Глава 2 Структура правовых норм




При анализе структуры нормы права следует исходить из философского понимания этой категории. Будучи «клеточкой» права, норма в то же время есть сложное образование, имеющее собственную структуру.

«Под структурой правовой нормы понимается её внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой и предполагающих друг друга необходимых составных частей, элементов. В совокупности все эти элементы могут характеризовать юридическую норму как особое правовое явление»[7].

Как отмечает С.С.Алексеев, это микроструктура права, в которой, в отличии от макроструктуры подразделение права на отрасли и институты (системы права),не столь зримо и рельефно обнаруживаются социально-политические особенности правового регулирования. В тоже время в структуре нормы проявляются специфические функции, которые они выполняют ка звено структуры права: обеспечение конкретизированной, детальной, точной и определённой нормативной регламентации общественных отношений.[8]

Названная структура — идеальная логическая конструкция, призванная регулировать взаимоотношения между людьми. Это своеобразная модель возможного поведения, сформировавшаяся в ходе общественного развития, отражающая стремление людей создать универсальные, долговременные «инструменты» познания и освоения правовой действительности. Наиболее распространённым, ставшим, пожалуй, традиционным, является понимание нормы права, как правила поведения, структурно представленного в виде трёхзвенной конструкции, согласно которой типичная правовая норма состоит из таких элементов, как гипотеза, диспозиция, санкция.[9]

Например,А.С.Пиголкин выделил дополнительно такой элемент, как субъективный состав, имея в виду «положение о том, на кого распространяются предписания…нормы»[10] Сюда же добавляется ещё один потенциальны элемент правовой нормы- указание на её цель.

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные.

Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция даёт возможность участникам правоотношения варьировать своё поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые (точно указанный размер штрафа), относительно определённые (лишение свободы на срок от трёх до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трёх лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф...).

Логическую структуру юридической нормы можно абстрактно сформулировать следующим образом: «Если имеют место определённые обстоятельства (гипотеза), то субъект обязан (имеет право) совершать или не совершать определённые действия (диспозиция), иначе (в противном случае) могут наступить установленные неблагоприятные последствия (санкция)». Эту формально-юридическую структуру нормы можно выразить в виде формулы «если - то - иначе».

Общественное отношение, подлежащее правовому оформлению, объективно требует, чтобы структура правовой нормы логически соответствовала собственному внутреннему строению. Оно достаточно жёстко предопределяет характер связи и количество структурных элементов нормы. Детерминирующее влияние на структуру оказывают тип, род, вид, сторона общественного отношения. Следует также иметь в виду сложность логических связей между субъектами отношения, количественные характеристики субъектов и объектов, распространённость и повторяемость общественного отношения, возможный уровень его обобщения.

В соответствии с изложенной конструкцией норма права не может действовать, если не предусмотрены те фактические обстоятельства, при которых она подлежит исполнению, т.е. без гипотезы; без диспозиции, которая является её ядром, так как в ней указаны права и обязанности субъектов тех общественных отношений, которые регулирует данная норма. Также не может существовать правовая норма без санкции, поскольку именно она указывает на те специфические меры государственного воздействия, которые отличают способ обеспечения правовых норм от способов обеспечения иных социальных норм (норм морали, корпоративных норм).

Структуру правовой нормы можно представить как систему диалектически взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют в её рамках. Указанные элементы могут взаимозаменяться, превращаться друг в друга, объединяться и выступать в единстве. Характер, виды взаимодействия определяются сложившимися общественными отношениями, а также специфическими особенностями самих элементов. При этом конечно, следует учитывать и волевое воздействие законодателя, который формирует направленность структурных элементов, связывает их действие с какими-либо юридическими фактами.

Законодатель, предполагая урегулировать то или иное общественное отношение, «примеряет» к нему логическую модель нормы, выработанную на основе человеческой практики, достижений науки, опыта правового регулирования. При этом он стремится направить развитие общественного отношения в нужном для него направлении, пытается установить его временные, пространственные характеристики, получить наибольшую эффективность от его правового урегулирования.

Однако следует учитывать, что не все авторы одинаково воспринимают и трактуют понятие самой структуры норма.

Так, например, существует разделение типичных правовых норм на нормы позитивного регулирования и правоохранительные нормы. «Первые содержат положительные веления и соответствующие статутные права и обязанности субъектов права, а вторые выражают отрицательное отношение государства к противоправному поведению и предусматривают меры ответственности за правонарушения».

Вышеуказанные разновидности норм, выполняя разные функции в правовом регулировании, имеют и различные структурные элементы. Так, нормы позитивного регулирования состоят из таких двух частей, как гипотеза и диспозиция. Гипотеза определяет те условия, при которых норма права начинает действовать, может или должна реализовываться, а диспозиция формирует те статутные права и обязанности, в пределах которых возникают субъективные права и обязанности при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой. В качестве примера можно привести ч.2 ст. 581 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Структура правоохранительной нормы также состоит из двух элементов - гипотезы и санкции. Гипотеза определяет состав правонарушения, т.е. его признаки. Санкция предусматривает меры юридической ответственности. Например, ч. 1 ст. 364 Гражданского кодекса Республики Беларусь (обязанность должника возместить убытки).

Двухэлементная концепция построения правовой нормы не отрицает того, что в качестве структурных её элементов могут рассматриваться и гипотеза, и диспозиция, и санкция. Все дело в их сочетании. Если трёхэлементная концепция утверждает, что в каждой правовой норме обязательно должны присутствовать все названные структурные элементы по формуле «если - то - иначе», то двухэлементная концепция говорит о том, что в каждой правовой норме реально присутствуют только два элемента по формуле «если - то». Первая часть формулы всегда означает гипотезу, а вторая в зависимости от характера самой нормы - либо диспозицию, либо санкцию.

Двухэлементная правовая норма обнаруживается реально, как правило, в виде текста статьи нормативного правового акта. Поэтому такая структура правовой нормы называется реальной.

Сторонники трёхзвенной (логической) структуры считают такой подход основанным на ошибочном смешении нормы права со статьёй нормативно-правового акта. По их мнению, текстуального отсутствие в нормативно-правовых актах трёх элементов обусловлено применением законодателем юридической техники в целях обеспечения компактности актов. В связи с этим отдельные части юридической нормы могут находится в различных статьях нормативного акта и даже в разных нормативных актах. Более того, законодатель иногда прибегает и к таким приёмам, когда отдельные части правовой нормы и вовсе опускаются. Это допускается в тех случаях, когда из общего текста нормы ясен смысл опущенного элемента. Установление же структурных частей нормы права следует осуществлять путём их поиск в соответствующих нормативно- правовых актах. «Полное представление о юридической норме как регуляторе общественных отношений даёт только целостное восприятие, уяснение всех элементов её логической структуры».

Структура сама по себе есть выражение устойчивости в различных процессах. Она относительно независима и от изменения элементов в целом. Данное свойство позволяет норме права сохранить статус единого и целостного государственно-властного веления во всех упомянутых случаях. Практика подтверждает, что выделение того или иного структурного элемента нормы происходит только при самостоятельном его функционировании в виде особого правила. Причём качество самостоятельного правила сохраняют и «усечённые нормы», и нетипичные нормативные положения

Таким образом, структура правовой нормы есть логически согласованное её внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: