В каких случаях мы имеем дело с дидактикой, а в каких – с методикой?




ФУНКЦИИ ДИДАКТИКИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (тезисы выступления)

Хуторской А.В., докт. пед. наук, чл.-корр. РАО

Чем дидактика отличается от методики? Какова их роль в обучении? С одной стороны, дидактика и методика – это педагогические науки, с другой – они имеют разные функции по отношению к обучению.

Дидактика – составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы, цели, содержание, формы, методы, средства обучения. Объект дидактики - это обучение. Обучение – целенаправленный и организованный процесс взаимодействия учеников и учителей, направленный на решение учебных задач, в результате которого учащиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, развивают личностные качества, формируют компетентности.

Дидактика исследует обучение на теоретическом, более общем, чем методика, уровне. Дидактика - это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его целей, содержания, методов, организационных форм. Она, в конечном счете, призвана давать ответ на вопросы: «Что такое обучение?» «Зачем учить?», «Чему учить?», «Как учить?». На пути к ответам на эти вопросы возникает множество других, например: «Как протекает обучение, какие ему свойственны закономерности?», «Кого учить?», «Где учить?», «Когда, почему и зачем нужно менять обучение (его цели, содержание, формы)?». Дидактика, среди прочего, разрабатывает способы предсказания, прогнозирования последствий введения в практику школы новых методов, средств, образовательных стандартов, новых учебных материалов, систем контроля и оценки.

методики обучения отдельным учебным предметам,-Существуют «частные дидактики» отдельных категорий учащихся (методика начального обучения, дидактика высшей школы), в разных типах учебных заведений и формах образования. То есть у каждой методики обучения свой объект – обучение предмету, обучение определённых категорий учеников и т.д.

Специалистами по методологии педагогики (В.В.Краевский и др.) достаточно последовательно проводится различие между понятиями «объект науки» и «предмет науки». Объект - это область действительности, на которую направлена деятельность исследователя, а предмет - посредующее звено между субъектом и объектом исследования, отражающее способ видения объекта исследователем с позиций науки, которую он представляет.

Представители разных наук видят один и тот же объект по-разному, в разных системах понятий, свойственных каждой науке, выделяют в нем разные стороны, разные связи и отношения.

Обучение может быть объектом изучения и дидакта, и методиста, и психолога, и специалиста по теории информации. Но каждый из них выделяет для изучения в этом объекте своё, ставит разные цели и формулирует эти цели, а также и результаты исследования по-разному. Это значит, что каждый из них работает в своем предмете. Эти специалисты могут, допустим, вместе прийти на урок. Они увидят одно и то же, но каждый будет смотреть на происходящее сквозь призму своей науки. Дидакт будет думать о том, какие общедидактические методы применяет учитель, какие общие принципы он реализует. Методист обратит внимание на соответствие способов преподавания и содержания учебного материала целям обучения данному учебному предмету в школе. Психолога могут интересовать особенности усвоения материала школьниками как проявление общих закономерностей усвоения, а перед информатиком обучение предстанет как система управления с прямой и обратной связью.

В каких случаях мы имеем дело с дидактикой, а в каких – с методикой?

В систему педагогических наук входит дидактика, дающая научное обоснование содержания, методов и организационных форм обучения, и методики обучения школьников и студентов различным дисциплинам: методики преподавания языка, литературы, истории, физики, математики, химии, биологии и иных учебных предметов.

Специальная задача дидактики по отношению к методикам состоит в том, что она обеспечивает принципиальное единство в подходе к обучению учащихся, в выборе содержания, путей и средств учебной работы.

Однако было бы неправильно рассматривать методику просто как некое «приложение» к дидактике. Каждая методика имеет собственный предмет, хотя и дидактика, и все обучение.-методики изучают на разных уровнях и в разных аспектах одно и то же

В методиках содержатся специфические частные закономерности управления учебной деятельностью, развитием мышления учащихся. Исследователи методик обучения (преподавания) обогащают науку не только узкими предметными истинами обучения конкретной дисциплине, воспитания ее средствами. Накопляемые ими знания расширяют арсенал общей теории – дидактики.

Различие предметов дидактики и методики определяется меньшей степенью общности знаний, получаемых в результате исследования в области методики, и большей их обусловленностью конкретным содержанием учебного предмета.

Научное исследование в области методики направлено на решение задач, возникающих в ходе обучения одному из учебных предметов. Когда исследователь обращается непосредственно к педагогической действительности, он имеет дело с обучением конкретному учебному предмету. Если результаты его исследования имеют общее значение, относятся к обучению вообще, они пополняют научное содержание значит, это-дидактики. Если же они специфичны для обучения данному предмету исследование по методике.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: