Фридрих Ницше (1844-1900, Германия)




Общие вопросы по итогам изучения философии Ницше

1. Раскройте учение Ницше о переоценке всех ценностей. Каковы принципы новой оценки?

Чтобы понять, в чем заключается смысл "переоценки ценностей" нужно в первую очередь раскрыть Ницшевское понимание нигилизма. «Что обозначает нигилизм? — То, что высшие ценности теряют свою ценность. Нет цели. Нет ответа на вопрос "зачем?"». Мир больше не может быть объяснен с помощью прежних ценностей, он обесценивается, поэтому и само существование человека теряет смысл, становится абсурдным. Почему так происходит? Потому что мораль и религия, которая была призвана давать человеку высшие ценности и смысл жизни, и философия, которая должна была объяснять самую сущность мира, показали свою несостоятельность, оторванность от действительности.

Но какая сила побуждает к творению ценностей? Ницше видит положительную энергию созидания в " воле к власти " - она есть не только стремление к господству, но и способность к завоеванию права создавать и утверждать новые ценности. "Волю к власти" нужно культивировать, чтобы отделить декадентов от настоящих творцов. Носителем новой морали, как и её создателем, является будущий человек - сверхчеловек, которому присущ индивидуализм, радость жизни и радость танца-созидания. Признавая "волю к власти" в качестве движущей созидательной основы всего сущего, Ницше тем самым уже совершил "переоценку ценностей", утвердил "волю к власти" и сверхчеловека как ее результат в качестве высшей ценности.

Какими же будут эти новые ценности?

Во-первых, в противоположность традиционной христианской морали, эти ценности не будут обосновывать необходимость сострадания, они направлены не на сохранение слабых, а на "волю к власти", это мораль сильных: "я утверждаю, что всем высшим ценностям человечества недостает этой воли, что под самыми святыми именами господствуют ценности упадка, нигилистические ценности".

Во-вторых, новые ценности провозглашают также крайний индивидуализм, в ответ на "перед Богом все равны" христианства - если бы боги существовали, то почему бы мне не быть одним из них? "Я хочу" вместо "я должен".

В-третьих, "воля к власти" влечет за собой радость жизни, оптимистичное утверждающее начало и главенствующую роль созидания в противоположность декаданса христианства и метафизики. В мире новых ценностей не будет добра и зла, можно сказать утрировано, что добром будет считаться то, что направлено на развитие силы и величия, а зло - все, что противоположно этому.

Как видно, "переоценка ценностей" - это сложный процесс критического переосмысления и радикальной ломки традиционных моральных и религиозных представлений, которые не могут больше соответствовать действительности и придавать смысл человеческой жизни, а также создания новых ценностей, направленных на качественное развитие человека.

 

 

2. Почему Ницше не приемлет христианства, а также социалистические идеи?

Ницше воспринял идею Шопенгауэра о Мировой воле как всеобщей движущей силе. Проявление Мировой воли в живых существах Шопенгауэр называл «волей к жизни», а Ницше – «волей к власти». Воля к власти - это стремление к самоутверждению, господству. Жизнь – это борьба воль к власти. Ценно всё то, что укрепляет волю к власти, способствует выживанию, биологическому процветанию.

С позиции такого подхода Ницше подверг критике ценности демократии и христианства. Он убедительно показал, как демократический принцип равенства и христианские этические нормы любви и милосердия постепенно ведут западную цивилизацию к застою, деградации, падению культурного уровня и, в конечном счёте, вырождению. Принципы и ценности демократии и христианской морали соответствуют интересам слабых, бездарных людей, серых и посредственных, не способных к созданию культурных ценностей, занятых только их потреблением. Именно для такого типа людей на Западе созданы благоприятные условия жизни, в то время как всё яркое и талантливое обречено на гибель из-за зависти и непонимания агрессивным серым большинством.

Ницше считал, что истинное устройство общества должно основываться на признании неравенства людей по личным качествам и достоинствам. Более правильным и прогрессивным является не демократическое (власть народа), а аристократическое (власть лучших) устройство общества, в котором власть принадлежит харизматичным людям, умным, энергичным, волевым, деятельным.

Посмотрите в словаре, что такое «рессентимент» (ressentiment).

Ресентимент (от фр. злопамятность, озлобление») — чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач («врага»), бессильная зависть, тягостное сознание тщетности попыток повысить свой статус в жизни или в обществе. Чувство слабости или неполноценности, а также зависти по отношению к «врагу» приводит к формированию системы ценностей, которая отрицает систему ценностей «врага». Субъект создает образ «врага», чтобы избавиться от чувства вины за собственные неудачи.

Понятие впервые было введено Ф. Ницше в его работе «К генеалогии морали»: ресентимент является определяющей характеристикой морали рабов, которая противостоит морали господ.

Исторические примеры ресентимента: ненависть большевиков к буржуям, вылившаяся в красный террор; ненависть нацистов к евреям, вылившаяся в холокост; ненависть некоторых российских патриотов к США; ненависть радикальной оппозиции к государству и тд..

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: