ПРОГРАММА СЕМИНАРОВ
По направлению «Геоинформатика»
(20 часов)
Москва
Пояснительная записка
Сегодня геоинформационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни, любой современный человек пользуется навигационными сервисами, приложения для заказа такси, и многими другими сервисами, связанными с картами. Эти технологии используются в совершенно различных сферах, начиная от реагирования при чрезвычайных ситуациях и заканчивая маркетингом. Семинар «Геониформатика» позволит ученикам получить знания по использованию геоинформационных инструментов и пространственных данных для понимания и изучения основ устройства окружающего мира и природных явлений. Ученики смогут реализовывать индивидуальные и командные проекты в сфере исследования окружающего мира, начать использовать в повседневной жизни навигационные сервисы, космические снимки, электронные карты, собирать данные об объектах на местности (например, деревья, дома города, поля, горы, реки, памятники и др.), изучать отдельные процессы, природные и техногенные явления с использованием геоинформационных технологий
Программа удовлетворяет требованиям новых ФГОС, требующих обеспечение информационно-образовательной средой (ИОС) с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в рамках которой учебно-методическое и информационное оснащение образовательной деятельности должно обеспечивать возможность:
● записи и обработки изображения (включая микроскопические, телескопические и спутниковые изображения) и звука при фиксации явлений в природе и обществе, хода образовательной деятельности; переноса информации с нецифровых носителей (включая трёхмерные объекты) в цифровую среду (оцифровка, сканирование);
● создания и использования диаграмм различных видов, специализированных географических (в ГИС) и исторических карт
Педагогическая целесообразностьэтой программы заключается в том что, она является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения, и позволяет школьнику шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и самореализоваться в современном мире. В процессе изучения окружающего мира дети получат дополнительное образование в области информатики, географии, математики и физики
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ;
2. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Цель программы:
Целью семинара является формирования у учащихся уникальных компетенций по работе с пространственными данными и геоинформационными технологиями и их применением в работе над проектами. Развитие пространственного и масштабного научно-творческого мышления
Задачи программы:
Обучающие:
- дать первоначальные знания в сфере геопространственных технологий, космической съемки, аэросъемки, систем позиционирования и картографирования;
- научить приемам сбора, анализа и представления пространственных данных;
- сформировать общенаучные и технологические навыки работы с пространственными данными;
- ознакомить с правилами безопасной работы с коптерами и другими информационно вычислительными устройствами.
Воспитывающие:
- формирование понимания собственной значимости и возможности влияния на мир
- воспитание бережного отношения к окружающему миру;
- формирование креативного и творческого отношение к выполняемой работе;
- формирование командного мышления при выполнении проектных работ.
Развивающие:
- Развитие системного подхода к изучению, анализу и изменению окружающего мира;
- развитие самостоятельной деятельности;
- развивать пространственное мышление;
- развивать оформительские навыки;
- развивать психофизиологические качества учеников: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном.
- развивать лидерских качеств, умение формирования собственной точки зрения, публичных выступлений, комплексного подхода при решении задач.
Общее количество часов: 20 астрономических часов
Количество занятий: 5
Количество обучающихся в группе: 10 человек
Возраст обучающихся: 14 – 17 лет
ПРОГРАММА СЕМИНАРОВ
Раздел 1. "Основы работы с пространственными данными"
Тема 1. Введение в Геоинформатику. Основы космической съемки Инструктаж по работе с компьютерным оборудованием. Инструктаж по технике безопасности. Терминология. Принципы дистанционного зондирования Земли из космоса.
Тема 2. Основы аэрофотосъемки. Съемка земли с воздуха
Инструктаж по работе с коптером.
Тема 3. Основы 3D-моделирования объектов местности
Методы построения 3х мерных моделей, история, применение, примеры. Обучение работе в ПО Sketch UP.
Раздел 2. "Основы фотографии"
Тема 1. Введение в фотографию
История развития фотографии, терминология, основные принципы.
Тема 2. Создай свой панорамный тур
Фотографирование для создания сферических панорам, обработка фотография и создание тура
Тема 3. Предметное (автоматизированное) 3D моделирование
Создание 3х мерный объектов, создание фототекстур, геопривязка объекта
Раздел 3. ""Самостоятельный сбор данных"
Тема 1. Планирование аэросъемки и съемка по заданию
Принципы создания полетного задания и рассчет плетного здания для съемки с коптера DJI Phantom
Раздел 4. "Тематические карты, атласы, ГИС"
Тема 1. «Современные карты или "Как описать Землю?"»
Современные геонформационные средства, интерактивные карты, сервисы и др. Изучение проекций, соревнование «Пазл Меркатора»
Раздел 5. "Выполнение проектов"
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ ПРОГРАММЫ
2.1. Тематический план программы семинаров по направлению «Геоинформатика»
Занятие | Тема | Продолжительность(аc.ч.) |
Раздел 1. "Основы работы с пространственными данными" (7 часов) | ||
1. | Введение в Геоинформатику. Инструктаж по технике безопасности. Основы космической съемки | |
2. | Основы аэрофотосъемки. Съемка земли с воздуха | |
3. | Основы 3D-моделирования объектов местности | |
Раздел 2. "Основы фотографии" (7 часа) | ||
4. | Введение в фотографию | |
Создай свой панорамный тур | ||
5. | Предметное (автоматизированное) 3D моделирование | |
Раздел 3. "Самостоятельный сбор данных"(2 часа) | ||
6. | Планирование аэросъемки и съемка по заданию | |
Раздел 4. "тематические карты, атласы, ГИС" (2 часа) | ||
7. | «Современные карты или "Как описать Землю?"» | |
Раздел 5. “Выполнение проектов” (2 часа) | ||
8. | Выполнение проектов | |
Всего |
Общее количество часов: 20 астрономических часов
Количество занятий: 5
Список литературы
9. Алмазов И.В., Алтынов А.Е., Севастьянова М.Н., Стеценко А.Ф. Сборник контрольных вопросов по дисциплинам «Аэрофотография», «Аэросъёмка», «Аэрокосмические методы съёмок». – М.: изд. МИИГАиК, 2006. - 35 с.
10. Баева Е.Ю. «Общие вопросы проектирования и составления карт» для студентов специальности «картография и геоинформатика» – М.: изд. МИИГАиК, 2014. - 48 с.
11. Макаренко А.А., В.С. Моисеева В.С., Степанченко А.Л. Учебное пособие по курсовому проектированию по курсу "Общегеографические карты" / Под общей редакцией Макаренко А.А. – М.: изд. МИИГАиК, 2014. - 55 с.
12. Верещака Т.В., Качаев Г.А. Методическое пособие по использованию топографических карт для оценки экологического состояния территории. – М.: изд. МИИГАиК, 2013. - 65 с.
13. Редько А.В., Константинова Е.В. Фотографические процессы регистрации информации. – СПб.: изд. ПОЛИТЕХНИКА, 2005. - 570 с.
14. Косинов А.Г., Лурье И.К. Теория и практика цифровой обработки изображений. Дистанционное зондирование и географические информационные системы. Под ред. А.М.Берлянта. Учебное пособие – М.: изд. Научный мир, 2003. - 168 с.
15. Радиолокационные системы воздушной разведки, дешифрирование радиолокационных изображений. Под ред. Школьного Л.А. – изд. ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 2008. - 530 с.
16. Киенко Ю.П. Основы космического природоведения: учебник для ВУЗов. – М.: изд. Картгеоцентр - Геодезиздат, 1999. - 285 с.
17. Иванов Н.М., Лысенко, Л.Н. Баллистика и навигация космических аппаратов: учебник для ВУЗов. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: изд. Дрофа, 2004. - 544 с.
18. Верещака Т.В., Курбатова И.Е. Методическое пособие по курсу «Экологическое картографирование» (лабораторные работы). – М.: изд. МИИГАиК, 2012. - 29 с.
19. Иванов А.Г., Крылов С.А., Загребин Г.И. Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Цифровая картография». Для студентов 3 курса по направлению подготовки «Картография и геоинформатика» – М.: изд. МИИГАиК, 2012. - 40 с.
20. Иванов А.Г., Загребин Г.И. Атлас картографических проекций на крупные регионы Российской Федерации: учебно-наглядное издание. – М.: изд. МИИГАиК, 2012.-19 с.