Занятие 17. Внутренняя политика России в первой половине XIX века.




Вступив на престол, Александр I (1801 – 1825 гг.) заявил, что будет управлять народом «по законам и по сердцу» своей «бабки» Екатерины II. Начало его царствования было отмечено многими либеральными преобразованиями.

Прежде всего, были возвращены из ссылки тысячи сосланных при Павле I, восстановлены на службе опальные офицеры и чиновники, открыты частные типографии, разрешены свободный выезд за границу и въезд в страну, ввоз иностранной литературы, отменены различные регламентации в быту, одежде, общественном поведении, введённые прежними императором. В армии разрешалось ношение не прусского, а русского мундира.

Специальным манифестом от 12 апреля 1801 года восстанавливались все привилегии дворянства, данные Жалованной грамотой Екатерины II. Одновременно была упразднена учреждённая при императрице Тайная канцелярия, и дела по политическим преступлениям было приказано производить общими судебным порядком, «навечно» отменялись пытки.

Всё это в короткий срок сделало Александра I весьма популярным среди населения страны, создав ему славу либерала.

Важную роль при императоре стал играть неофициальный Негласный комитет, в который вошли друзья юности Александра I – графы Виктор Павлович Кочубей, Николай Николаевич Новосильцев, Павел Александрович Строганов и польский князь Адам Ежи Черторыйский. Этот комитет стал центром, в котором разрабатывались идеи будущих преобразований в России, в первую очередь, реформы государственного управления.

Манифестом от 8 сентября 1801 года петровские коллегии были преобразованы в восемь министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения. Позже их число увеличилось. В 1810 году, в результате реорганизации, функции министерств были разграничены более чётко, министерство коммерции упразднялось, впервые были учреждены министерства полиции и путей сообщения. Министры назначались непосредственно императором и несли персональную ответственность за дела в министерствах. Для координации их деятельности создавался Комитет министров, в котором председательствовал император или по его поручению один из членов Комитета.

Таким образом, было упорядочено отраслевое управление, произошло усиление центральной исполнительной власти.

Одновременно с созданием министерств был реформирован Сенат. Он объявлялся верховным учреждением империи, на которое возлагались контроль за деятельностью министерств, исполнение функций Верховного суда, право представления императорских указов. Сенат становился высшим административным, контролирующим и судебным органом. Он состоял из ряда департаментов, возглавляемых обер-прокурорами. В каждый департамент входило несколько сенаторов, назначаемых императором.

Дальнейшие реформы государственного управления были связаны с именем Михаила Михайловича Сперанского, которому Александр I поручил подготовить проект необходимых преобразований.

Сперанский был сыном бедного сельского священника из Владимирской губернии. Начав государственную службу ещё при Павле I, он сделал блестящую карьеру в последующие годы, став при Александре I его статс-секретарём.

Проект подготовленных им реформ государственного управления предполагал принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высшим законодательным органом должна была стать Государственная дума, избираемая дворянами и представителями среднего сословия. Она должна была принимать законы, заслушивать отчёты министерств. На местах также должны были избираться свои думы. Исполнительную власть представляли министерства. Высшим судебным органом должен был стать Сенат, которому подчинялись бы все созданные на низшем уровне суды. Император представлял верховную исполнительную власть и имел право законодательной инициативы.

Главным связующим звеном между государем и всеми государственными структурами становился создаваемый при императоре Государственный совет.

Таким образом, в стране могла сложиться, по сути дела, конституционная монархия, парламентская система, хотя и ограниченная властью императора. В то же время проект Сперанского, предполагая введение представительной формы правления, не покушался на монархическую высшую власть как самодержавную.

Тем не менее, он вызвал резкую критику и волну недовольства со стороны дворян, подогреваемую слухами о том, что Сперанский собирается вообще отменить крепостное право. В небольшом труде знаменитого историка Н.М. Карамзина «Записка о старой и новой России», переданном императору, автор писал, что «к древним государственным зданиям прикасаться опасно», а «для твёрдости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу», и поэтому порядки государственного устройства и крепостничества должны быть незыблемы.

Недовольство придворного и чиновного дворянства вызывали также подготовленные Сперанским и принятые в 1809 году указы о званиях и чинах. По первому указу придворное звание являлось только почётным отличием, но не давало право на должность и чин. По второму – при производстве в чины коллежского асессора (VIII класс «Табеля о рангах») и статского советника (V к и статского советника (жского асессора (только почётным отличием, но не давало право на должность и чин. что Сперанский собирласс «Табеля о рангах») требовалось свидетельство об окончании университета или сдача специального общеобразовательного экзамена.

В результате Александр I, столкнувшись с сильной консервативной оппозицией, был вынужден отправить Сперанского в начале 1812 года в ссылку в Нижний Новгород. В 1819 году он был назначен генерал-губернатором Сибири.

Из всех преобразований, предлагаемых проектом Сперанского, было реализовано только одно – в 1810 году был создан Государственный совет. Его члены назначались самим императором. Совет состоял из четырёх департаментов (военный, законов, экономии, гражданских и духовных дел). В нём обсуждались законы и отчёты министерств, которые затем вносились на утверждение императору.

Тем не менее, Александр I хотя и не пошёл в основном на реализацию проекта Сперанского, но сохранил сейм (парламент) и конституционное устройство в Финляндии, которая в 1809 году была присоединена к России, а в 1915 году даровал конституцию Царству Польскому.

Либеральные идеи Александра I проявились и в некоторых попытках ограничить крепостное право. С этой целью в первые годы его царствования была прекращена раздача земель с крестьянами дворянам в награду за службу, запрещены публикации в газетах объявлений о продаже и покупке людей, помещики лишались права ссылать своих крепостных крестьян на каторгу, у уличённых в жестоком обращении помещиков крестьяне отбирались и отдавались в опеку.

В 1803 году вышел Указ «о вольных хлебопашцах». По нему крепостные крестьяне могли с согласия помещиков освобождаться от крепостного права и выкупать свой земельный надел. Они должны были составить особое сословие вольных хлебопашцев. Широкого распространения эта практика не получила, и к концу царствования Александра I число вольных хлебопашцев составляло всего около пятидесяти тысяч человек.

Однако либеральные преобразования Александра I были проведены в основном в первую половину его царствования и закончились с началом Отечественной войны 1812 года.

После войны, завершившейся полным разгромом французских войск и заграничным походом русской армии, в правлении Александра I всё больше стали ощущаться консервативные тенденции. Основное внимание он начал уделять внешней политике и мало заниматься внутрироссийскими делами. Если в первое десятилетие его царствования большое влияние на императора оказывал Сперанский, то в последнее – граф Алексей Андреевич Аракчеев, считавший, что главное в государстве – это порядок, выражающийся в беспрекословном, «без умничанья» выполнении приказов начальства.

В армии была введена жестокая палочная дисциплина, в университетах начались гонения на либеральных профессоров, запрещено преподавание естественного права и политических наук, усилена цензура, политический надзор за населением. В 1822 году помещикам вновь возвратили право ссылать своих крепостных в Сибирь.

Ярким проявлением консервативной политики того периода стало создание особой формы комплектования и содержания армии, так называемых военных поселений.

Цель их создания заключалась в том, чтобы соединить военную службу с крестьянским трудом, обеспечить за счёт этого содержание армии, сократив на неё государственные расходы. Одновременно военные поселения рассматривались и как форма воспроизводства армии.

Первая попытка создания военных поселений была предпринята ещё перед Отечественной войной 1812 года. Но в массовом порядке они стали создаваться с 1816 года. Для этого военные полки были размещены на поселение в Новгородской, Могилёвской, Херсонской и некоторых других губерниях. Казённые крестьяне тех сёл и уездов, где происходило поселение, автоматически зачислялись в солдаты. Вместе с поселёнными солдатами они занимались военным делом и работали на полях. Женитьба для холостых была обязательной. Она осуществлялась под надзором военного начальства, выбор жениха и невесты происходил по жребию. Все рождённые дети с шестилетнего возраста зачислялись в кантонисты, то есть в принадлежность к военному ведомству. Они учились в особых школах кантонистов, где детей обучали грамоте и готовили к военной службе. С восемнадцати лет они шли на действительную военную службу. В военных поселениях были введены палочная дисциплина, муштра, наказания за мельчайшую провинность.

К концу царствования Александра I на поселение была переведена треть армии. Главным начальником над военными поселениями император назначил А.А. Аракчеева.

Однако затея с военными поселениями провалилась. Они не только не окупали сами себя, но и требовали на организацию и содержание больших денег из государственного бюджета. Кроме того, солдаты в них волновались и бунтовали. Спустя некоторое время, уже при Николае I, деятельность военных поселений была прекращена.

В конце царствования Александром I овладевают мистические настроения, он впадает в крайнюю религиозность, хочет отказаться от трона и вести уединённый образ жизни.

Неожиданная смерть Александра I в Таганроге 19 ноября 1825 года привела к династическому кризису, усиленному попыткой вооружённого переворота.

Поскольку Александр I был бездетен, трон наследовал его брат Константин, который в то время был главнокомандующим польской армией. Но ещё за несколько лет до этих событий он отрёкся от престола, о чём известил Александра I, и тот назначил своим новым преемником следующего брата – великого князя Николая. Однако отречение Константина Александр I хранил в тайне, и оно не было обнародовано. Поэтому сразу же после известия о смерти Александра I его брат Николай, войска, жители Санкт-Петербурга и других городов и губерний присягнули Константину, а сам Константин в Варшаве присягнул Николаю. В результате возник короткий период междуцарствования.

После вторичного подтверждения отказа Константина от трона, полученного 12 декабря, Николай согласился стать императором. Присяга войск, государственных служащих и населения новому государю была назначена на 14 декабря 1825 года.

Однако ситуация была очень сложной и неоднозначной. Этим решили воспользоваться для захвата власти члены тайных обществ, возникших в Санкт-Петербурге и на Украине.

Их основу составляли молодые гвардейские офицеры – участники Отечественной войны 1812 года и заграничного похода русской армии, познакомившиеся с идеями и общественным строем Западной Европы и пришедшие к выводу о необходимости изменения в России государственного строя, введения конституции и отмены крепостного права. Александр I знал о готовящемся заговоре, но никаких мер для его предотвращения почему-то не предпринял. В ответ на донесение полиции о существовании тайных обществ он заявил: «Не мне их судить». Фраза – смысл которой и сегодня пытаются разгадать историки.

Утром 14 декабря 1825 года офицеры – члены тайного Северного общества в Санкт-Петербурге – вывели на Сенатскую площадь с оружием в руках Гренадерский гвардейский полк, лейб-гвардии Московский полк и Гвардейский морской экипаж с целью помешать сенаторам присягнуть Николаю.

Но сенаторы уже ему присягнули и разошлись. Присягу новому императору принесли к этому времени и некоторые воинские части. Планировавшееся восставшими убийство царской семьи и самого Николая провалилось, так как они уже находились под охраной солдат лейб-гвардии Сапёрного батальона, присягнувшего новому царю.

Многочисленные попытки Николая уговорить восставших разойтись успеха не имели. В ходе одной из них был убит генерал-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Андреевич Милорадович – герой Отечественной войны 1812 года.

Приближалась ночь, и после долгих колебаний Николай отдал приказ пустить в ход артиллерию. Залпы орудий рассеяли мятежников. В одном из своих писем Николай позже писал брату Константину, что «ваша воля исполнена: я – император, но какой ценой, Великий Боже, ценой крови моих подданных».

Неудачей закончилась и попытка восстания, предпринятая в конце декабря 1825 года членами тайного Южного общества на Украине. Она была также подавлена правительственными войсками.

Все заговорщики были арестованы. Пятеро из них – Павел Иванович Пестель, Сергей Иванович Муравьёв-Апостол, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин, Кондратий Фёдорович Рылеев и Пётр Григорьевич Каховский – приговорены к смертной казни и повешены.

Остальные были разделены на несколько разрядов по степени виновности и сосланы на каторгу, на поселение в Сибирь, разжалованы в солдаты и направлены в действующую армию на Кавказ. Солдаты и матросы, принимавшие участие в восстании, также были сосланы на Кавказ, чтобы в войне с горцами заслужить себе прощение.

При этом следует отметить, что в целом в тот период общественное мнение было не на стороне декабристов.

Вступив на престол, Николай I (1825 – 1855 гг.) продолжил консервативный курс, начатый ещё Александром I после Отечественной войны 1812 года, во вторую половину его правления. События 14 декабря только закрепили консервативные взгляды нового императора, его неприятие революционных и либеральных движений. Это, кстати, соответствовало и умонастроению большинства русского общества того периода.

Однако первоначально император имел желание провести некоторые реформы. С этой целью в 1826 году им был создан Секретный комитет, в задачу которого входила подготовка проектов будущих реформ. Но ни один из подготовленных проектов так и не был реализован, а спустя несколько лет Секретный комитет прекратил своё существование.

С целью дальнейшей централизации государственного управления была усилена роль Собственной Его Императорского Величества канцелярии. В 1826 году в ней было создано три отделения.

Первое отделение готовило бумаги для доклада императору, контролировало выполнение его решений, ведало личным составом чиновников.

В задачу Второго отделения входила подготовка полного собрания российских законов. Эта работа велась постоянно, начиная ещё со времён Петра I, но никак не могла завершиться. Накопившаяся почти за двести лет со времён Соборного уложения 1649 года огромная масса различных указов, часто противоречащих друг другу, сильно затрудняла делопроизводство и служила злоупотреблениям чиновников. Приведение в порядок русских законов было поручено М.М. Сперанскому. В 1830 году, после четырёхлетней работы, было издано в 45 томах Полное собрание законов общей численностью более тридцати тысяч, начиная с Уложения царя Алексея Михайловича. Из этого собрания были затем извлечены сохранившие свою силу и действовавшие на тот момент постановления, которые составили «Свод законов Российской империи». Он вводился в действие с 1 января 1835 года и объявлялся единственным основанием для решения всех дел.

Третье отделение осуществляло функции высшей тайной политической полиции. Ему придавали как исполнительный орган Отдельный жандармский корпус. По всей стране создавались жандармские округа, подчинявшиеся лично шефу жандармов – начальнику Третьего отделения. Возглавил его друг императора Александр Христофорович Бенкендорф, происходивший из служилых немцев.

В состав Третьего отделения входило несколько экспедиций, каждая из которых отвечала за конкретное направление: политический сыск и следствие, дела раскольников, слежку за иностранцами, цензуру и так далее.

Кроме названных, в императорской канцелярии позже были созданы и другие отделения. В целом, она действовала достаточно эффективно, собирая и анализируя информацию, осуществляя контроль императора над жизнью общества и государства.

Система центральных учреждений особого изменения не претерпела, хотя в течение всего периода царствования Николая I шла реорганизация старых и создание новых министерств и ведомств, различных комитетов для решения тех или иных вопросов. Это вело к увеличению бюрократического аппарата и не способствовало искоренению взяточничества, казнокрадства и произвола чиновников.

Много внимания уделял Николай I крестьянскому вопросу. В разные периоды было создано девять секретных комитетов, которые решали, как провести освобождение крестьян от крепостной зависимости. Император решил сначала принять меры к изменению жизни государственных крестьян, чтобы превратить государственную деревню в показательную школу для помещиков и подтолкнуть их к урегулированию отношений со своими крепостными крестьянами.

Этим меры, получившие в истории название «реформы государственной деревни», были выработаны специально созданным Пятым отделением во главе с Павлом Дмитриевичем Киселёвым. Для управления государственными крестьянами создавалось министерство государственных имуществ (министр П.Д. Киселёв), а в губерниях – палаты государственных имуществ. В их задачу входили сбор с государственных крестьян податей и налогов, гарантирование им гражданских прав, распространение грамотности, оказание врачебной помощи и так далее. Земли с государственными крестьянами в губерниях делились на округи, округи на волости, волости на сельские общества. Округи управлялись окружными начальниками, а волости – на выборной основе. В сельских обществах избирались сельские старшины, сельские старосты, сотские, десятские, сборщики податей, члены сельских судебных расправ и так далее. Были пересмотрены в сторону увеличения не отвечавшие норме некоторые крестьянские наделы земли, улучшена оброчная система, натуральные повинности переводились в денежные, строились школы, больницы, ветеринарные пункты.

Однако пойти на отмену крепостного права Николай I так и не смог, окончательно решив не делать этого после революции 1848 года на Западе.

В то же время при нём был принят ряд законов, направленных на смягчение крепостной зависимости крестьян: запрещено продавать крепостных крестьян отдельно от семейств и покупать их без земли; не разрешалось переводить крепостных крестьян на заводы; крепостным крестьянам с согласия помещиков позволялось приобретать в собственность земли и другую недвижимость.

Расширялся круг крепостных крестьян, которые могли выйти из крепостной зависимости: в дополнение Указа «о вольных хлебопашцах», принятого при Александре I, освобождённые с согласия помещиков крепостные крестьяне не могли не выкупать, а арендовать на определённых условиях помещичьи земли (такие крестьяне назывались обязанными); помещикам разрешалось по обоюдному согласию отпускать без земли на волю дворовых людей; крепостным крестьянам разрешалось выкупаться на свободу при продаже с публичного торга в случае, если помещик был разорён и давал своё согласие на такой выкуп; дворовые крестьяне, проживавшие в помещичьих имениях, заложенных за долги в банках, отпускались на волю без согласия помещиков; свободными становились крепостные в случае, если имение их помещика конфисковывалось по каким-то причинам государством или бралось в опеку.

Следует отметить, что количество крепостных крестьян, получивших свободу по этим законам, было незначительным. Но в целом численность и удельный вес крепостного крестьянства, составлявшего примерно половину страны, при Николае I постепенно уменьшались.

Таким образом, широко распространённая в нашей историографии точка зрения Николае I как о яром стороннике крепостного права не соответствует действительности. Проводимые им попытки ограничения крепостной зависимости крестьян, подготовка общественного мнения в пользу её отмены в некоторой степени заложили основу для великой реформы, которую провёл сын Николая I, Александр II, в 1861 году.

При Николае I был принят ряд и других важных решений. Так, например, в армии срок службы солдат сократился с 25 до 20 лет. Довольствие нижним чинам увеличивалось в девять раз. Было значительно сокращено наказание шпицрутенами, то есть длинными прутьями, введённое в 1701 году по прусскому образцу Петром I и достигшее апогея при Александре I. Опыт создания военных поселений был признан неудачными, и они были ликвидированы. Впервые вводились пенсии за государственную службу. Улучшались материальное обеспечение духовенства.

Важным событием того периода было объединение в 1839 году униатской церкви, действовавшей в белорусской и литовской епархиях, с Русской православной церковью. Как уже говорилось ранее, в соответствии с Брестской унией 1596 года эта церковь была создана под давлением Ватикана на украинских и белорусских территориях, находившихся под властью Речи Посполитой. Собравшийся в Полоцке церковный собор принял решение об объединении двух церквей, направив Николаю I прошение православных и униатских священнослужителей о присоединении униатов к православной церкви. На прошении Николай I написал: «Благодарю Бога и принимаю». На Украине униатская церковь продолжала существовать, имея особое влияние в западных районах, прежде всего, в Галиции.

В этот период происходило дальнейшее развитие промышленности, росла численность рабочих, появились первые законы, регламентирующие отношения хозяев и наёмных работников. В 1835 году законом впервые предписывалось работодателям заключать с рабочими письменный договор о найме, предупреждать их об увольнении за две недели, выдавать расчётные листы. В специальной инструкции для хозяев содержались рекомендации проявлять заботу о своих работниках. Одним из законов запрещался труд малолетних детей на фабриках в ночное время.

Началось активное строительство железных дорог. Строительство первой из них, соединившей Санкт-Петербург с Царским Селом, было завершено в 1837 году. На следующий год она была продлена до Павловска, составив общую протяжённость в 27 километров. К 1851 году в основном было завершено продолжавшееся десять лет строительство железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой, получившей после смерти Николая I название Николаевской (с 1923 года – Октябрьская железная дорога). Это была самая длинная в мире железная дорога (649,7 километров), вобравшая в себя все передовые достижения того времени. Началось строительство Варшавско-Венской, а также Варшавской (Санкт-Петербург – Варшава) железных дорог. Активно развивалось отечественное производство пассажирских и товарных паровозов и вагонов.

Шло бурное развитие пароходного сообщения, появилось большое количество пароходных обществ.

В 1849 году недалеко от Нижнего Новгорода, в Сормове, начал действовать первый отечественный судостроительный завод. И если при Александре I в стране насчитывалось всего несколько пароходов, то в конце царствования Николая I только в Волжском бассейне их было более трёхсот.

Правительство проводило политику всемерного поощрения торговли, в том числе и внешней. Важнейшую роль играли торговые ярмарки: Нижегородская, Ирбитская, Коренная (в Курске), Харьковская и другие.

Многие историки считают, что 30 – 50-е годы были началом промышленного переворота в России, который завершился позже, в конце XIX века.

В 1828 году была осуществлена реформа низшей и средней школ. В соответствии с принятым новым школьным уставом для этих учебных заведений уровень образования должен был соответствовать социальному положению учащихся. Прежняя, трёхзвенная схема образования была сохранена, но контингент учащихся для каждого типа учебных заведений был ограничен: начальные одноклассные приходские училища – для крестьян, уездные трёхклассные училища – для непривилегированного городского населения, семиклассные гимназии, готовившие для поступления в университет, - для дворян.

Реформа высшего образования началась в 1835 году. Была чётко определена структура университетов. По новому университетскому уставу университеты состояли из трёх факультетов: медицинского, юридического и философского. Последний, философский факультет, имел два отделения: историко-филологическое и физико-математическое. Вводилась студенческая форма, и повышалась плата за обучение. Университетская автономия была ограничена, и министр народного просвещения мог назначать профессоров, не считаясь с мнением учёного совета.

В 1844 году было утверждено «Положение о производстве в учёные степени». В нём содержались правила присуждения учёных степеней кандидата, магистра и доктора на факультетах университета. В два раза было повышено жалование профессорам. Для них были введены зарубежные командировки с целью улучшения опыта преподавания и владения иностранными языками. Все кадровые назначения в университетах Санкт-Петербурга и Москвы контролировал лично император.

После революции 1848 года на Западе, в России, как реакция на эти события, наступил период «мрачного семилетия» - последних лет царствования Николая I (1848 – 1855 гг.). Была полностью отменена университетская автономия. Ректорам университетов и деканам предписывался надзор за преподаванием предметов. Из учебного курса были исключены обзоры новых политэкономических учений в связи с тем, что их последователи, «сенсимонисты, фурьеристы, социалисты и коммунисты», играли важную роль в революционных событиях. Запрещался выезд за границу, а всем находившимся там в командировках предписывалось возвратиться назад в Россию.

Ещё ранее, в 1826 и 1828 годах, были приняты новые цензурные уставы, ужесточавшие контроль за литературой и книгопечатанием. Министерству народного просвещения были переданы функции цензуры. Это право получил и ряд других министерств: военное, финансов, внутренних дел и так далее. Прежде всего, внимание обращалось на идейно-политическую направленность публикуемого, соответствие доктрине абсолютной монархии. Журналы, допустившие какие-либо отклонения от официальной точки зрения, закрывались, а авторы подлежали аресту. Кроме того, в 1848 году был образован Особый цензурный комитет, определявший всю цензурную политику и просматривавший повторно уже прошедшие цензуру издания.

Николай I умер 18 февраля 1855 года. По официальной версии – от пневмонии, хотя некоторые историки говорят о том, что он отравился ядом, не сумев пережить тяжесть военных поражений России в Крымской войне, начавшейся в 1853 году. Не исключено, что именно последние известия с театра военных действий и психологическое потрясение от этого сыграли свою роль в его преждевременной смерти.

Сегодня можно говорить о том, что вряд ли справедливой является оценка Николая I как реакционера, которая стала традиционной в советской историографии. Скорее всего его можно характеризовать как консерватора, царствование которого во многом подготовило реформы Александра II.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: