Выступление заместителя директора по воспитательной работе Сторможова И.В. на педагогическом совете 28.12.2022г.




«Программа воспитания: новые подходы и пути решения»

Каждый учитель мечтает о хороших учениках, но в каждом классе есть разные дети. Неоднородность всякого общества изначально предполагает, что ребёнок подрастёт, займёт социальную позицию и взрослые должны помочь ему в этом. Ведь образование – это не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, это воспитание, развитие личности.

В чем же отличие Программы воспитания от программы социализации?

По какому принципу построена программа воспитания:

- «Программа-конструктор». На основе примерной программы мы собрали свою собственную рабочую программу.

- «Одна школа – одна программа». На основе примерной программы воспитания мы разработали не три программы, соответствующие трем уровням образования (как это было ранее), а одну общую программу воспитания. Конкретизацию воспитательной работы по уровням образования внесли лишь в ежегодные планы воспитательной работы. Это позволило сократить объем и количество школьной документации.

- «Единство цели». Провозглашаемая программой цель воспитания основана на таких базовых для нашего общества ценностях как человек, семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье1. Это то, что объединяет всех граждан России, независимо от того, в каком регионе России они проживают, к какой национальности относятся, какую веру исповедуют. Программа ориентирует педагогов на обеспечение позитивной динамики развития личности школьников, которая проявляется: в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей; в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям; в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике. Кроме того, в этой общей цели воспитания выделены и отдельные целевые приоритеты, соответствующие возрастным особенностям младших школьников, подростков и старшеклассников.

- «Деятельностный характер». Воспитание осуществляется только в процессе совместной деятельности педагогов, детей, социальных партнеров школы. Поэтому в содержании программы воспитания находит отражение именно эта деятельность – ее формы и их реальное практическое наполнение. Это помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания. Программа ориентирует педагогов на то, что важна не организация мероприятий педагогом для детей, а организация педагогом вместе с детьми их совместных дел – интересных, полезных и являющихся предметом их общей заботы. Главное в таких делах - не сам факт их проведения и тем более не их количество, а то, какие отношения складываются в детско-взрослой общности, какие эмоции переживаются детьми и педагогами, каково содержание их совместной деятельности. Такой подход позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь, что и является главным условием результативности школьного воспитания.

- «Модульный принцип». Спектр основных сфер деятельностипредставлен в отдельных модулях программы. Некоторые из них – инвариантны, так как реализуются в каждой школе. Некоторые – вариативны. Школа вправе включать в свою программу те модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом имеющихся у нее кадровых и материальных ресурсов. Каждая школа может добавлять в свою программу собственные модули. Это принцип делает программу более гибкой, более удобной в использовании.

Структура примерной программы. Программа состоит из четырех основных разделов.

1-й раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса». В нем представлен алгоритм описания школой специфики своей деятельности в сфере воспитания (информация о специфике расположения школы, особенностях ее социального окружения, источниках положительного или отрицательного влияния на детей, значимых партнерах школы, особенностях контингента учащихся, оригинальных воспитательных находках школы, а также важных для школы принципах и традициях воспитания).

2-й раздел «Цель и задачи воспитания». В нем на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для достижения цели.

3-й раздел «Виды, формы и содержание деятельности». Здесь показывается, каким образом может осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей. Каждый из модулей ориентирован на одну из поставленных задач воспитания.

4-й раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы». В нем показывается, каким образом в школе может осуществляться самоанализ воспитательной работы. Здесь приводится возможный перечень основных его направлений, который дополнен указанием на его возможные критерии и рекомендованные способы его осуществления. Программа воспитания – это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание системы возможных форм и способов работы с детьми.

Рабочая программа воспитания - короткая и внятная, содержит конкретное описание предстоящей работы с детьми, а не общие рассуждения о воспитании. К рабочей программе воспитания прилагается календарный план воспитательной работы, конкретизирующий мероприятия программы применительно к текущему учебному году.

Результатом реализации рабочей программы воспитаниядолжна стать интересная и событийно насыщенная жизнь детей и педагогов в школе. Это – главное, к чему должна привести реализация программы. Сама же она не является средством воспитания! Ребенка воспитывает не документ, а педагоги – своими действиями, словами, отношениями. Программа лишь позволяет им скоординировать свои усилия. А потому главным вопросом становится, разумеется, не вопрос разработки программы, а вопрос ее реализации.

Таким образом, в школе реализуется программа воспитания. Из выше сказанного можно сделать вывод: на пути ее реализации встречаются положительные моменты, есть и сложности, есть над чем задуматься, есть над чем работать.

Проект решения педсовета:

1. Продолжить знакомство с новыми подходами и концепциями воспитания через урочную и внеурочную деятельность, семинары, круглые столы, консультации, конференции, открытые мероприятия и пр.

2. Классным руководителям активизировать работу с родителями, используя новые формы сотрудничества. Привлекать активных родителей к процессам целеполагания, планирования и анализа жизнедеятельности классного коллектива.

3. Вести учет участия классов в общешкольных и городских мероприятияхс целью поощренияактивных классных руководителей.

4. Активизировать деятельность школьных и классных органов ученического самоуправления. Создать условия для участия детей и подростков в построении, управлении и развитии воспитательной системы класса.

5. Продолжить знакомить обучающихся и их родителей с перспективами развития рынка труда, со списком востребованных профессий ближайшего будущего с целью коррекции профессионального выбора выпускников.

6. Продолжить работу по формированию правовой культуры учащихся, профилактике правонарушений и преступлений, популяризации законопослушного образа жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: