КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ПЛАСТИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ




В глубокой древности форма и строение человеческого тела не изучались, поэтому изображение человека отличалось своеобразной примитивностью.

Первые попытки правильного изображения человека встречаются в странах Древнего Востока. При раскопках египетских гробниц были найдены изображения людей, покрытые сеткой. Такие сетки наносились на стены, предназначенные для росписи. Видимо, в Древнем Египте существовали какие-то каноны, служившие художникам руководством для изображения человеческого тела. Установлено, что в позднем египетском каноне за единицу измерения принималась длина среднего пальца кисти.

Критское, микенское и раннее греческое искусство характеризуются весьма примитивными познаниями форм и пропорций человеческого тела.

Только в позднюю эпоху античного искусства (V век до н.э.) тело человека начали изображать анатомически точно, вероятно потому, что необходимые сведения о строение человеческого тела были получены из наблюдения за живой натурой. В Древней Греции начинают изучать пластику тела в движении. Для греков образцами для подражания становятся атлеты и молодые люди, занимающиеся гимнастикой. Великие мастера разработали учение о пропорциях тела; появились каноны телосложения. Их авторами являются крупнейшие скульпторы Поликлет, Лисипп и др.

В период Средневековья с его мистикой и тяжелой опекой человека церковью пластическая анатомия не развивалась.

В эпоху Возрождения (XV-XVII вв.) вновь появляется интерес к изучению человеческого тела. Первым исследователем в области пластической анатомии был итальянский художник и скульптор Антонио Полайоло (1429-1491). Именно он заметил игру мышц на теле. Почти одновременно с Полайоло исследовал тело человека АндреаВерроккию (1435-1488). Однако основоположником пластической анатомии справедливо считают Леонардо да Винчи (1452-1518) (рис. 1), который многие годы своей жизни посвятил анатомическим исследованиям. В своих первых работах он изображал формы мелких животных в движениях, позже изучал анатомию крупных животных (например, лошади) и лишь после таких (предварительных) исследований Леонардо да Винчи приступил к исследованию трупов человека.

Результаты своих наблюдений художник и скульптор изложил в 13 тетрадях, которые можно рассматривать как первое руководство по пластической анатомии. Главной особенностью его рисунков была их наглядность, каждая часть тела изображалась им с разных сторон.

Другой отличительной чертой его рисунков являлась строгая последовательность в изображении пластики тела. Сначала он рисовал скелет, изображал каждую кость отдельно (со всех сторон), отмечая все детали формы, опасаясь упустить малейшую подробность. Еще одной особенностью метода изучения тела человека Леонардо да Винчи было изучение мускулатуры. В основу метода он кладет функционально-пластический подход: в своих рисунках художник располагает мышцы строго послойно, постепенно выстраивая форму. Изучая механизм движения различных животных, он всегда вникал в функцию органа, так как считал, что пластика формы определяется прежде всего внутренним строением этой формы и ее функциональным значением.

Великий итальянский скульптор и живописец МикельанджелоБуонарроти (1475-1564) также интересовался движениями тела и изменением формы при движении. Среди работ великих художников заслуживают внимания анатомические рисунки Рафаэля (1483-1527), который с удивительной точностью передавал форму различных суставов. Впервые в истории дает правильное описание строения тела человека Андрей Везалий (1514-1564).

Мастера эпохи Возрождения сделали новый шаг в познании общих законов изображения человеческого тела.

С XVIII в. пластическая анатомия начинает преподаваться в качестве самостоятельной дисциплины в художественных учебных заведениях, широко используется как обязательный учебный предмет и в художественных школах большинства европейских стран. Появляются пособия и руководства по пластической анатомии - работы голландского анатома Петра Кампера (1722-1789), известного своими исследованиями лицевого угла, и французского художника Жана Антуана Гудона (1741-1828), выполнившего в гипсе фигуру человека с детально проработанной мускулатурой. В XIX в. вопросы анатомии формы становятся темой исследований не только художников, но и ученых. Прежде всего это работы Сальважа (1772-1813), Жерди (1797-1856), Шадова (1764-1850), Фо (1811-1880) и других по развитию учения о пропорциях. Были обоснованы новые правила в изучении отдельных частей тела и их соотношений. Большой вклад в развитие пластической анатомии внесли русские ученые и художники.

Создание светской реалистической живописи в России связано с именем Симона Ушакова (1626-1686). Он был первым русским иконописцем, использовавшим в своих работах натуру, изображенную па картинах («Древо государства Российского», «Семейный портрет царя» и др.).

Первая светская школа рисования была открыта Петром I при Петербургской типографии в 1711 г. В этой школе впервые был введен «натуральный класс», где рисовали живую обнаженную натуру. В 1724 г. при Академии наук была создана рисовальная палата, где рисование (в том числе и с «живого человека») являлось главным предметом. В 1757 г. в России учреждена Академия художеств. В планах преподавания учебных предметов в старших классах Академии как обязательная дисциплина значилась анатомия. Преподавать ее пригласили Максима Шеина (1712-1762) - анатома и художника, создателя многих анатомических русских терминов, а также рисунков к анатомическим атласам, автор перевода па русский язык немецких руководств по анатомии. Первое отечественное руководство с детальным изучением анатомии составил выдающийся художник, профессор Академии художеств А.П. Лосенко (1737-1773). Он был первым русским художником, который тщательно изучал обнаженное тело человека и с большим мастерством и выразительностью рисовал сто. Будучи профессором, а затем и ректором Академии художеств, А.П. Лосенко внес много нового и прогрессивного в систему художественного образования в России. Вместо контурной обрисовки фигуры, он ввел принцип объемного рисования, основанного на знании анатомии, пропорций и перспективы. Работу А.П. Лосенко в области пластической анатомии продолжил профессор живописи В.К. Шебуев (1777-1855). Он написал руководство к изучению пропорций тела - «Антропометрия».

Выдающаяся роль в развитии анатомических знаний у русских художников XIX в. принадлежит анатому и хирургу И.В. Буяльскому (1789-1866), который ввел в преподавание пластической анатомии зарисовки с натуры, а также зарисовки скелета, суставов, мышц, вен и др. Будучи большим любителем искусства, он объединил вокруг себя выдающихся художников - А.В. Егорова, В.К. Шебуева, Ф.Т. Солнцева, привлекая их к совместной работе по изучению анатомии и изображению человеческого тела. С их помощью А.П. Буяльский печатает свои знаменитые атласы по хирургической анатомии. Вместе со скульптором П. Клодтом и художником А. Сапожниковым создает знаменитое пособие по пластической анатомии - «бронзовую статую» лежащего человека, отлитую П. Клодтом. В 1860 г. А.П. Буяльский публикует составленное им руководство по анатомии для художников - «Анатомические записки для обучающихся живописи и скульптуре».

После А.П. Буяльского пластическую анатомию в Академии художеств преподавали известные анатомы: Ф.П. Ландцерт (1874-1889), А.И. Таренецкий (1891-1901), М.Т. Тихонов (1901-1904) и др. В 1906 г. Тихонов издает руководство по пластической анатомии, которое было хорошим пособием для нескольких поколений художников и скульпторов.

Развитие пластической анатомии в России связано с трудами известных профессоров по анатомии И.М. Соколова, М.А Тихомирова, А.П. Губарева, П.И. Карузина, работавших в училище живописи и ваяния. Во второй половине XIX в. в связи с развитием медицинской анатомии и антропологии, пластическая анатомия обогатилась новыми данными по строению человеческого тела. Многие крупнейшие анатомы работали в области анатомических форм. Среди них П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, М.А. Тихомиров и др. М.А. Тихомиров составил учебник по пластической анатомии, изданный в 1884 г., который пользовался в то время большой популярностью.

Среди руководств по пластической анатомии следует отметить учебники Н.М. Механика, Г.М. Павлова, В.II Павловой, М.Ц. Рабиновича. Работы этих авторов многократно переиздавались и сегодня служат художникам. Переизданы в русском переводе лекции по пластической анатомии французского анатома и художника Матиаса Дюваля. В развитии принципов изучения пластической анатомии интересно творчество К.Л. Савицкого, Л.Л. Дейнеки, Л.Н. Самохвалова и других мастеров изобразительного искусства.

XX век привнес в искусство новые тенденции классического решения в изображение тела человека. Изобразительное искусства этого времени отличается большой силой и выразительностью, оно многогранно, многообразно, сложно и противоречиво. В нем нашли свое отражение героика войны и победы, героика борьбы за мир, национальное освобождение, социальное переустройство общества. В 20-е гг. XX в. в системе подготовки художников высших и средних художественных заведений пластическая анатомия заняла прочное место.

Развитие пластической анатомии в Беларуси неразрывно связано с ее развитием и внедрением в учебный процесс в России и СССР. Систематическое изучение пластической анатомии в Беларуси связано прежде всего со школой живописи в Витебске и открытием в Витебске художественного училища в 1929 г. В 1953 г. был открыт художественный факультет при театрально-художественном институте в Минске. Курс пластической анатомии па факультете долгие годы (1954-1995) читал профессор А.П. Лмвросъев, а затем - его ученики и последователи. В настоящее время дисциплина «пластическая анатомия» преподается на всех кафедрах художественного профиля при высших учебных заведениях Республики Беларусь.

Учебное пособие написано применительно к типовой учебной программе дисциплины «Пластическая анатомия». В нем обобщен и использован богатый опыт преподавания предмета авторами данного издания С.П. Амвросьевой, Е.А. Гусевой. Введение в книгу успел подготовить А.П. Амвросьев. Читателям предлагается разнообразный иллюстрированный материал; не представлены лишь рисунки тех структур, которые не играют существенную роль в пластике той или иной части (области) тела.

Знание пластической анатомии имеет большое значение в повышении мастерства художников, так как правильное и правдивое изображение тела человека возможно лишь при тщательном изучении анатомии. Следует всегда помнить, что внешняя форма человека находится в зависимости от его внутреннего строения и функциональной деятельности органов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: