Ребенок растет покладистым и веселым, но стоит ему оказаться в группе детей, как начинаются ссоры с детьми. То игрушку не поделят, то подерутся друг с другом…
ребенок забирает у ровесника игрушку; ребенок ощупывает, лезет в глаза, тянет за одежду второго ребенка, ребенок отталкивает ровесника от взрослого; ребенок проявляет немотивированную агрессию (бьет, тянет за волосы, щипает); ребенок отказывается решать конфликт с ровесником, отказывается мириться (толкает, отталкивает, плачет).
В данном случае потребность в контактах со сверстниками уступает место потребности в действиях с предметами – главной страсти детей раннего возраста. И именно здесь возникают конфликты.
А почему?
Как правило, опыта общения со сверстниками еще нет в раннем возрасте, координировать свои действия с действиями другого ребенка они еще не умеют, но точно знают, что однажды отдав игрушку другому малышу, тот навсегда заберет ее себе. Конфликты со сверстниками могут быть обусловлены различными причинами, в основе которых положены особенности отношения детей раннего возраста к людям и предметам, которые его окружают. Главными для них являются не стремление к общению со взрослыми, а к обследованию предметов. Ровесник сначала часто воспринимается ребенком как «помеха» в реализации этих стремлений или рассматривается как объект, интересный для исследования. А в тех случаях, когда дети пытаются сделать что-то вместе, им не хватает навыков взаимодействия с равным партнером. приведенные примеры могут быть соотнесены с выделенными причинами: ребенок рассматривает сверстника как препятствие в общении с взрослым; ребенок относится к сверстнику как к интересной, новой игрушке; ребенок хочет общаться или играть вместе со сверстником, но не умеет взаимодействовать с ним в силу своего возраста и несформированности мозга.
Не рассматривайте нежелание ребенка отдать игрушку как проявление жадности, и не расстраивайтесь из-за такого поведения. Наказание так же не приведет ни к чему хорошему.
Игрушки, принадлежащие ребенку – это часть его личного пространства, такая же, как кроватка, тарелка, одежда. Обладание ими дает ребенку чувство уверенности, защищенности и постоянства среды.
Говорите малышам: «Хорошие мальчики и девочки делятся друг с другом».
Что сделать, что уменьшить вероятность детских конфликтов?
- обеспечьте детей достаточным количеством игрушек в нескольких экземплярах. Например, две лопатки, два ведерка, две машинки. Это позволит им обмениваться игрушками и поможет без лишних ссор играть вместе.
- не вырывайте игрушку из рук малыша, не требуйте, чтобы он немедленно вернул ее хозяину. Не подавайте детям насильственный пример решения конфликта.
Ваша задача – дать детям образец конструктивного поведения. ребенок ведет себя таким образом не со зла. Малыши просто хотят играть одной и той же игрушкой, но пока не умеют договариваться.
Что делать, если конфликт уже произошёл?
- примите участие в улаживании детского конфликта. Присядьте рядом с детьми, чтобы разговор состоялся на уровне глаз.
- попытайтесь спокойно объяснить малышам, что какие чувства испытывает каждый из участников конфликта
- помогите сформулировать желание или просьбу другому ребенку
- убедите обидчика поделиться с обиженным сверстником, пожалеть его.
- если сора не кончается и дети продолжают громко кричать, ничего не слыша вокруг себя, заберите игрушку, которая стала причиной конфликта, и объясните, почему вы это делаете. Одного из детей уведите в другое место.
- пожалейте пострадавшего малыша. Посидите с ним рядом, дайте ему возможность выговорить свою обиду.
Объясните, что в жизни чаще всего в конфликте бывают оба неправы и виноваты, а не один. охое поведение» и как минимизировать конфликт?
Главное – постарайтесь понять, что ваш малыш взрослеет и ему самому очень-очень несладко! Мозг ребенка еще незрел, негативные эмоции захлестывают его полностью. В момент истерики никаких разумных доводов он не слышит и не воспринимает. Поэтому все воспитательные беседы стоит отложить, пока «буря не стихнет».
Если вы научите малыша признавать свою вину, замечать собственные ошибки, он скорее научится ладить со сверстниками, станет осторожнее и внимательнее в отношении с другими людьми.
Воспитателю важно помнить таких важнейшие моменты!!!
- отсутствие в произношении педагога директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию взрослого, вроде: «Отдай куклу». «Не обижай Катю», «Играйте вместе»;
- отсутствие порицаний, которые унижают ребенка: «Жадина», «Ты поступаешь плохо»;
- тактичные приемы поддержки слабого и обиженного ребенка и воздействия на более сильного и агрессивного (приседает рядом с ребенком, выступает посредником);
- использование косвенных способов для побуждения ребенка самому высказать свои переживания и желания (обращение типа: «Ты хочешь сказать..?». «Очень важно сказать...»);
- тактичная интерпретация переживаний обиженного ребенка, позволяет детям лучше понять их;
- использование запретов лишь после исчерпания других способов решения конфликта;
- запрет сформулирован таким образом, что открывает возможности детям договориться самим «Я не позволяю... пока вы не договоритесь»).
Игры-тренинги: