Тема: «Реализация новой программы воспитания на уроках литературы, во внеурочной деятельности»




Автор: Самсонова Оксана Николаевна,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ с. Шереметьевка

Лысогорского района

Саратовской области»

Тема: «Реализация новой программы воспитания на уроках литературы, во внеурочной деятельности»

 

Внеурочная деятельность по литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Это целенаправленные, организуемые на добровольных началах, на основе познавательных интересов учащихся занятия с ними, выходящие за рамки уроков, а иногда – и за рамки программы.

Основная цель организации и проведения внеурочной работы – развитие у школьников интереса к родному языку и литературе и воспитание потребности изучать их.

Внеурочная деятельность выступает как продолжение, дополнение, обогащение знаний, полученных на уроках. Систему работы объединяет методика активизации творческой активности подростков на уроках литературы, родной литературы.

Решая образовательные и воспитательные задачи в единстве, урок способствует активизации мыслительной деятельности, творческих способностей и самостоятельности учащихся, стимулирует внеклассные формы работы. Урок литературы – это урок, на котором изучается творчество, создающее образы, отражающее мир посредством этих образов. Поэтому урок литературы должен вестись как урок искусства слова. Уроки литературы должны быть уроками сотворчества, совместного мышления, партнерства, уроками свободы, где всякий может и должен высказаться.
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Исходя из воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников.

В программе воспитания реализуется модуль «Школьный урок».

Реализация педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Большую роль в активизации познавательной деятельности обучающихся играет внеурочная деятельность, связанная с творчеством. В течение нескольких лет я руковожу кружком «Литературный сундучок», воспитанники которого принимают участие в театрализованных представлениях школы.

Замечено, что потребность учащихся в творчестве и самовыражении реализуется полнее, если внеурочная деятельность является органическим продолжением их деятельности на уроке. Поэтому в своей практике я не ограниваюсь только урочными занятиями по развитию креативных способностей учащихся, а организую и различные формы внеклассной деятельности.

 

Литературный кружок расширяет знания учащихся, окрыляет мысль ученика. Основу кружка составляют школьники, интересующиеся литературой. Однако кроме них, в кружке оказываются и ученики, интерес которых выражен не так ярко. Для них занятия в кружке является тем необходимым толчком, который способствует появлению и дальнейшему развитию интереса к родной литературе.

Организуя внеклассную работу, необходимо учитывать дидактический принцип связи теории с практикой. Эта связь предполагает умение школьников применять полученные знания в учебной деятельности.

Весьма важным для нормальной организации внеурочных занятий с учениками является общедидактический принцип доступности преподносимого материала. Всегда надо помнить о том, что материал, отбираемый для внеклассной работы, может несколько выходить за рамки программных требований, но он ни в коем случае не должен превышать возрастные особенности детей.

Подготовка и проведение внеклассных мероприятий по литературе предъявляет высокие требования к учителю, так как она подводит итог достижениям школьников в изучении предмета не только на уроках, но и во внеклассной работе.

Специфика условий работы в нашей школе (отсутствие параллельных классов, малый количественный состав учащихся) накладывают некоторые ограничения в подготовке и проведении того или иного общего внеурочного дела. Но всегда стараюсь выполнить ещё два принципа:

- добровольное участие школьников в мероприятиях;

- комфортность (мероприятие должно проводиться в удобное для учащихся время и в удобной форме).

Задача педагога, – помочь детям увидеть и понять красоту мира, развить у них образное видение окружающей действительности, воспитать интерес к слову, интерес к предметам, которые я преподаю.

В настоящее время у учителя много возможностей для осуществления идей воспитания. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Поэтому театральная деятельность органично вписывается в программу развития детей нашей школы.

Законченное произведение театрального искусства – спектакль.

Цель, которую мы ставим, занимаясь с детьми театральным искусством — сделать жизнь наших ребят интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Мы считаем, что каждый ребенок талантлив изначально, а театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в других видах творчества. Мы стремимся, чтобы навыки, полученные в театре, принесли детям пользу в дальнейшей жизни.

Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

Особенность состоит в том, что школьник погружается в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т.д. при этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуется все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых не подозревают ни ребёнок, ни его родители.

Соколова Лариса Петровна, учитель музыки, ведёт кружок «Берёзка», Самсонова Оксана Николаевна, учитель русского языка и литературы, - кружок «Литературный сундучок».

В программах работы кружков поднята важнейшая проблема духовно – нравственного развития на примерах литературы, музыки: от истоков устного народного творчества до современной литературы, музыки – всё это оказывает влияние на воспитание мира чувств ребёнка, его эмоциональной чуткости, активной действенной отзывчивости на добро и зло, воспитывает активную жизненную позицию.

Музыкальный сценарий по сказу Бажова был написан Папукиной Любовью Александровной – мамой наших учащихся. Новизна работы - это слияние музыки, сказки и театра в одно целое, так как музыкальный спектакль вызывает у детей большой интерес.

Любовь Александровна шила костюмы, придумывала и мастерила декорации, разучивала с детьми танцы. Педагоги проводили с детьми ежедневные репетиции.

И вот жителям села Шереметьевка удалось побывать на этом замечательном празднике. 27 ноября в здании сельского Дома Культуры села Шереметьевка силами обучающихся, педагогов и родителей был поставлен спектакль «Каменный цветок» по сказу Бажова.

К концу представления актёры вместе со зрителями поняли главное: волшебство само по себе силы не имеет, сила в тех руках, которые это волшебство поймали.

И как же это важно для ребёнка видеть радость и восхищение твоих родных и близких от выступления. Такие представления открывают в личности ребёнка скрытые таланты, пробуждают творческий потенциал, развивают внимание, память, способствуют свободному самовыражению. Навсегда исчезают робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Именно театральная деятельность способствует развитию эмоциональной сферы ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам и сопереживать разыгрываемым событиям. Сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. А результат был – это море улыбок, аплодисментов и прекрасного настроения, как юных артистов, так и зрителей.

Сегодня, чтобы уверенно ступать на пути педагогического поиска, я понимаю, что нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание учеников. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию.

 

1 часть спектакля по сказу Бажова «Каменный цветок» — https://youtu.be/IGpK_wdPZmE

2 часть — https://youtu.be/Rfql8h-U_wA

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: