Целевое назначение НПИ — распространение и пропаганда научных и иных специальных знаний в области науки, техники, производства, в том числе их истории. Они содержат сведения научного или прикладного характера, но не во всем объеме, а только в виде общих законов, понятий, выводов, знание которых необходимо обществу в целом.[15]
По читательскому адресу НПИ подразделяются на издания, рассчитанные: 1) на массового читателя; 2) на лиц, не являющихся специалистами в данной области; 3) на специалистов, работающих в смежных областях науки; 4) на практических работников, желающих использовать результаты научных исследований в своей профессиональной деятельности.
Производственно-практическое издание
Производственно-практическое издание (ППИ) содержит сведения по технологии, технике и организации производства, а также из других областей производственной практики. Оно предназначено для повышения квалификации, совершенствования профессионального труда. Эта задача выполняется, в основном, тремя путями: 1) распространением передового опыта; 2) информированием о научных достижениях, имеющих прикладное значение; 3) описанием рациональных приемов труда. Издания такого содержания выпускаются в большом количестве.
ППИ имеют четкий читательский адрес, издаются для специалистов разной квалификации и для любителей.
В зависимости от широты охвата материала ППИ могут подразделяться на следующие группы изданий:
1. технология производства;
2. организация и экономика производства;
3. оборудование;
4. охрана труда и техника безопасности;
5. обмен передовым опытом.
Нормативное производственно-практическое издание
Нормативное производственно-практическое издание (НППИ) содержит нормы, правила и требования в разных сферах производственной деятельности.
Целевое назначение НППИ — содействие руководству и рациональной организации различных сфер производственной деятельности.
Сфера и срок действия НППИ не одинакова: одни имеют юридическую силу для предприятий (учреждений, организаций) на всей территории страны, другие — для всех предприятий одной отрасли, третьи — в пределах одного предприятия (учреждения, фирмы). В них содержится указание на срок действия. Каждое новое издание обязательно согласовано с действующими нормативными документами.
Читательский адрес большинства НППИ — специалисты-практики. Однако они могут быть адресованы и широкому кругу читателей: инструкция по эксплуатации бытовой техники, технике безопасности и т.д.
Учебное издание
Особенность характера информации УИ — широкий тематический диапазон, обусловленный номенклатурой учебных дисциплин, изучаемых во всех типах учебных заведений. Предметы УИ — это научные и прикладные сведения, но не во всем объеме, а в виде основных законов и выводов, которые составляют основу науки или прикладных знаний. Объем материала определяется программой обучения. Издаются УИ, полностью охватывающие курс, и учебные пособия по отдельным разделам.
Общетипологической классификации учебных изданий не существует. По роли в учебном процессе выделяют следующие подвиды УИ:
· учебники;
· учебные пособия;
· практикумы;
· программно-методические издания.
Общественно - политическое издание
Общественно-политическое — это издание произведения общественно-политической тематики. В массово-политическом издании агитационно-пропагандистского и воспитательного характера информация изложена в форме, доступной широкому кругу читателей.
Книжные издания выпускаются чаще всего в обложках. Иллюстраций в них немного — до 2% площади набора. Часто в качестве иллюстративного материала используются фотографии. В их объеме большое место занимают листовые издания. Кроме того, большая часть газет по своему содержанию и задачам относятся к массово-политическим изданиям.
Справочное издание
Справочные издания - используются во всех сферах человеческой деятельности, от научной работы до проведения досуга. Они характеризуются высокой степенью обобщения информации, достигаемой при помощи сжатого, лаконичного изложения сведений в форме готовых данных, выводов, рекомендаций. СИ — хранилище емкостной универсальной и отраслевой информации, изложенной с максимальной плотностью.
СИ отличается от других видов изданий структурой основного текста. Оно состоит из статей, содержащих краткие ответы на предполагаемые вопросы потенциального потребителя, имеющих смысловую и композиционную законченность. Справочные статьи предназначены не для сплошного, а для выборочного чтения, поэтому группируются не в логической последовательности, а в порядке, дающем возможность быстрого нахождения необходимой информации. Чаще всего применяется алфавитная или систематическая группировка статей. Текст четко структурирован не только с помощью (статей, но и разделов, рубрик, подрубрик и пр. Специфичен язык (стиль) СИ. Он лаконичен, схематичен, предельно упрощен. Информация часто свертывается при помощи таблиц, формул и т.п. В СИ применяются сокращения, не принятые в изданиях других видов.
По функциональному назначению и характеру информации СИ принято делить на три подвида:
· энциклопедические издания
· словари
· справочники
Энциклопедия — справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или нескольким отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде кратких статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке.
Целевое назначение энциклопедий — истолкование слов, и сообщение сведений по существу вопроса. Энциклопедия может быть однотомным или многотомным изданием.
Словарь — справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц (слов, словосочетаний, фраз, терминов, имен, знаков), снабженных относящимися к ним справочными данными.
Словари выполняют две важнейшие функции: информативную (через слово они передают знания самым кратким путем) и нормативную (фиксируя знание и употребление слова, способствуют совершенствованию, унификации языка, утверждают нормы словоупотребления).
Справочник — издание, носящее прикладной, практический характер, имеющее справочную систематическую структуру или построенное по алфавиту заглавий статей.
В отличие от энциклопедических изданий справочники представляют собой разработку какого-либо отдельного аспекта или направления, имеют практическую направленность, отвечают на вопросы типа «что», «кто», «как», «где», «когда» и т.д. («Справочник библиотекаря», «Средства информационной техники. Справочник», «Справочник по оргтехнике» и др.)
Издание для досуга
Цель изданий для досуга — содействовать рациональному использованию читателями свободного времени, развитию любительского творчества и т.п. В то же время эти издания имеют гедоническую направленность, они развлекательные, помогающие приятно, весело, занимательно провести время.
По характеру информации издания для досуга подразделяются на два вида: практические издания для любителей, развлекательные издания.
Практические издания для любителей призваны дать определенную сумму знаний и помочь выработать необходимые умения и навыки в непрофессиональной деятельности с целью получить тот или иной практический результат. К ним относятся: книги в помощь молодой семье, в помощь молодой матери, по домоводству, садоводству, фото- и киносъемке, шитью, вязанию, спортивной гимнастике, косметике и т.п. Это могут быть практические пособия и руководства, буклеты, буклеты-определители, рабочие таблицы.
Развлекательные издания представлены спортивными, компьютерными и другими интеллектуальными играми, кроссвордами, гороскопами, гаданиями, сборниками песен, стихов к различным праздничным датам и др.
Характерной особенностью оформления изданий данного вида является большое количество иллюстраций, часто многокрасочных. Среди них много изданий, в которых большую часть объема занимают изображения.
Рекламное издание
Целевое назначение рекламного издания — способствовать реализации товаров и услуг, создать спрос на них. Оно может быть рассчитано на массового потребителя и на специалиста.
Специфика информации, зафиксированной в рекламном издании, состоит в том, что здесь сочетается популярный, справочный и оценочно-рекламный текст. Большинство этих изданий выпускается в виде
· каталогов
· проспектов
· афиш
Каталог содержит систематизированный перечень имеющихся в наличии предметов и услуг.
Проспект содержит перечень предметов и услуг, планируемых к выпуску, продаже или экспонированию.
Афиша — издание, оповещающее о каком-либо культурном мероприятии и предназначенное для расклейки (концертная афиша).