Историческая школа права




Учение Канта о государстве и праве

Кант — идеолог раннего либерализма, утверждающего ценностный подход к человеку. Труды Канта «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве».

Философская система И. Канта включает: теоретическую философию, предметом которой являются природные закономерности, познаваемые теоретическим разумом, и моральную (практическую) философию — учение о должном поведении человека, о нравственных правилах поведения, задающих ориентиры человеческой деятельности, о социальных регуляторах - праве и морали, способных указать всеобщие правила поведения и сделать их общеобязательными.

Для Канта характерно противопоставление эмпирического (опытного) и априорного видов познания. Познание человеком окружающего мира всегда начинается с опыта.

Кантом сформулированы три формулы категорического императива: 1. «формула универсализации», подчеркивает активность личности, ее индивидуальность 2. «формула персональности» - это идея о человеке, который есть цель сама по себе, высшая ценность 3. «формула автономии» показывает добровольность (собственный выбор) универсального правила поведения. себя)».
Мораль и право имеют своим источником практический разум, стремятся к единой цели — всеобщей свободе, но различаются в поступках (мораль — внутренняя сторона поступков, а право — внешняя сторона). Основы морали — внутренние побуждения человека, осознание им своего долга, тогда как право использует для аналогичных поступков внешнее принуждение других индивидов и прежде всего государства.

Кант допускает общественный договор как умозрительную конструкцию. «Общественный договор» заключается между морально развитыми людьми. По мнению Канта, «акт, через который народ сам конституируется в государство, собственно говоря, лишь идея государства, единственно благодаря которой можно мыслить его правомерность, - это первоначальный договор, согласно которому все в составе народа отказываются от своей внешней свободы, с тем, чтобы снова тотчас же принять эту свободу как члены общности, то есть народа, рассматриваемого как государство». Общественный договор - это соглашение индивидов об идеале правового государства. А государство — это «объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Государство должно предоставить гражданам максимальную свободу, поскольку чрезмерное попечение властей о благе подданных сковывает инициативу и самостоятельность человека, снижает социальную активность людей, стимулирует настроения иждивенчества, ведет к нравственному перерождению личности. Таким образом, Кант - идеолог раннего либерализма. Деятельность государства сводится к правовому обеспечению индивидуальной свободы.

 

Историческая школа права

Одно из течений в юриспруденции, которое выражало интересы феодальной аристократии и получило широкое распространение прежде всего в Германии.

Основные положения, которые выдвигали представители исторической школы:

1) историческая школа права отрицала вероятность существования единого для всех народов права, при этом опиралась на то, что у каждого государства, как и любого другого народа, есть свое, характерное ему право, отличающееся от права какой-либо другой страны и устанавливаемое исторически свойственным ему народным духом;

2) право каждого народа является проявлением народного духа, которое выражает его «общее убеждение», «общее сознание». Оно вырабатывается как результат исторического процесса; передается как традиция от поколения к поколению, способно к саморазвитию и складывается постепенно, так же, как язык и нравы.

Как положительную сторону анализируемой школы многие ученые отмечают то, что она обратила внимание на необходимость изучения истории права, прежде всего его источников, и сама собрала связанный с этим богатый материал, главным образом по истории римского права.

Основными представителями исторической школы права были германские юристы: Гуго, Савиньи и Пухта. Представители школы так же, как и другие идеологи феодальной реакции, являлись противниками буржуазно-демократических идей школы естественного права. Идеям исторической школы свойствен реакционный характер и стремление рассматривать право в качестве продукта мистического «народного духа», зачастую вопреки историческим фактам (в частности, рецепция (заимствование) римского права рядом западно-европейских стран, с xii и в xv—xvi вв.).

Ими утверждалась полная замкнутость национального права и невозможность взаимодействия правовых систем разных народов. Само развитие права, считали идеологи школы, могло происходить мирно, стихийно, сходно тому, как развивается язык народа. Поэтому они отрицали основное утверждение школы естественного права о том, что нормы позитивного права учреждаются сознательной волей народа или правителями. Идеологи исторической школы права противопоставляли этому идею о стихийном и при этом спокойном, безболезненном процессе развития права.

Историческая школа права считала, что правовой обычай стоит выше закона. От исторической школы права многое заимствовали современные американские буржуазные юристы-прагматисты, которые утверждали, например, что источником права служат «привычки» людей, которые терпят лишь медленные и небольшие изменения и не допускают коренных изменений в праве.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: