Сроки реализации программы, возраст воспитанников, участвующих в реализации программы, форма и режим занятий




Авторская программа

По лего-конструированию «В мире лего»

 

Воспитатель
МАДОУ- д/сада № 7

Боброва А.М.

 

 

2017 год

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Программа «В мире лего» (далее Программа) определяет содержание и организацию образовательного процесса по «Лего – конструированию» с детьми 6-7 лет в условиях лего-класса. Настоящая Программа разработана на основе образовательной программы дошкольного образования МАДОУ- детского сада № 7 в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (вступил в силу 01.09.2013 г.).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г., № 28564).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г., № 28908).
6. Устав образовательной организации.
Внедрение ФГОС ДО предполагает использование в работе воспитателя новые педагогические технологии. Одной из этих технологий является использование ЛЕГО-конструкторов, другими словами ЛЕГО-технология.
Необходимостью создания данной авторской программы послужил следующий факт: так как «Лего-конструирование» является начальной ступенью такого широкого направления, как «Робототехника», которая все больше и больше внедряется в школьную программу и возможно даже в будущем станет базовым предметом, в связи с тем, что современное общество испытывает необходимость в компетентных по этому вопросу специалистах. А с недавнего времени, с введением ФГОС, по которому дошкольное образование является начальной ступенью общего, нет никаких сомнений в том, что этот выбор правильный.
Построение программы шло по принципу «От простого к сложному». Приоритет отдается поисковым методам: конструированию по замыслу, условиям, схемам и чертежам.

Благодаря этому в сознании дошкольника выстраивается определенная логическая цепочка, позволяющая быть более успешным, в таком сложном этапе конструирования, как «Робототехника».
Кроме того, данный вид деятельности оказывает положительное влияние на становление личности ребенка в целом и на развитие его способностей. Активизирует психические процессы, такие как: мышление, память, воображение, речь, а также уделяет внимание физиологическому развитию.
На мой взгляд работа с детьми по данной дополнительной программе образования позволяет поддерживать детскую активность и инициативу в данном виде деятельности и подготавливает дошкольника к жизни в современном обществе.
Внедрение данной программы дополнительного образования в образовательный процесс дает нам возможность действовать не только в рамках ФГОС, но и также идти в ногу со временем и на выходе получить поколение детей, способных быть успешными, конкурентно способными в будущем.

Сроки реализации программы, возраст воспитанников, участвующих в реализации программы, форма и режим занятий

Представленная программа «В мире лего» рассчитана на 1 год обучения.
Возраст обучающихся – от 6 до 7 лет.
Тематика дополнительного образования по ЛЕГО-конструированию рассчитана на период с сентября по май.
Основная форма организация работы по программе – групповые занятия. Максимальное число обучающихся в группе – от 8 до 10 человек.
Группы комплектуются из обучающихся одного возраста, что позволяет строить занятия в соответствии с возрастными особенностями детей и определять эффективную методику проведения занятий. Продолжительность занятий– 30 минут 1 раз в неделю, 35 занятий в год. Набор детей для обучения по программе осуществляется в начале учебного года.
Набор учащихся производится по желанию родителей.
Работа «В мире лего» проводится в рамках дополнительного образования.
Курс «В мире лего» является пропедевтическим для подготовки к дальнейшему изучению «Лего-конструирования» в начальной школе с применением компьютерных технологий «Робототехника».

Актуальность
Актуальность «Лего-конструирования» значима в свете внедрения ФГОС, так как: является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. Только в игре ребенок познает с удовольствием, а новый материал запоминает надолго. Игра движет обучением. Обучаясь легко, ребенок легко усваивает новые формы.
Название датской компании, производящей самый популярный в мире конструктор Lego, переводится как «Играй легко» или «Играй с удовольствием». «Лего-конструирование» для дошкольника – легкая дорога к познанию.Этот вид конструирования больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
«Лего-конструирование» объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности световосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развиваютобразное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных отношениях.
Внедрение данной программы должно быть основано на базе элементарных представлениях детей о простейшем конструкторе «лего», рассчитанного на младший дошкольный возраст, иначе данная программа дополнительного образования не сможет быть успешной. Дети должны иметь представления о цвете, форме, размере, способах конструирования (таких как наложение, приставление и т.п), только тогда мы можем говорить о более сложных видах конструкторских решений, требующих больше усидчивости, скоординированности действий и дополнительных мыслительных затрат, что подразумевает данная программа дополнительного образования.
ЛЕГО-продукция разнообразна, многогранна и охватывает большой возрастной промежуток своих почитателей. Одно ясно – «Лего-конструирование» для дошкольников никогда не станет скучным занятием, а в будущем подарит много часов увлекательной игры.

Цель: формировать предпосылки к успешной деятельности в новом направлении «Робототехника», который диктует современный мир.

Задачи:

Обучающие:

• закрепление и развитие навыков конструирования по образцу, условию и замыслу;

• развитие мелкой моторики рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и развитие умственных способностей;

• обогащение и активизирование словаря, совершенствование монологической речи (умение составлять рассказ о предмете, описывать свои действия, выстраивать цепочку логического и последовательного повествования и др.

• учить создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой.

Развивающие:

· развитие у дошкольников интереса к моделированию и конструированию, стимулирование детского технического творчества;

· развитие творческих способностей и логического мышления детей;

· развитие образного, технического мышления и умение выразить свой замысел;

· развитие умения творчески подходить к решению задачи и излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Воспитательные:

· формирование предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

· развитие коммуникативной компетенции: участия в беседе, обсуждении - формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);

· формирование у детей познавательной и исследовательской активности, стремление к умственной деятельности.

 

Принципы и подходы к формированию Программы:

· Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
· Принцип научной обоснованности и практической применимости.
· Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
· Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Подходы к формированию дополнительной общеразвивающей программы «ЛЕГО – конструирование».
· Реализация дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей развитие ребенка.
· Поддержка инициативы ребенка в детской деятельности.
· Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
· Принцип «от простого – к сложному» (одна тема подается с возрастанием степени сложности).

Формы и методы, используемые в реализации программы:

1. Наглядный (рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету.

2. Репродуктивный (воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа).

3. Практический (использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы).

4. Словесный (краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей).

5. Проблемный (постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование).

6. Игровой (использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета).

7. Частично-поисковый (решение проблемных задач с помощью педагога).

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Материально-технические условия:

1. Кабинет, укомплектованный необходимым инвентарем (Лего-конструкторы, ящики);
2. Ковер;
3. Подборка специальной литературы;
4. Шкафы, стол;
5. Компьютер;
6. Наличие сети Интернет;
7. Проектор;
8. Интерактивная доска.

Оборудование для конструктивной деятельности:

• мольберт

• технологические карты

• инструкции

• Lego-Classic

• Lego Story Starter – «Построй свою историю»

• Городская жизнь Lego

• Общественный и муниципальный транспорт Lego

• Работники муниципальных служб Lego

• Lego Construction Site – «Стройплощадка»

• Набор Lego «Простые механизмы»

• Набор Lego «Первые механизмы»

• Комплект заданий к набору Lego «Первые механизмы»

• Базовый набор «Мои первые конструкции»

• Lego Technic – «Техник»

Перспективный план обучения

Тема. Содержание занятий Количество занятий Продолжительность занятия Месяц Оборудование
1. Введение в ЛЕГО – конструирование. Беседа. Знакомство с деталями с видами лего-конструктора.   З0 мин Сентябрь  
2. Техника безопасности на занятиях по ЛЕГО-конструированию. Знакомство с деталями лего.   30 мин Сентябрь  
3. Что нас окружает? Строительство по замыслу.   30 мин Сентябрь Lego-Classic
4. Домашние животные. Конструирование модели животного   30 мин Сентябрь Lego-Classic
5. Дикие животные. Конструирование модели животного.   30 мин Октябрь Lego-Classic
6. Мой город   60 мин Октябрь Lego-Classic
7. Конструирование по замыслу   30 мин Октябрь Lego-Classic
8. Выставка работ     Октябрь  
9. Построй свою историю   60 мин Ноябрь Построй свою историю
10. Красивый мост   30 мин Ноябрь Городская жизнь Lego
11. Грузовик везет кирпичи   30 мин Ноябрь Городская жизнь Lego
12. Корабль   30 мин Декабрь Городская жизнь Lego
13. Аэропорт   30 мин Декабрь Городская жизнь Lego
14. Многоэтажные дома   30 мин Декабрь Городская жизнь Lego
15. Конструирование по замыслу   30 мин Декабрь Городская жизнь Lego
16. Выставка работ     Декабрь  
17. Стройплощадка   60 мин Январь Lego Стройплощадка
18. Общественный и муниципальный транспорт   30 мин Январь Общественный и муниципальный транспорт Lego
19. Работники муниципальных служб   30 мин Февраль Работники муниципальных служб Lego
20. Колеса   30 мин Февраль Набор «Простые механизмы»
21. Карета   30 мин Февраль Набор «Простые механизмы»
22. Выставка работ     Февраль  
23. Модель вертушка   30 мин Февраль Набор «Первые механизмы»
24. Конструирование по замыслу   30 мин Март Городская жизнь Lego
25. Модель волчок   30 мин Март Набор «Первые механизмы»
26. Перекидные качели   30 мин Март Набор «Первые механизмы»
27. Небоскребы   30 мин Март «Мои первые конструкции»
28. Башни   30 мин Апрель «Мои первые конструкции»
29. Конструирование по замыслу   30 мин Апрель Lego-Classic
30. Экскаватор   60 мин Апрель Lego Technic – «Техник»
31. Трактор   60 мин Май Lego Technic – «Техник»
32. Вездеход   60 мин Май Lego Technic – «Техник»
33. Открытое мероприятие для родителей     Май  
           

 

На первом этапе работы дети знакомятся с деталями конструктора: размер, форма, цвет, из чего сделаны, проверяют опытным путем на прочность и плавучесть и определяют название каждой формы (кубик, кирпичик, конус, пластина, башмак, балка, ось, фиксатор, втулка).
Далее на этом же этапе используем 2 вида более упрощенного лего, такие как: «Lego-Classic – Лего Классик», этот вид лего развивает мелкую моторику, воображение, дети приобретают навыки общения, усидчивость, терпение и стремление добиваться поставленных целей и «Lego Story – Построй свою историю» (7-8 занятия) – детали этого вида конструктора развивают пространственное мышление и физическую подготовку, помогает учиться хорошо разговаривать и запоминать новые слова, а так же придумывать свои истории об окружающем мире. Они прекрасно научатся работать в команде и создавать совместные строения. Данный набор предназначен для развития фантазии, речи, логики, обучения работе в команде и социальной адаптации. Он больше направлен на развитие творческих и коммуникативных навыков.


На втором этапе работы усложняем виды предлагаемых моделей с помощью увеличения деталей и с использованием различных видов конструктора: лего – «Стройплощадка», «Общественный и муниципальный транспорт» Lego, «Работники муниципальных служб Lego и «Городская жизнь Lego». Эти виды конструкторов также развивают пространственное мышление ребенка, физическую подготовку, прекрасно учат работать в команде, создавать совместные строения. А также ребята знакомятся с правами и обязанностями городской жизни.

На третьем этапе работы конструкторы усложняются и добавляются новые: «Lego Education Простые механизмы», «Первые механизмы», где лего помогает ребятам ознакомиться с отдельными основными принципами механики во время построения моделей, где применяются колеса, оси, весы, зубчатые колеса, блоки, червячные и ременные передачи, лопасти. При работе с этими наборами Лего у детей будет превосходная возможность понять, что такое равновесие, подъемная сила, устойчивость конструкции, исследовать простые механизмы, создать настоящие инструменты для измерений. Этот вид лего предполагает первое знакомство с основными понятиями естественных наук и опыт построения моделей, содержащих колесные пары, рычаги и зубчатые колеса. Далее добавляем лего «Мои первые конструкции». В отличие от набора «Первые механизмы», этот вид конструктора обучает ребят понимать принцип работы колес, шкивов, рычагов и других простых механизмов. При этом они усваивают понятия баланса конструкций, их подвижности, стойкости, прочности, оптимальной формы и передачи движения в конструкции. Правильно употребляют технические термины и понятия. Исследуют такие параметры конструкций, как гибкость, устойчивость, жесткость. Работают в коллективе сверстников.

На последнем 4 этапе мы используем сложный вид Lego Technic – «Техник». Все модели этой серии настолько точно повторяют оригинальный транспорт что привлекают внимание даже взрослых. В этой уникальной серии представлены многофункциональные конструкторы, все игрушки являются точной копией настоящих машин и не только по внешнему виду, но и функциональности: двери моделей открываются, колеса крутятся, а кузов грузовика откидывается. Этот вид конструктора вызывает у ребенка интерес к технике, и он узнает о множестве различных профессий. Также он развивает мелкую моторику рук и фантазию.
Этот этап является заключительным и подводит итог всей проделанной работе. Позволяет совместить все этапы между собой при создании самых сложных и объемных композиций.
Итоговым мероприятием станет создание коллективной композиции (например, макет стройплощадки, городской жизни и с добавлением моделей транспорта) и ее презентация.

 

Ожидаемый результат реализации программы:

· дети будут иметь представления о деталях «Лего» и способах их соединений; об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса; о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов; о связи между формой конструкции и ее функциями;
· сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
· дети научатся анализировать и делать простые умозаключения; усвоят алгоритмы исследования объектов; научатся ставить цель и находить пути ее достижения, будут проявлять самостоятельность в поиске решений, проявлять поисковую активность и умение извлекать в ее ходе информацию об объекте;
· появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива; · улучшатся процессы восприятия, памяти, мышления, внимания;
· повысится интерес и мотивация к обучению, дети будут быстрее включаться в активный познавательный процесс;
· сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
· совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
Основным методом определения результативности является педагогическое наблюдение за процессом деятельности дошкольников, а также педагогический анализ результатов деятельности (детских работ).

 

 

Список используемой литературы

1. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.

2. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.

3. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

4. LEGO Construction Site (Стройплощадка)

 

5. Лего Техник (Lego Technic)

 

6. Основная образовательная программа МАДОУ – детский сад №7.

 

7. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: