Система комплексного педагогического контроля в управлении подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков




Решение проблемы управления подготовкой юных спортсменов возможно лишь на основе комплексной оценки ведущих компонентов специальной работоспособности. При таком подходе организация тренировочного процесса ориентировщиков должна опираться, в первую очередь, на выделение и учёт доминантных факторов специальной подготовленности на разных этапах возрастного развития. Особенно остро эта проблема стоит в спортивном ориентировании, поскольку результат зависит от совокупности способностей, связанных, с одной стороны, с физическими показателями, а с другой – с интеллектуальными возможностями человека.

Анализ учебно-тренировочного процесса спортсменов-ориентировщиков (А.С. Лосев, 1984; Е.И. Иванов, 1985; В.Н. Агальцов, 1990; А.Л. Новиков, 1997; В.В. Костылев, 2005; В.В. Чешихина, 2006; С.А. Казанцев, 2007; T. Ottosson, 1986) показал, что существуют различия во взглядах тренеров на значимость отдельных факторов специальной подготовленности, и что они основываются на субъективном мнении. В связи с этим, объективное определение доминантных факторов, обусловливающих успешность становления спортивного мастерства ориентировщиков на разных этапах многолетней тренировки, будет способствовать повышению информативности средств педагогического контроля.

В настоящей работе для установления ведущих факторов, определяющих специальную работоспособность ориентировщиков, был применён факторный анализ (ФА). Исходным материалом для этого послужили результаты комплексного педагогического обследования спортсменов в возрасте от 9 до 20 лет (табл. 6). Анализ структуры доминантных факторов подготовленности показал, что специальная выносливость, наглядно-образная память, моторная координация, распределение и переключение внимания выделились в первых факторах во всех матрицах с факторными весами от 0,520 до 0,904. В следующем по значимости факторе наибольшую взаимосвязь с результатом в спортивном ориентировании имеет оперативное мышление (r=0,596-0,703) и скоростно-силовые способности (r=0,594-0,837). Из приведённых данных следует, что повышение уровня спортивного мастерства сопровождается изменением значимости отдельных факторов. Полученные результаты дают основание заключить, что в состав основных модельных характеристик специальной подготовленности должны входить показатели уровня развития специальной выносливости и интеллектуальной подготовленности.

Факторный анализ матрицы интеркорреляций, включающей тесты специальной подготовленности ориентировщиков 9-20 лет, позволил выделить самостоятельный и наиболее важный фактор, который обусловливается сочетанием работы аэробного и анаэробного характера с уровнем развития специальной умственной работоспособности. Эти данные подтвердили наше предположение о том, что результативность СД в ориентировании определяется комплексом физических и интеллектуальных способностей. Поэтому в тренировочном процессе ориентировщиков интеллектуальная подготовка, как подсистема, занимает важное место, т.е. эффективная реализация двигательного потенциала возможна лишь при условии соответствия скорости передвижения способности адекватно воспринимать карту и местность.

 

Таблица 6. Динамика факторной структуры специальной подготовленности ориентировщиков 9-20 лет

Показатели подготовленности Возраст спортсменов, номера факторов и коэффициенты корреляций
9-10 лет 11-12 лет 13-14 лет 17-20 лет
Специальная выносливость Силовые способности Скоростные способности Скоростно-силовые качества Функциональные показатели Координационные способности Психическая выносливость Скорость чтения спорткарты Наглядно-образная память Оперативная память Распределение внимания Переключение внимания Моторная координация Реакция на усложнение условий деятельности Наглядно-образное мышление Оперативное мышление 1 0.737 3 0.603 2 0.826 3 0.863 2 0.522 5 0.614 2 0.708 - 1 0.583 1 0.735 1 0.647 1 0.539 1 0.537 4 0.782   4 0.844 2 0.596 1 0.574 2 0.734 2 0.476 2 0.594 3 0.628 2 0.827 4 0.767 5 0.838 1 0.697 2 0.558 1 0.718 1 0.526 1 0.781 3 0.576   1 0.532 2 0.671 1 0.904 2 0.580 3 0.679 2 0.837 1 0.626 2 0.657 1 0.706 2 0.697 1 0.524 4 0.771 1 0.655 1 0.833 1 0.822 2 0.558   1 0.718 1 0.699 1 0.670 4 0.770 2 0.784 2 0.825 3 0.508 2 0.825 3 0.609 2 0.823 1 0.891 4 0.763 1 0.654 1 0.838 1 0.713 3 0.609   1 0.503 2 0.703

 

Динамика значимости обобщённых факторов на разных этапах многолетней подготовки показывает, что важность первого фактора линейно повышается до этапа спортивного совершенствования, т.е. способность сохранять высокий уровень психических процессов в условиях нарастающего физического утомления приобретает по мере роста спортивной квалификации всё большее значение. Таким образом, проведённый факторный анализ позволил выделить базовые стороны подготовленности, которые и должны составлять предмет комплексного педагогического контроля в спортивном ориентировании.

В циклических видах спорта комплексный контроль полностью основан на выделении показателей, имеющих высокую корреляционную связь со спортивным результатом (В.М. Зациорский, 1982; В.В. Иванов, 1987; В.С. Мартынов, 1992; В.Н. Платонов, М.Н. Булатова, 1992). При этом из довольно большого числа тестов, которые можно применять в процессе комплексного контро­ля, необходимо выбрать наиболее информативные, которые отражают все основные стороны подготовленности спортсменов и отвечают требованиям математи­ческой теории тестов. Для выявления таких информативных тестов, нами был проведён педагогический эксперимент с участием ориентировщиков 9-20 лет. В процессе исследований проверке подвергались тесты, характеризующие физическую, интеллектуальную и технико-тактическую подготовленность спортсменов. Проведённые исследования дали возможность разделить тес­ты на две группы: 1) тесты, характеризуемые контрольными показателями специаль­ной подготовленности как слабо информативные (r=0,1-0,3); 2) тесты достаточно информативные (r=0,4-0,9), которые могут ис­пользоваться в комплексном контроле специальной подготовленности юных ориентировщиков (табл. 7).

 

Таблица 7. Наиболее информативные тесты комплексного этапного контроля уровня специальной подготовленности спортсменов-ориентировщиков

Контрольные упражнения Возраст, лет
9-10 11-12 13-14 15-16 19-20
20-ти минутный бег Бег на 30 м с ходу Комплексное упражнение на силу Пятикратный прыжок в длину с места Челночный бег 4х9 метров Бег в подъем 200 метров Бег со спуска 200 метров Бег 5000 метров Кросс 10000 метров Распределение внимания Переключение внимания Объём внимания Наглядно-образная память Оперативная память Наглядно-образное мышление Оперативное мышление Пространственное восприятие направлений Моторная координация 0.814 0.682 0.304   0.893   0.502 0.780 0.677 - - 0.829 0.626 0.438 0.630 0.712 0.654 0.588 0.283 0.250 0.889 0.711 0.604   0.681   0.659 0.819 0.609 - - 0.939 0.931 0.593 0.808 0.691 0.796 0.624 0.083 0.363 0.923 0.691 0.776   0.673   0.659 0.874 0.716 0.257 - 0.814 0.829 0.600 0.846 0.634 0.861 0.871 0.417 0.374 - 0.632 0.581   0.497   0.607 0.713 0.485 0.543 - 0.629 0.708 0.685 0.714 0.572 0.636 0.850 0.578 0.493 - 0.584 0.433   0.016   0.536 0.684 0.575 0.882 0.915 0.417 0.695 0.709 0.442 0.350 0.589 0.688 0.671 0.621
Корреляция значима на уровне Р < 0,01 при r=0,432 и n>30

 

Таким образом, на основе исследования юных и взрослых высококвалифицированных ориентировщиков, нами выявлен и экспериментально обоснован комплекс информативно-диагностических критериев педагогического контроля уровня специальной подготовленности юных ориентировщиков 9-18 лет, что позволяет оперативно вносить управленческие коррективы в учебно-тренировочный процесс и рекомендовать к продолжению интенсивной тренировочной деятельности лишь тех спортсменов, которые способны достигать заметных успехов без снижения потенциала здоровья.

Сравнительный педагогический эксперимент показал, что применение разработанного комплекса контрольных испыта­ний для оценки уровня специальной подготовленности и оперативной индивидуальной коррекции тренировочных программ позволило достоверно (Р<0,05) повысить темпы прироста специальной двигательной и интеллектуальной работоспособности, и, как следствие, результативность соревновательной деятельности.

Повышение эффективности обучения юных ориентировщиков технико-тактическим действиям и навыкам на основе учёта возрастной структуры соревновательной деятельности

Информация о деятельности спортсмена в период непосредственного преодоления им дистанции служит основой для постановки цели и задач подготовки, выбора средств и методов их реализации. При достаточно полной обоснованности соревновательной деятельности (СД) высококвалифицированных ориентировщиков (В.В. Костылев, 1999; В.А. Редреев, 1999; О.А. Москалев, Н.Д. Васильев, 2000; В.В. Чешихина, 2006; O. Karkkainen, O. Paakkonen, 1989), на примере юных спортсменов СД практически не рассматривалась (Ф.С. Уховский, 1995; В.Л. Елизаров, 2000). Поэтому одним из основных направлений оптимизации управления тренировкой ориентировщиков является изучение структуры соревновательной деятельности с позиций системного подхода. На необходимость построения тренировочного процесса, исходя из его соответствия структуре СД, указывают многие специалисты (Л.П. Матвеев, 1977; М.Я. Набатникова, 1982; В.Н. Платонов, 1986; В.В. Суворов, 2007).

Для изучения соревновательной деятельности в ориентировании бегом нами анализировались дистанции на протяжении с 1993 по 2005 гг., оценивались пути движения участников, структура соревновательных трасс и другие показатели. В общей сложности было изучено более 600 соревнований, которые проводились в России, странах СНГ и Европы. В том числе в основных Центрах ориентирования РФ, таких как Москва, Санкт-Петербург, Псков, Нижний-Новгород, Калининград, Смоленск, Железноводск, Орёл, Брянск, Рязань, Курск. Также анализировались соревнования, проводимые в Латвии, Украине, Швеции и Финляндии.

Объективная регистрация соревновательной деятельности, анализ её состава и структуры позволили установить, что основными качественными и количественными показателями СД ориентировщиков являются: а) объём технико-тактических действий; б) эффективная и фактическая скорость бега; в) скорость отметки на КП; г) коэффициент удлинения дистанции (табл. 8-9).

Анализ СД показал, что на этапе предварительной подготовки в спортивном ориентировании (возрастная группа МЖ-10) происходит формирование исходных предпосылок соревновательной деятельности. Во время преодоления дистанции юные спортсмены осуществляют простейший выбор пути. Часто перегоны с выбором пути чередуются с перегонами, где нет необходимости в таком выборе (65,3% – это бег по линейным ориентирам). Основа ориентирования на этапе предварительной подготовки – это умение читать карту, не задумываясь над скоростью передвижения, поэтому эффективная скорость у ориентировщиков 9-10 лет невысока и изменяется в пределах от 0,86 до 1,76 м/с у мальчиков и от 0,38 до 1,42 м/с у девочек.

 

Таблица 8. Изменение структуры СД у ориентировщиков 10-18 лет

при преодолении беговых классических дистанций заданного направления

Характеристики структуры соревновательной деятельности Возрастные группы
М-10(n=45) М-12(n=79) М-14(n=103) М-16(n=82) М-18(n=62)
Длина дистанции, м 2525,0 ±262,8 3120,0 ±275,1 4216,2 ±235,3 6378,8 ±655,5 10800,1 ±2518,5
Количество КП 5,2±0,3 7,3±0,6 9,5±0,5 14,2±1,1 22,4±5,5
Коэффициент удлинения 2,1 2,3 2,2 2,2 1,09
Эффективная скорость, м/с 1,25 ±0,45 1,33 ±0,26 1,85 ±0,36 1,93 ±0,27 2,82 ±0,3
Длинные перегоны, в % 2,8 2,4 2,5 4,7 7,5
Средние перегоны, в % 51,3 45,4 44,3 45,3 38,2
Короткие перегоны, в % 45,9 52,2 53,2 50,0 54,3

 

Проведённые исследования позволили также установить особенности СД на этапе начальной спортивной специализации, который рассматривается как начало фундаментальной подготовки (возрастная группа МЖ-12). Длина дистанции увеличивается в среднем на 23,6% у юношей и на 63,8% у девушек. В зависимости от рельефа местности протяжённость соревновательных трасс изменяется в пределах от 2900 до 5500 метров у юношей и от 1830 до 4050 метров у девушек (табл. 9).

 

Таблица 9. Изменение структуры СД у ориентировщиц 10-18 лет

при преодолении беговых классической дистанции заданного направления

Характеристики структуры соревновательной деятельности Возрастные группы
Ж-10 (n=38) Ж-12 (n=43) Ж-14 (n=63) Ж-16 (n=49) Ж-18 (n=44)
Длина дистанции, м 1622,5 ±908,5 2657,7 ±912,4 3305,4 ±605,6 4405,6 ±954,3 6527,7 ±942,7
Количество КП 4,1±1,2 5,2±1,1 7,7±1,5 8,6±3,1 16,1±5,8
Коэффициент удлинения 1,42 1,26 1,23 1,16 1,12
Эффективная скорость, м/с 0,98 ±0,51 1,19 ±0,38 1,65 ±0,43 1,91 ±0,31 2,02 ±0,2
Длинные перегоны, в % 1,9 6,1 3,2 2,6 6,2
Средние перегоны, в % 39,2 52,8 35,1 52,0 30,8
Короткие перегоны, в % 58,9 41,1 61,7 45,4 63,0

 

Повышение сложности соревновательных дистанций выражается в увеличении доли такого способа ориентирования, как движение по точному чтению карты (до 26,8%) и в постановке контрольных пунктов в микроямках (18,1%) и ямах (11,3%). Возрастает эффективная скорость бега по дистанции (на 6,4%) и достигает, в среднем, 1,33 м/с у юношей и 0,91 м/с у девушек. Заметно снижается (до 39,8%) применение такого способа ориентирования, как бег по линейному ориентиру (табл. 10). Возрастает с 24,3 до 43,1% количество перегонов между контрольными пунктами, на которых применялось несколько способов ориентирования.

Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта (возрастная группа МЖ-14) характеризуется дальнейшим увеличением длины дистанции, в среднем на 35,1% и эффективной скорости до 1,85±0,36 м/с у юношей и 1,70±0,39 м/с у девушек. При детализации показателей соревновательной деятельности на данном этапе обнаруживается немало пробелов и неопределённостей. Например, уменьшается применение такого способа ориентирования, как движение по точному чтению карты (до 19,6%), практически не изменяется соотношение длинных, средних и коротких перегонов. Всё это отрицательно влияет на дальнейшее спортивное совершенствование юных спортсменов.

 

Таблица 10. Объём применяемых технических действий у юных спортсменов-ориентировщиков при преодолении соревновательных дистанций (в %)

  Способы ориентирования Возрастная группа
М-10 (n=45) М-12 (n=79) М-14 (n=103) М-16 (n=82) М-18 (n=62)
Бег по линейному ориентиру 65,3 39,8 41,8 34,1 20,2
Бег по точному азимуту 2,1 7,4 10,2 8,3 1,7
Бег по направлению 6,6 4,4 4,4 5,0 -
Бег по азимуту с чтением карты 2,1 17,6 24,0 24,2 30,6
Бег по точному чтению карты 23,9 30,8 19,6 28,4 47,5

 

Установлено, что структура СД в возрастной группе МЖ-16 претерпевает дальнейшее усложнение. До 4,7% увеличивается количество длинных перегонов, а в совокупности приёмов и способов ориентирования доминирующее положение занимает точное чтение карты и бег по азимуту с чтением карты (52,6%).

Анализ соревновательной деятельности показал, что наибольшую сложность, на всех этапах подготовки, вызывает такой способ ориентирования, как движение по точному азимуту. Применение данного способа ориентирования потребовало от юных спортсменов затрат времени, в среднем, от 5 мин 33 с до 6 мин 10 с на один километр. Самую высокую скорость (от 3 мин 47 с до 4 мин 45 с на км) развивают спортсмены при беге по линейному ориентиру. Этот способ наиболее часто (35-70%) применяется ориентировщиками 9-14 лет (табл. 11).

Рассматривая скорость передвижения ориентировщиков на различных участках дистанции, следует отметить, что диапазон скоростей в возрастной группе М-16 изменяется от 2,23 до 3,89 м/с в начале дистанции и от 2,12 до 4,43 м/с в зоне устойчивого ориентирования. Финишный участок спортсмены проходят более внимательно, поэтому разброс скорости уменьшается, и разница составляет не более 1,1-1,2 м/с. В группе МЖ-18 наблюдается более значительное изменение скорости передвижения. Диапазон скорости изменяется от 1,41 до 5,01 м/с. Такие изменения, в первую очередь, связаны со значительным усложнением СД, что выражается в доминирующем преобладании точного чтения спортивной карты (47,5%), как основного способа ориентирования.

Становление СД ориентировщиков характеризуется снижением суммарных потерь времени при преодолении соревновательных дистанций и изменением структуры этих потерь. На начальных этапах тренировки основными причинами потерь времени являются: 1) ошибки, в основе которых недостаток концентрации (30-36%); 2) превышение оптимальной интенсивности бега (25-30%); 3) неумение вести постоянный контроль своего местонахождения (20-24%). По мере повышения квалификации спортсменов значительно уменьшаются ошибки и специфические затраты времени при отметке на КП, выходе на «привязку» и грубом контроле своего местоположения.

 

Таблица 11. Изменение фактической скорости передвижения ориентировщиков в зависимости от способа ориентирования и участка дистанции (Х±σ)

Показатели соревновательной деятельности Возрастная группа
М-14 (n=36) М-16 (n=28) М-18 (n=47)
Бег по линейному ориентиру, м/с 3,55±0,57 3,68±0,37 4,49±0,54
Бег по азимуту с чтением карты, м/с 2,61±0,65 3,50±0,54 3,68±0,28
Бег по точному чтению карты, м/с 2,13±0,56 3,07±0,47 3,73±0,80
Бег по точному азимуту, м/с 2,06±0,84 2,73±0,41 3,01±0,72
Зона врабатывания (первые 3 КП), м/с 2,33±0,47 3,10±0,42 3,24±1,11
Зона устойчивого ориентирования, м/с 2,32±0,98 3,35±0,55 3,11±0,57
Финишный участок (последние 3 КП), м/с 2,77±0,91 3,32±0,46 3,15±0,88

 

 

Таким образом, можно констатировать, что с возрастом изменяется структура основных компонентов СД. На начальных этапах тренировки преобладают ТТД, связанные с надёжным определением своего местоположения на местности. В дальнейшем происходит перераспределение структурных элементов СД в сторону увеличения объёма применения основных способов ориентирования. Анализ корреляционных связей между соревновательным результатом ориентировщиков и ведущими ТТД позволил нам дифференцировать те характеристики, которые в значительной степени влияют на скорость передвижения по дистанции. Это точность и скорость чтения спортивной карты, т.е. выбор оптимального пути движения, определение и контроль направления движения, определение и контроль расстояния (рис. 1).

 

           
   
   
 

 

 


0,421 -0,608 0,527

 

0,573 0,411 0,511

 
 


0,766

0,468 0,530

-0,523

                   
   
   
       
 
 
 

 


-0,418 -0,523 0,551

       
 
   
 

 


0,523

           
   
     
 
 
 

 


0,539 0,613 0,757

           
   
     
 


0,673 -0,847

               
   
 
     

 


0,570 0,599 0,514 -0,633

0,689

 

 

n > 25

P< 0,05 r=0,396

P< 0,01 r=0,505

Рис. 1. Корреляционный граф, характеризующий взаимосвязи между интегративными параметрами СД и параметрами, верифицирующими психомоторный потенциал спортсменов-ориентировщиков (МС-КМС):

ВК-скорость восприятия спортивной карты; СВ-специальная выносливость; КП-скорость отметки на КП; НМ-наглядно-образное мышление; УВ-устойчивость внимания; ЛМ-логическое мышление; СК-скоростные качества; ВН-восприятие направлений; ВР-скорость восприятия рельефа; ОМ-оперативное мышление; ПВ-психическая скоростная выносливость; ФП-функциональная подготовленность; РВ-распределение внимания; ТБ-техника бега.

Анализ возрастных особенностей взаимосвязи исследуемых параметров структуры соревновательной деятельности показал, что, начиная с 13-14-летнего возраста, наблюдается положительная динамика зависимости успешности СД от разносторонности технико-тактической подготовленности (r=0,564-0,688; Р<0,05). При этом степень взаимосвязи всех способов ориентирования между собой в дальнейшем возрастает (r=0,651-0,734). Наиболее выражено данные закономерности прослеживаются у спортсменов-ориентировщиков 16-18 лет (r=0,872-0,960; Р<0,01).

Основываясь на результатах проведённых исследований, рекомендуется при управлении тренировочным процессом ставить конкретную задачу, которая достаточно строго регламентирует действия ориентировщика. Такой подход даёт возможность подготовить спортсмена к безошибочному преодолению дистанций и значительно повысить эффективность процесса обучения. «Технологичные»

трассы условно можно разделить на несколько видов: а) дистанция-указатель; б) дистанция-ограничитель; в) направляющая дистанция; г) трассы, развивающие психическую готовность; д) «непроходимая дистанция». Технологичная дистанция должна отвечать одному обязательному условию: её затруднительно пройти, не выполнив строго определённых технических действий (табл. 12).

Таким образом, при переходе от детского возраста к взрослому, последовательность переноса преимущественной направленности технической подготовки у ориентировщиков в зависимости от структуры СД должна быть следующей: а) этап предварительной подготовки (9-11 лет) – изучение условных знаков спортивной карты, масштаб карты, держание карты. Восприятие отдельных элементов местности и их сличение с картой. Техника снятия азимута с карты, техника движения по азимуту, ориентирование карты. Выбор простейшего пути движения между контрольными пунктами (КП). Техника измерения расстояний на местности и на карте. Чтение объектов с линейных ориентиров. Ориентирование на коротких этапах с тормозными ориентирами; б)

этап начальной спортивной специализации (11-13 лет) формирование рациональной временной, пространственной и динамической структуры движений. Грубое ориентирование на длинных этапах с тормозными

ориентирами. Точное ориентирование на коротких этапах. Ориентирование с использованием крупных форм рельефа. Тактическое чтение карты; в) этап углубленной тренировки (13-15 лет) – достижение автоматизма и стабилизация выполнения основных приемов и способов ориентирования. Совершенствование координационной и ритмической структуры бега с картой по местности различного типа. Детальное чтение рельефа на соревновательной скорости. Выбор пути движения через точечные ориентиры. Стратегическое чтение спортивной карты; г) э тап спортивного совершенствования (16 лет и старше) – в основе технической подготовки ориентировщиков данного возраста должны лежать модели соревновательной деятельности и тренировки в соревновательном режиме. Проводится отработка технических приёмов на соревновательной и выше соревновательной скоростях. Совершенствуется системное восприятие карты и местности на фоне недостатка информации.

Таблица 12. Схема применения обучающих дистанций в тренировочном процессе ориентировщиков с учётом возрастных особенностей соревновательной деятельности

Этапы подготовки Упражнения для совершенствования технико-тактической подготовленности
Этап предвари-тельной подготовки (9-11 лет) Дистанция-указатель (А).Ориентирование по тропинкам. Ориентирование с тропинки на тропинку. Дистанция на освоение техники измерения расстояний на местности пар шагами. Дистанция-ограничитель (Б).Дистанция по рельефной карте. Дистанция по карте с одной дорожной сетью. Дистанция по «белой» карте. Маркированная дистанция.
Этап начальной спортивной специализации (11-13 лет) Дистанция-ограничитель (Б) используется на протяжении всего этапа. Направляющая дистанция (В). Дистанция с подробным чтением карты, затем необходимо преодолеть эту же дистанцию на высокой скорости. Дистанция по «нитке» с отметкой КП. Дистанция с длинными этапами (не менее 1 км) между КП. Дистанция с предварительным анализом до старта всех этапов между КП. Повторное прохождение дистанции. Дистанции по «черной» карте. Прохождение дистанции в заданном направлении по карте с коридором следования.
Этап углубленной тренировки (13-15 лет) Дистанции Б и Виспользуются на протяжении всего этапа. Дистанции, развивающие психическую готовность (Г).Пройти дистанцию в заданном направлении с общего старта. Дистанция по памяти в заданном направлении (можно пользоваться картой, вывешенной только на старте и очередном КП). Преодолеть на максимально возможной скорости тренировочную трассу с наиболее простыми вариантами движения между КП. Дистанция в заданном направлении, на которой, помимо основных КП, в районе их расположения находится еще несколько дополнительных пунктов на сходных ориентирах.
Этап спортивного совершен-ствования (16 лет и старше) Дистанции Б, В и Гиспользуются на протяжении всего этапа. «Непроходимые» дистанции.Сложные рельефные дистанции с лимитом времени. Дистанция с большим количеством КП по памяти. Дистанции по «белой» карте со сложной конфигурацией этапов. Дистанции по описанию ситуаций (этапов между КП).

 

Установленные закономерности возрастной динамики СД спортсменов-ориентировщиков позволяют выделить возраст 15-16 лет как определяющий в плане становления технико-тактического мастерства, т.е. в многолетней подготовке необходимо к этому возрасту добиться освоения спортсменом полного объёма технико-тактических действий с использованием поэтапных моделей соревновательной деятельности.

 

 

Обоснование параметров тренировочных нагрузок юных спортсменов-ориентировщиков в процессе управления многолетней подготовкой

Проблема нормирования, планирования, контроля и учёта тренировочных и соревновательных нагрузок – одна из важнейших в системе подготовки юных спортсменов. Эффективное управление тренировкой детей, подростков, юношей и девушек возможно лишь в том случае, если нагрузки, с одной стороны, адекватны возрастным особенностям, а с другой – ориентированы на уровень, характерный для высшего спортивного мастерства (М.Я. Набатникова, 1982; В.П. Филин, 1990; В.Г. Никитушкин, 1994; П.В. Квашук, 2003).

Учитывая актуальность данного вопроса, в настоящем исследовании мы

поставили задачу изучить динамику тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней подготовки и экспериментально обосновать обеспечение должной преемственности в величинах тренировочных нагрузок, направленность и оптимальное соотношение основных средств подготовки для юных ориентировщиков на разных этапах возрастного развития.

Анализ дневников тренировок показал, что у квалифицированных ориентировщиков (МС-МСМК) наибольшее количество упражнений в целом, использованных в течение годичного цикла, – это кроссовый бег различной интенсивности. Далее в порядке убывания следуют: бег с ориентированием (БСО), ОФП, лыжная подготовка, теоретическая подготовка (ТП) и специальные беговые упражнения (СБУ) (рис. 2).



Рис. 2. Распределение (в %) общего количества упражнений по группам у спортсменов-ориентировщиков высокой квалификации (МС-МСМК)

 

Идентичная динамика распределения основных средств подготовки в годичном цикле наблюдается и у квалифицированных ориентировщиц (МС-МСМК). У них, как и у мужчин, наибольший объём занимает беговая подготовка (71,3%), затем идут упражнения с картой на местности (15,3%), ОФП – 8,1%, теория – 2,8%, лыжная подготовка – 1,3% и СБУ – 1,2%. По сравнению с взрослыми ориентировщиками, у юных спортсменов (12-16 лет) отмечаются некоторые особенности в структуре распределения тренировочных упражнений. Основным средством подготовки является кроссовый бег, но его вклад в общий объём нагрузки значительно меньше (42,8-53,5%). Важное место в тренировочном процессе спортсменов данного возраста занимает общефизическая (14,4-20,1%) и лыжная подготовка (13,8-20,9%). Затем в порядке убывания следуют: беговые упражнения с картой (11,3-12,3%), теоретическая подготовка (4,9%) и СБУ.

Наибольшее количество упражнений использовалось квалифицированными ориентировщиками в октябре-ноябре, т.е. тренировка в этот период имела наиболее вариативный характер. Квалифицированные ориентировщики (мужчины и женщины) использовали в тренировочных занятиях 110-130 различных упражнений. У юных ориентировщиков (12-16 лет) количество использованных упражнений было на 11-14% меньше.

При анализе тренировочных нагрузок мастеров спорта и членов сборной команды страны исследовались усреднённые значения объёмов работы по группам средств в соответствии с разработанной классификацией. Установлено, что динамика объёмов тренировочных нагрузок в годичном цикле имеет общий для всех возрастных групп вид, и достаточно полно иллюстрируется на рисунке 3, на котором приводятся среднемесячные характеристики ООЦН. Их распределение характеризуется постепенным увеличением объёмов в подготовительном периоде. Максимальная величина бега за месяц достигает у квалифицированных ориентировщиков 550-650 км и приходится на март, и не превышает 9,4-10,2% от обще годовой.

Следует отметить, что наиболее широкий диапазон применения циклических нагрузок наблюдается в период с 14 до 17-18 лет. Так, в возрасте 14-15 лет ООЦН в среднем составляет 2305,7 км и изменяется от 1459 до 3245 км. Разница 1796 километров в год. По мере увеличения возраста диапазон нагрузки существенно увеличивается, и в 17-18 лет ООЦН в среднем составляет 4026 км в год и изменяется от 2600 до 5930 км. Как видно, разница возрастает до 3330 км. Конечно, не исключена возможность варьирования годового объёма нагрузки у спортсменов одного возраста. Такое изменение диапазона нагрузок неизбежно, так как физические возможности ориентировщиков даже одного возраста существенно отличаются. Однако не на столько, что бы разница в объёмах превышала 3000 и более километров в год. Как видно из представленных данных, увеличение спортивного результата в ориентировании обеспечивается различной динамикой применяемых объёмов тренировочных нагрузок. Так, если нагрузки ориентировщиков элиты (МС-МСМК) в каждой группе средств принять за 100%, то можно отметить постепенное её увеличение, по мере роста мастерства спортсменов, в таких показателях, как ООЦН и бег с ориентированием. Максимальный объём ОФП, теоретической подготовки и СБУ достигается спортсменами-ориентировщиками в 17-18 лет и составляет, соответственно, 158%; 117% и 108%.

 

500 Объём в километрах

       
 
   
 


400

               
   
   
     


300

 
 


200



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: