От матери к дочери,

От отца к сыну,

От веку до веку.

Прости, Мать-Земля если чем досадили тебе.

Слава!

13) Замыкание Земли на зиму жрецом. //……………..//

14) Жрица речет, чтобы люди развернули мотки (Долю, полученную при входе на капище) //……………..//.

Жрица обходит всех с протянутыми руками. Каждый кладет на ее руки свою нить. Жрица каждому гадает по нити его Долю. //……………..//

Жрица подходит к другой жрице /……………..//, и та связывает (кистью) нити вместе. Кисть торжественно водружается на шест – посох Макоши, для последующей установки рядом с чуром Макоши //……………..//. (другой вариант: все нити связываются по кругу друг с другом, сматывается в общий клубок, который зарывается в землю.)

15) Проход на малое капище. Все женщины образуют два ряда (встают с растянутыми вверху рушниками, которые для затруднения прохода могут подниматься и опускаться), через которые проходят мужчины (Государыня богата…, под бубен) //……………..//.

Государыня богата:

У нее кичка рогата,

А в ушах у ней сережки,

В подолах у ней мережки,

А рубашки-то льняные,

Алым шелком расшит ы е.

Она дитятко качает,

Родовичей поджидает.

Пришли бабы молодые,

Красны девки весел ы е.

Накормила, напоила,

Счастьем, долей наделила.

Слава-ма!

16) Вошедшие образуют 2 коло вокруг чура Макоши //……………..// (мужской – внешний, женский – внутренний), сплавление Макоши //……………..//:

 

Прародительница, Матушка наша, Пряха премудрая.

О Макошь!

Из Времени нити Долей наших спрявшая.

О Макошь!

Полотно мира нашего искусно соткавшая.

О Макошь!

Не рабами, но детьми родными назвавшая,

О Макошь!

Земля-Матушка, Большая, Сырая,

Всем полная, всем обильная, всем щедрая.

О Макошь!

Слава Макоши!

После все женщины в кругу, передавая по кругу чару, рекут по очереди славления //……………..//.

 

17) Ритуальное действо «Лен». Жрица говорит: «Вспомним, как рождались эти нити, как их делали наши праматери». //……………..//

«Посеяли девки лён», движения, иллюстрирующие куплеты, показываются поющими женщинами в виде танца /Лада/. +Бубен. //……………..//

 

(на мотив «Как на горочке на горе…») /Клена/

Посеяли девки лён (2р),

Девки лён, девки лён, слава Макоши великой,

Посеяли девки лён!

Посеявши пололи (повторы по схеме)

Белы ручки кололи,…

Златы перстни ломали,…

Прополовши дёргали,…

Выдергавши стелили,…

Расстеливши мочили,…
Намочивши сушили,…

Высушивши трепали,…

Оттрепавши чесали,…

Расчесавши прядали,…

 

13) Плетение общинного Макошина Пояса женщинами и девами //……………..//

Поются «Ниточки» //……………..//:

Ой, ниточки тоненькия,

Мотовилица зелёненькия

Ой, дувай-дувай-дай,

Дувай-да (2р)

Мотовилица зелёненькия

Начто ж было тонко прясть?

Начто ж было тонко прясть,

Начто ж было часто ткать?

Я у середу не прядывала,

У четверг не загадывала.

А у пятницу – грех грешной,

У шесток жарко баню топила.

У неделю на базар ходила,

В понедельник рано печь топила.

Окол печки замазывалася,

А Ванюше понравилася! (и далее по кругу)

Мужчины присутствуют при начале плетения, спустя несколько минут, удаляются на Большое капище //……………..//. Пускают круговую чару, говорят славления и пожелания.

 

14) Сплетя пояс, женщины возвращаются на Большое капище, где показывают плод своих трудов и по нему гадают о судьбе общин в ближайшем году //……………..//.

На сём обрядовая часть завершается, люди выходят к столу.

15) Пир горой //……………..//.

 

16) Игрища //……………..//.

 

17) Торг. Игра «Гуси-гуси», «Олень», скоморошина «Коза», и другие с брачной темой. Ярмарка с весёлым зазывом покупателей и взаимными препираниями (Макошь, она такая!)

Типа: Продавец: Подходи, честной народ, здесь весёлый торг идёт!

Покупатель: Чем торгуешь, совестью?

- Разуй глаза, бубнами заморскими!

- Славны бубны за горами, а к нам пришли – решето решетом! И.т.д.

 

Уряд сей писан в октябре 2008 волхвой Пятницей и Искрой, доработка ведуньи Лады.

Принести на праздник всем:

1) Каждая женщина: мотки ниток и рушники (кто сколько сможет).

2) Еда и питьё на общий стол, личная посуда. Хорошо подходит выпечка с мак ом (зернь Макоши).

3) Ткань, ленты для украшения Макоши и её капища.

4) Плоды, фрукты для Макоши.

5) (Частное подношение.)

 

Что нужно нам:

1) Нитки для общинного Пояса – каждая себе. (шерстяная пряжа натуральных цветов, длиной от 4м, толщиной в 2-3 нитки, строго без узелков!!).

2) Зерно для обсыпания.

3) Два каравая – огню и воде. //……………..//

4) Деревянные гребни без ручек – украшать Матушку (после их можно забрать). / /……………../ /

5) Престол (для воды, рушник постелить). / /……………../ /

6) Всякие шумелки и звенелки (колокольчики), кроме свистелок.

7) Венки из рябины.

8) Печенье из теста, по возможности: змея, орешек, челн, конь.

9) Жареный петух на блюде.

10) Прялки, веретёна, серпы и т.п.

11) Сухие маковые головки на стеблях.

12) Соль

13) Факелы / /……………../ /

14) Жертва земле / /……………../ /

15) Холстина / /……………../ /



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: