Творческий потенциал педагога




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего образования

«Севастопольский государственный университет»

Гуманитарно-педагогический институт

 

 

Индивидуальная работа

На тему «Творческий потенциал и артистизм преподавателя»

 

 

Выполнила:

Студентка группы ФИЛан-б-43/о

Направление подготовки 45.03.01 Филология

Профиль Зарубежная филология

Худякова А.Г.

 

 

Проверила:

Доцент, кандидат педагогических наук

Тищенко Светлана Михайловна

 

Севастополь

2018

Творческий потенциал педагога

 

Современный педагог немыслим вне творчества. С позиции философии творчество – деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями, потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности.

В психолого-педагогической науке различают как психологию, так и педагогику творчества.

Под психологией творчества понимается область знаний, изучающая созидание человеком нового, оригинального, полезного в различных сферах деятельности.

Педагогика творчества – наука о педагогической системе двух взаимосвязанных видов человеческой деятельности: педагогики воспитания и самовоспитания личности в различных видах деятельности и общения.

Цель педагогики творчества – формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности.

В работах теоретиков и практиков педагогики творчество рассматривается и как процесс, и как результат деятельности педагога и его воспитанников. Педагогическое творчество имеет ту особенность, что содержанием его является творение человека, который всегда неповторим, уникален.

Главными признаками творчества являются:
– создание нового или существенное усовершенствование известного;
– оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;
– взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидания.

Творческий педагог – это прежде всего исследователь, обладающий следующими личностными качествами:
– научным психолого-педагогическим мышлением,
– высоким уровнем педагогического мастерства,
– определенной исследовательской смелостью,
– развитым педагогическим чутьем и интуицией,
– критическим анализом,
– потребностью в профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового педагогического опыта.

По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп.

В первую группу входят учителя, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности (массовое творчество).

Другая группа – педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности (создатели новых обучающих технологий).

И педагоги, создающие систему обучающих технологий.

В современных условиях все больше появляется творчески работающих учителей. Это педагоги, обладающие высокой культурой, владеющие альтернативными педагогическими технологиями, индивидуальным стилем работы и добивающиеся в итоге высоких результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся.

Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и первейшая цель учителя – выявить задатки каждого ученика. Задача учителя – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Это требует знаний, навыков, педагогического мастерства. В этом незаменимыми помощниками станут книги, труды по педагогике и психологии, педагогические открытия, опыт коллег.

Каждый педагог должен учить и воспитывать детей через призму того, что у него лучше всего получается, что ему больше всего нравится. А чтобы определить, что же получается лучше всего, необходимо постоянно пробовать, экспериментировать, размышлять, и этот процесс должен быть бесконечным.

Нужно сотворить себя как личность, потому что, как писал Ушинский, “только личность может воспитать личность”. Хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим.

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно привить детям умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в будущем.

Неслучайно Дмитрий Анатольевич Медведев в Послании Федеральному собранию отметил: “Уже в школе дети должны получать возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире”.

В настоящее время разработано Фундаментальное ядро содержания общего образования, в котором говорится: реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки – “становиться лучше” – есть одно из важнейших направлений развития творческой личности педагога и обучающегося.

Организация творческой деятельности требует от каждого педагога знания и использования вариативных технологий. Технология творческой деятельности педагога подразумевает наличие системы и алгоритма действий, где каждый этап может быть подвергнут анализу и оценке, разложен для простоты на несколько мини-этапов, хотя следует иметь в виду, что творчество связано с вдохновением, ощущением момента, интуицией, индивидуальными свойствами человека, которые крайне сложно проектировать, сравнивать, оценивать и рекомендовать другим.

Дать готовый алгоритм творческой деятельности невозможно. Рассматривая некоторые рекомендации ученых, позволяющие внести элемент творчества в привычные действия, следует исходить из того, что любая технология – это прежде всего система. Она включает в себя следующие основные компоненты: диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование, содержательный, информационный, организационно-деятельностный, контрольно-управленческий компоненты.

Творчески педагоги ставят для своих уроков следующие задачи:
– поддержка и развитие интереса к предмету;
– формирование навыков исследовательской работы;
– решение практических упражнений;
– организация работы с современными источниками информации.

Безусловно, данные задачи могут быть решены только на уроке, где царит творчество, потому что именно в классе в процессе творчества ребенок получает самое высокое духовное наслаждение. Любой урок, если в нем не было места для творческого порыва, поиска, оказывается неэффективным, если даже дается очень полезная информация.

Поэтому проблемные ситуации, столкновение различных мнений, вариативность возможных решений являются необходимым инструментом педагогического приближения учеников к творчеству.

Главным помощником в этом должен быть не только учитель, но и родители, ибо они являются первыми учителями детей. И если учитель школы совместно с родителями учеников и педагогами дополнительного образования учит ребенка видеть необычное в обычном, может увлечь учебным процессом, то, несомненно, наше стремительно развивающееся общество сможет получить подготовленного к жизни человека. Только творец-учитель и творцы-родители могут сотворить сотворенную личность ученика. Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Это и есть составляющие хорошего урока, где воспитанники спорят, сомневаются, творят, принимают самостоятельно решения. Согласитесь, самые приятные минуты для учителя, когда глаза детей горят благодарностью и ожиданием следующего занятия. Итак, учить необходимо с помощью разнообразных методов и приемов, различных педагогических технологий, традиционных и нетрадиционных форм обучения, позволяющих раскрыть свой творческий потенциал, а вместе с тем и потенциал учащихся. Главное, вместе с учениками искать истину, активизировать процесс обучения, развивать творческие способности.

 

Артистизм преподавателя

 

Совершенствование профессиональной подготовки будущих специалистов в системе высшего образования является актуальной проблемой теории и практики педагогики. Актуальность ее определяется необходимостью подготовки выпускников вузов к работе в новых социально-экономических условиях, характеризующихся быстрыми изменениями всех сфер жизни общества.

В настоящее время решающим фактором развития каждого государства, каждой нации являются знания и образованность, интеллектуальный и духовный потенциал людей.

Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности педагога усилили потребность в формировании его творческой индивидуальности; реализации творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. Профессионально важными качествами личности учителя становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для приобщения молодого поколения к богатствам национальной и мировой культуры. Педагогу как творческой личности необходимо овладеть педагогической логикой, педагогическим артистизмом, развивать педагогическую интуицию, способность к импровизации.

Для подготовки современного учителя нужна особая технология профессионального обучения в вузе, т.к. такие качества как эмпатия, способность импровизации и другие не усваиваются вместе с базовыми научными знаниями. В создании такой технологии во многом может помочь театральная педагогика, главные черты которой – глубокая индивидуализация, творческий характер деятельности и стремление проникнуть в природу человеческой выразительности.

Именно сейчас, как никогда, нужны артистичные педагоги с широким диапазоном эмоциональных реакций, способные творчески передать ученикам богатства человеческой культуры.

Педагогический артистизм – это феномен, функционирующий в той или иной степени активности на всех стадиях педагогического творчества. Это сложный сплав духовных и физических качеств, способствующих установлению контакта с обучаемыми, получению доверия от них и осуществление на этой основе педагогической деятельности.

Артистизм (учительский) – способность к органическому существо­ванию в условиях педагогического процесса, внутреннее изящество, стрем­ление к нестандартным решениям через образные ассоциации, умение вы­страивать своё поведение в тех ситуациях, когда оказание педагогического воз­действия одним только естественным чувством, лишённым педагогической заданности и воздействующей сверхзадачи, не приводит к желаемому ре­зультату и необходимо сознательно созданное поведение в соответствии с ситуацией.

Современные реалии постоянно ставят педагога перед необходимостью вступать в соперничество с другими источниками информации, которые быстро распространяются и становятся все более доступными для обучаемых. Конкурентоспособность преподавателя в этой борьбе в немалой степени зависит от того, сможет ли он увлечь ученика, приблизить проблемы и задачи своей науки к миру его интересов, верно определить содержание и атмосферу общения и подходы к организации педагогической деятельности; станет ли для ребят общение с педагогом ярким, многоцветным, зовущим к творчеству и саморазвитию.

Следовательно, овладение профессией учителя и развитие творческой индивидуальности должно предполагать воспитание ряда личностных качеств, которые в свою очередь становятся профессиональными. Среди них – характеристики, лежащие в основе педагогического артистизма: эмоциональность, интуиция, эмпатия, воображение, наблюдательность, способность к импровизации и др. Артистичный учитель реализует в деятельности неповторимые особенности своей творческой индивидуальности, которые становятся профессиональными качествами и характеристиками.

Театральная педагогика является не только теоретическим фундаментом театра, но и практическим инструментом, способствующим постижению тайн творчества. Ею разработаны и апробированы приемы и методы работы, с помощью которых в оптимальные сроки, наиболее эффективно можно овладеть процессами восприятия, внимания, воображения, а также развить творческое мышление, эмоциональную гибкость и устойчивость, способность к импровизации, имеющую большую ценность в творческом процессе.

Изучение элементов театральной педагогики, особый взгляд на них с точки зрения вузовской педагогики является одним из эффективных путей развития педагогического творчества, так как в процессе обучения используются формы деятельности, развивающие комплекс личностных качеств и способностей человека. Эти качества и способности позволяют через призму творческих закономерностей осмыслить профессиональные особенности творческого процесса деятельности педагога, понять сущность воспитательного взаимодействия, создать условия для формирования важнейшей позиции студента – «Я-учитель», основанной на самоанализе, самоконтроле, автокоррекции, саморазвитии. Учитель, умеющий занять позицию «над» своей профессией и «над» собой будет готов к нововведениям в образовательных учреждениях. Более того, включаясь в режим развития – саморазвития он может и сам стать «ведущим» педагогических инноваций.

Что может дать будущему учителю подробное знакомство с теми категориями оценки действительности и поведения людей, о которых идет речь в театральной педагогике?

Стремление учитывать их в собственном поведении и в различных видах деятельности даст студенту-будущему учителю возможность:

- развить эстетическое начало личности, образное мышление, эстетическую память;

- осознать себя не только как «инструмент» передачи информации и взаимодействия с учащимися, но и прежде всего как человека, передающего духовные ценности;

- рассмотреть школьную практику в категориях, указывающих на особенности поведения (дружественность – враждебность, наступление – оборона, сила – слабость и др.);

- совершенствовать умение «читать» поведение ученика, «расшифровывать» его намерения и переживания, различать признаки рабочей (нерабочей) атмосферы в классе (аудитории) по звуковым «анализаторам», мимике и пантомимике обучаемых, по изменению ритма речевого взаимодействия; делать представление учителя о поведении учащихся и своем собственном более конкретным, точным, подробным;

- овладеть начальными приемами педагогической техники и основами педагогического мастерства для решения важнейших педагогических задач;

- постепенно переходить к педагогически целесообразным действиям и поведению, творческому рабочему самочувствию, эстетическому внешнему виду.

Вышеизложенное показывает, что искусству душевного контакта нельзя научиться по учебнику или свести его к сумме правил. Его важнейшая предпосылка – способность уважать и ценить другого человека, чужое мнение, чуткость и душевная открытость человека, готовность понять и принять нечто новое и непривычное. Если будущий учитель не обладает духовной культурой, его не спасет никакая техника, т.е. эмоции нельзя сыграть, их нужно пережить. Учитель не может творить путем усвоения технических приемов. Он не может быть артистичным благодаря знанию того, как это сделать, потому что это органический процесс. У педагогического артистизма должна быть внутренняя основа в виде духовного богатства человека, понимающего глубинное назначение своей профессии, ее высший смысл, свою миссию в этом.

Современный этап развития образования в Узбекистане предъявляет педагогу серьезные требования и усиливает потребность в скорейшем формировании индивидуального стиля творческой педагогической деятельности. Миссия педагога не может заключаться лишь в фиксации происходящих перемен на уровне знаний. Она должна отражаться в содержании образования, форме подачи материала, в системе полагания учебного процесса, в методах его организации, поскольку образование по сути является универсальной формой деятельности по воспроизводству всех форм культуры и структуры общества.

Избранные учителем приемы и методы педагогического взаимодействия должны быть системны, гармоничны, согласованы, созвучны между собой; соответствовать личности учащихся и особенностям коллектива, а также творческой индивидуальности самого педагога. В этом и проявляются составляющие педагогического артистизма: свобода, естественность, целесообразность и гармоничность поведения, его соответствие ситуации, задаче и сверхзадаче педагога.

Для развития педагогического артистизма наиболее благоприятен период становления базовых характеристик индивидуального стиля деятельности. Однако ряд причин (массовость, деятельность, рассмотрение ее как нечто внешнее по отношению к осуществляющему ее субъекту, трудность системного исследования педагогики как искусства на уровне научного знания и др.) привел к тому, что в настоящее время обнаруживается недостаток этого качества как у учителей школы, колледжа, лицея, так и у преподавателей вуза.

Педагогическая деятельность воплощает в себе своеобразное единство науки и искусства, логического и эмоционального. Труд педагога по многим параметрам приближен к труду актера и режиссера.

Обращение к опыту театральной педагогики в совершенствовании профессиональной подготовки, в частности овладении средствами актерской выразительности, приемами воздействия на внимание аудитории, умением ставить и решать сверхзадачу своих действий и др., целесообразно в таких направлениях, как развитие эмоциональной культуры учителя, овладение приемами саморегуляции, развития навыков произвольного внимания, интуиции и др.

Лишь педагог с качествами артистичной личности, т.е. с богатством личностных проявлений и естественностью, свободой, красотой и изяществом решений, может самоутвердиться в опыте учащихся, сформировать мотивационно-ценностное отношение к содержанию образования и передать обучаемому опыт предшествующих поколений соответствующими средствами. Это напрямую связано с переходом от функции «передатчика знаний» к функции «учителя жизни», «актуализатора развития».

Сложность овладения умениями по педагогическому артистизму заключалась в том, что умения носили творческий характер: упражняясь даже в однотипных ситуациях, ни один студент не повторял другого, одна и та же ситуация решалась по-разному. Исключение составляли лишь те упражнения, где осуществлялась тренировка в одинаковых артикуляционных, пластических, мимических и других операциях. Поэтому на занятиях стремились создать такую атмосферу, чтобы студенты были максимально раскрепощены, чтобы их не сдерживало чувство неловкости, ощущения, что что-то не получается. Дружеская атмосфера, сопровождаемая чувством уверенности и защищенности, способствовала раскрытию и индивидуальному проявлению каждого студента.

Условиями эффективности обучения педагогическому артистизму, помимо поэтапного подхода и использования различных методов обучения, свободы студентов на занятиях, выступали следующие: сохранение индивидуального стиля и индивидуального характера при выполнении различных учебных заданий; индивидуальное проявление личностного компонента, который не оценивался как правильный или неправильный, а только как неповторимый, присущий конкретному студенту; отсутствие отрицательных реакций со стороны сокурсников, т.е. в целом благоприятная психологическая атмосфера.

Для создания благоприятной атмосферы были использованы и другие способы: поиск элементов новизны во всех формах работы над собой в аудитории и дома; демонстрация расположенности, симпатии, называния по имени всех участников занятий; готовность к возможным неудачам и результатам работы; использование в работе фотографий, картин, иллюстраций, игрушек и других атрибутов.

Успех, прежде всего, определялся желанием каждого студента соответствовать званию педагога-учителя, воспитателя; стремлением выявить своеобразие своего характера и предположительные творческие возможности. Кроме того, наметить пути формирования профессиональной компетентности и готовности; с помощью преподавателя выбрать нужные для этого упражнения; воспитать в себе умение охранять первозданность и естественность чувств и эмоций как на занятиях, так и в деятельности в целом.

 

 

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990.- 311с.

2. Барышева Н.А. Педагогические условия формирования педагогической режиссуры у будущих учителей: Дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2000.- 145 с.

3. Журнал “Завуч управление современной школы”. Центр “Педагогический поиск”, № 6 2010г.

4. Каримов И.А. Последовательное продолжение курса на модернизацию страны – решающий фактор нашего развития: Доклад на торжественном собрании, посвященном 18-летию Конституции Республики Узбекистан// Народное слово. – 2010.- 8 декабря.

5. Лучшие страницы педагогической прессы № 4. 2007.

6. Национальная программа по подготовке кадров. – Ташкент: Шарқ, 1997.- 19 с.

7. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Москва “Просвещение”, 2009 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: