Общее понимание практической психологии




Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………….3

1. Общее понимание практической психологии…………………….5

2. Соотношение психологической науки и практики………………9

3. Виды знаний, используемых в психологической практике…….12

4. Требования, предъявляемые к компетенции практического психолога…………………………………………………………………….19

Заключение……………………………………………………………25

Список литературы…………………………………………………...27

 

Введение

 

 

В настоящее время мы являемся свидетелями всё возрастающей актуальности психологии как науки, как сферы жизни, в которую включён каждый человек современного общества. Искусство жить в сложном и динамичном мире требует от нас умения заглянуть за грань очевидного и прикоснуться к глубинам человеческой психики. Психология играет важную роль в жизни человека, облегчает его жизнь и делает её более яркой, успешной и счастливой. Как найти подход к человеку? Как стать увереннее в себе, общительнее? Как решить сложные рабочие и бытовые ситуации?

Хотя психология не является панацеей на все случаи жизни, она позволяет найти ответы на эти и многие другие вопросы. Тем не менее, несмотря на возрастающий интерес к психологии как науке и практике люди проявляют к ней различное отношение: от позитивного, нейтрального до негативного.

Психология как наука и практика в России пока довольно молода. Она только выходит на тот уровень, который достигнут на Западе. Однако множество российских ученых занимается исследованием психологической науки и практики на современном этапе их развития.

Психология как научно-исследовательская деятельность заключается в изучении специфических духовных механизмов, особых форм внутренней активности человека.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть виды знаний, используемых в психологической практике.

Основная задача работы:

· дать характеристику знаний, используемых в психологической практике;

· выявить предметы исследования, показать различия в сфере применения различных отраслей психологии;

· анализ требований, предъявляемых к компетенции практического психолога.

Материалом для курсовой работы послужили статьи различных российских авторов, занимающихся исследованием психологии.

 

 

Общее понимание практической психологии

 

 

Практическая психология - отрасль психологии, предметом которой выступает психологическая помощь, т.е. практическая деятельность психологов, направленная на конкретного человека, его проблемы, запросы, потребности и т.п. [16].

Появление профессии практического психолога связано, прежде всего, с возникновением социального заказа на осуществление психологических форм научно обоснованного воздействия на человека и группы людей. В качестве предпосылки к выделению самостоятельных отраслей практической психологии могут быть рассмотрены такие отрасли практической деятельности, как медицина (в частности, психиатрия), дифференциальная и социальная психология, давшие начало развитию психотерапии и психологическому консультированию. Теоретической базой при этом выступила психология личности, представленная в различных психологических школах. С другой стороны, экономические интересы, задачи оптимального задействования трудовых ресурсов на производстве, в сфере управления и образования и т.п., а также имеющиеся к этому времени определенные традиции и опыт в психодиагностике привели к появлению самостоятельных отраслей практической психологии.

Одним из первых направлений реализации психологической практики явилась психотехника - ветвь психологии, изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте. Психотехника возникла в начале XX века. Ее основными задачами признавались: - осуществление профессионального отбора и профессиональной ориентации, изучение утомления и упражнения в процессе труда; - приспособление человека к машине и машины к человеку; - выяснение эффективности воздействия различных средств на потребителя (реклама); - тренировка психических функций при подготовке рабочей силы и т. д.

К началу 50-х годов определенные традиции практической психологии приводят к содержательному и организационному оформлению (в США) ее отраслей как самостоятельных научно-практических направлений. В нашей стране психотехника получила значительное развитие в 20-х и в первой половине 30-х годов. Однако в дальнейшем развитие психологии в нашей стране во многом носило так называемый "академический" характер. На рассматриваемом этапе развития, который продлился вплоть до начала 70-х годов, практическая направленность психологии выражалась в разработке прикладных проблем. Как итогов психологии оформились и получили статус самостоятельных научных отраслей приложения психологии к различным социальным сферам: социальная психология, педагогическая психология, психология управления, семейная психология и др [12].

Понимание практической психологии как психологического обеспечения различных социальных сфер (здравоохранения, образования, спорта и т.п.) является наиболее распространенным. Так понимаемая практическая психология - прикладная психология - представлена совокупностью отраслей психологии, получивших свое наименование в соответствии с той сферой, в которую они включены: военная, медицинская, педагогическая, инженерная (труда), спортивная, юридическая и т.д. психология.

Другое понимание практической психологии связано с трактовкой ее как особой психологической практики. Психология здесь не включается в существующие сферы практической деятельности, а создает особую сферу психологических услуг, формирует свою собственную психологическую практику. В этом случае, в отличие от прикладной психологии, положение психолога в исследуемой ситуации принципиально меняется, он как бы получает объект "исследования" в свое полное распоряжение. Теперь уже становится главной не помощь другим, "базовым специалистам" - педагогам, управленцам и т.п. в решении их задач, а возможность строить свою деятельность по своим нормам и правилам. С появлением самостоятельных психологических служб, принципиально меняется социальная позиция психолога [6].

Теперь он сам формирует цели и ценности своей профессиональное деятельности, сам осуществляет необходимые воздействия на обратившегося за помощью человека, сам несет ответственность за результаты своей работы.

Это резко изменяет и его отношение к людям, которых он обслуживает, и его отношение к самому себе и участвующим в работе специалистам другого профиля, а главное, изменяются стиль и тип его профессионального видения реальности. Появление психологической практики привело к качественному изменению и самой психологической теории. В ее составе начинает формироваться особая "психотехническая" теория.

Понятно, что общей задачей психологии является изучение как психики субъекта, так и его психологии.

Различив психологию как особую реальность и как знание о ней, можно отметить, что и понятие «психолог» – обладатель этого знания – тоже неоднозначно. Конечно, прежде всего, психолог – это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но далеко не всякое психологическое знание обязательно является научным. Так, в обыденной жизни психолог – это человек, «понимающий душу», разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях. В этом смысле психологом фактически является каждый человек, независимо от профессии, хотя чаще так называют подлинных знатоков человеческих отношений – видных мыслителей, писателей, педагогов [2].

Итак, есть две разных области психологического знания – научная и житейская, обыденная психология. Если научная психология возникла сравнительно недавно, то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики. Для того чтобы дать общую характеристику психологии как специальной научной дисциплины, ее удобно сравнить с житейской психологией, показать их различия и взаимосвязи [15].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: