II. Станция Батайск во время Великой Отечественной войны.




В августе 1941 года начальником станции был назначен К.Г.Мазуров. Именно благодаря ему был построен новый путь от Батайска до Ростова и Аксайский обход Ростовского железнодорожного узла.[5]

В первые годы войны фашисты бомбили город постоянно. Ни один из населенных пунктов низовья Дона фашисты так яростно не бомбили, как Батайск.

6 августа 1941 года, в 3 часа 40 минут, бомбардировщик - разведчик с зажженными бортовыми огнями - на высоте не более трехсот метров подлетел с юго-западной стороны станции. Далее самолет полетел вдоль железнодорожной линии в сторону Ростова, сбросив по пути бомбы на ж.д. мосты - через речку Койсуг, Лиман, Темерницкое озеро и через реку Дон. Шесть бомб разорвались в пойме, а две последние - на застроенной территории Ростова.[6]

Война велась не только на фронте, но и в тылу. Машинист Н.Мезинов выводил из строя паровозы, М.Гончаров разобрал дизель, чем нарушил работу депо и сорвал график движения поездов. Семин и Воскресов подожгли здание северного депо. Р.Истомина, работая в конторе паровозного депо, выдавала фиктивные справки о работе в Рейсбане. Ей даже удалось выдать справки 2 летчикам, которые совершили вынужденную остановку в Батайске, тем самым уберегла их от смерти.

Во время Великой Отечественной Войны 1943 года железная дорога города Батайска сыграла большую роль.

Вражеские войска старались выиграть время для того чтобы вывести свои войска с Кавказа. Тогда врагу был важен каждый день. И когда эшелоны с войсками шли на север через Батайск к Ростову, Батайские партизаны нанесли удар по железнодорожным магистралям. 27 января Батайские партизаны взорвали взорвали участок железной дороги. Эшелон с фашистской техникой и войсками потерпел крушение. Было убито много фашистов и полностью разбито несколько вагонов с оружием и припасами. В это время Ростовские партизаны взорвали железнодорожный мост между Батайском и Ростовом, и враг уже не мог самостоятельно вывезти состав из Батайска, в том числе и шесть эшелонов и один из них с танками.

7 февраля в 3 часа ночи начался бой за центр города и железнодорожную станцию. Наши наступали столь стремительно, что гитлеровцы в панике побросали десятки эшелонов с продовольствием, боевой техникой, снаряжением и бежали. 17 эшелонов были брошены на станции Батайска. В полдень немцы уже бросили на город силы, подтянувшиеся из Ростова: не только пехоту и бронетранспортёры, но и авиацию. Бой разгорелся с новой силой, но ненадолго. К полудню 7 февраля большая часть города была освобождена, а бойцы 159-ой отдельной стрелковой бригады Дмитрий Клаченко, Сергей Чевардов и Николай Дуденко укрепили на стене полуразрушенного здания вокзала самодельный красный флаг, возвестив, что Батайск после шестимесячной оккупации освобождён.

 

 

 

 

Вывод

Великая Отечественная война сыграла важную роль в истории города Батайска.

В годы войны станция Батайск была одной из важных станций, соединяющий юг страны с центральной частью СССР.

В начале войны железнодорожный узел бомбили круглосуточно по два-три раза в день.

Накануне освобождения Батайска от немецко-фашистских захватчиков партизаны взорвали железнодорожную линию на Азов и мост на Ростов. И тем самым отрезали путь эвакуации немецких эшелонов с техникой, боеприпасами.

Отступая, фашисты разрушили все хозяйство железной дороги. Были взорваны все мосты, уничтожены стыки рельсов, паровозные вагонные депо, водопроводные башни, клубы, жилые дома. За годы войны на станцию было сброшено 44 тысячи бомб. Ущерб, нанесенный железнодорожному узлу, составил более двух миллиардов рублей.

После освобождения Батайска многие жители остались без крова. Очень много железнодорожников погибли во время артобстрелов или были расстреляны.

Вскоре после освобождения дорога была восстановлена по памяти рабочих, так как чертежей не сохранилось, и движение поездов было открыто.рис.3

Рассмотрев данную тему, следует сделать вывод, что железнодорожная станция Батайск во время Великой Отечественной войны сыграла одну из важнейших ролей. Благодаря труду и мужеству железнодорожников станция была сохранена и продолжает работать вплоть до сегодняшних дней, и остается одним из главных железнодорожных узлов на Дону.

 

 

Список использованной литературы

1. Волков С.В. «Зарождение добровольческой армии»

2. Венков А.В. «Сражение под Батайском в 1920 году»

3. Газета «Аргументы и факты на Дону», № 20 (1697), 2013 год

4. https://battime.ru/voina-prishla-v-bataisk-v-avguste-41-go.html

5. https://bataysk-gorod.ru/news/bataysk-vsegda-na-relsakh-stroitelstvo-zhelezoy-dorogi-dalo-kolossalnyy-tolchok-razvitiyu-goroda

6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Батайск_(станция)

 

Приложение

 

Рис.1

 

Рис.2

 

Рис.3


[1] https://history.wikireading.ru/251676

[2] https://dikoe-pole.com/2017/11/17/sragenie-pod-bataiskom-venkov/

[3] https://ru.wikipedia.org/wiki/Батайск_(станция)

[4] https://bataysk-gorod.ru/news/bataysk-vsegda-na-relsakh-stroitelstvo-zhelezoy-dorogi-dalo-kolossalnyy-tolchok-razvitiyu-goroda

[5] Газета «Аргументы и факты на Дону», № 20 (1697), 2013 год

[6] https://battime.ru/voina-prishla-v-bataisk-v-avguste-41-go.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: