История возникновения субкультур




Введение

субкультура социальный ценности

Современное общество не однородно. Каждый человек - это особенный микромир, со своими интересами, проблемами, заботами. Но при этом у многих людей похожие интересы и запросы, и чтобы удовлетворить их, необходимо объединиться друг с другом, ведь вместе легче достигнуть цели. Таков социальный механизм образования субкультур - объединений людей по интересам, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её. И молодежные субкультуры (которые часто основываются на увлечениях различными жанрами музыки, спортом, литературой и др.) - не исключение.

Подростки во все времена составляли особую социально-демографическую группу, но в наше время сложилась специфическая подростковая культура, которая, наряду с другими социальными факторами, играет большую роль в развитии современного подростка. Впервые к этой проблематике обратились социологи в 60-е годы XX века. В России с конца 80-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам стало более заметным. В последние годы молодежной субкультуре уделяется гораздо больше внимания.
Понятие «субкультура»

СубКульту́ра (лат. Sub «под» + cultura «культура»), подкульту́ра (термин) в социологии, антропологии и культурологии, обозначающее часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах.

Достаточно новое и многогранное явление общественной жизни. Существование этого феномена затрагивает множество аспектов - от социокультурного развития общества в целом до психологических особенностей определенных возрастных групп. Само понятие «молодежная субкультура» в широком плане трактуется, как культурное пространство и круг общения подростковых и молодежных сообществ, помогающие им адаптироваться в социуме и создавать свои, автономные формы культурной активности.

Впервые данный термин появился в научной литературе только в 30-х годах XX века, а его широкое распространение пришло на шестидесятые годы XX века за рубежом и восьмидесятые годы в нашей стране. Это было связано с большим интересом к молодежным движениям, в первую очередь, с движением хиппи.

Рассмотрение «классического» значения этого термина подразумевает, что концепция субкультуры предполагает существование достаточно легко распознаваемой господствующей культуры.

Однако фрагментация современного общества делает подобное выделение практически невозможным. Помимо этого, при классическом подходе субкультуры рассматриваются как достаточно устойчивые и замкнутые явления, выстраивающие свою систему символов, ценностей, языка, норм поведения, целостный образ жизни. Предполагается, что человек, принадлежащий к подобной группе, воспроизводит этот образ жизни постоянно. Но большинство современных сообществ носят подвижный и временный характер. Современный человек имеет возможность каждый день менять как свой облик, так и свое поведение, свою социальную роль. Субкультура также пластична и спокойно переносит большие изменения в своей структуре.

Развиваясь, субкультуры вырабатывают единый стиль одежды (имидж), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), также общее мировоззрение для своих членов. Имидж для представителя субкультуры - это не только одежда, это демонстрация своим видом убеждений и ценностей, которые продвигает субкультура. Характерный имидж и манера поведения является маркером, отделяющим «своих» (представителей субкультуры) от посторонних людей.

С культурологической точки зрения символ и символизм являются определяющими в описании той или иной культуры и культурного произведения. Символы субкультур - это с одной стороны самоопределение субкультуры среди множества других культур, с другой стороны связь с культурным наследием прошлого. Например, знак анкха в субкультуре готов - это с одной стороны символ вечной жизни, как наследие Египта, с другой - символ, самоопределяющий культуру в настоящее время.

Субкультура в социологии и культурологии - часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей - носителей субкультуры.

История возникновения субкультур

В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы». В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Иногда для обозначения субкультурного сообщества используется жаргонное слово «тусовка».

Молодежная субкультура, в том виде, в котором мы наблюдаем ее сейчас - возникла двадцатом веке, на определенном этапе жизни общества, а соответственно, связана с теми изменениями, которые произошли в жизни общества в последнем столетии, а конкретней во второй его половине. К первым проявлениям неформальной культуры, как культуры отличной от общепринятой, у нас в стране можно отнести стиляг. Второй всплеск субкультур пришелся на 70-е годы. Буквально взрыв контркультурной активности пришелся на начало перестройки. В 87-89 годах уже можно было насчитать не меньше десятка различных неформальных движений. А в 89-90 об этом заговорили не только в периодической прессе, но и в научной.

Проблема молодежной контр- и субкультуры была поднята как социальная проблема. И именно к середине 80-х годов следует приписывать зарождение в нашей стране молодежной контркультуры как таковой. С середины и до конца 90-х гг. молодежные субкультуры продолжают свое развитие, трансформацию, меняются направления, пристрастия, численность тех или иных группировок. Процесс глобализации привлекает к себе внимание общественности, мигом становясь причиной для формирования двух противоположных политических лагерей.

Конец двадцатого века-это безумное время, когда каждый сходит с ума по-своему. В это время постепенно появляются такие субкультуры, как анимэ, эмо, гламур, а вместе с ним и антигламур. Теперь каждое убеждение может стать причиной для основания нового течения.
Причины появления субкультур

В исследованиях, направленных на поиск причин, приводящих молодых людей в субкультуру, на первом месте стоит одиночество, непонимание родителей, отсутствие доверия, взаимного понимания, принятия, уважения, любви; конфликты между родителями; на втором - привлекательность качеств в подростках из субкультур - смелость, независимость, умение отстоять себя.

Подходы западных социологов к выделению причин возникновения молодежных субкультур различны. Так Р. Левинталь говорил, что старшее поколение все меньше может помочь младшему при выработке норм поведения, соответствующих новым жизненным проблемам. Стремления молодежи не удовлетворяются ни в прагматично ориентированных семьях, ни в традиционных учреждениях и организациях, которые охраняют устаревшие ценности и нормы. Чаще всего субкультурные проявления молодежи выражаются в разных формах асоциального поведения отдельных групп молодых людей, которые шокируют общество своим внешним видом, манерами, интересами, выбором стиля жизни и пр. Речь идет о так называемом “шок-протесте”.

По Парсону, причина протеста молодежи и ее противостояния миру взрослых - это “нетерпение” детей занять место родителей в социальной структуре. Однако дело кончается вхождением нового поколения в ту же структуру и, следовательно, ее воспроизводством.

У М. Мид иная точка зрения: молодежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к которому ее готовили в процессе социализации. Опыт старших не годится. Молодых готовили к занятию одних позиций в социальной структуре, а структура уже другая, прежних позиций в ней нет. Здесь и начинается бурный рост молодежных сообществ, отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт. Результат пребывания в лоне контркультуры здесь уже другой: не встраивание в прежнюю структуру, а строительство новой.

Так или иначе, анализ субкультур западными учеными основывается на опыте деятельности неформальной молодежи в условиях развитой демократии и стабильной экономики, а также на бихевиористских концепциях (т.е. изучение ведется по линии выявления девиантного поведения).

Одним из основных факторов формирования субкультуры, а также присоединения к ней подростка, по мнению многих исследователей, в частности Я. Гилинского, является реальная возможность удовлетворения актуальных возрастных потребностей.

1) Потребность в обособлении, автономизации от взрослых. В субкультуре подросток обретает свободу от целого ряда ограничений (социальных, моральных, культурных). Я. Гилинский приводит любопытное замечание одного из героев Стругацких: «Вообще они бегут не «куда», а «откуда». От нас они бегут, из нашего мира они бегут в свой мир... Мир этот не похож на наш и не может быть похож, потому что создается вопреки нашему, наоборот от нашего и в укор нашему. Мы этот их мир ненавидим и во всем виним, а винить-то надо нам самих себя».

2) Потребность в изживании конфликта со взрослыми, потребность в защите от подавления в семье автономности. Субкультура - как суррогатная семья - искажение семейных функций приводит подростка в субкультуру. Членство в ней рассматривается как способ преодоления конфликта как в микросоциуме (семье), так и внутри личности. Внутреннее напряжение подростки разрешают при помощи особых символических действий, широкий спектр которых предлагает субкультура. Этот способ преодоления конфликта обозначается как «магический». Ритуализированный характер ярко проявляется в субкультурных событиях (концертах, играх, дискотеках). Ритуалы в традиционном обществе служат гармонизации отношений между окружающей средой и внутренним миром человека. Через обрядовые действия происходит разрешение личностных кризисов. В современном мире значение ритуалов и сами ритуалы утрачиваются. Субкультуры создают целый пласт ритуальных событий, которые позволяют в сублимированной форме удовлетворять потребности, которые не могут быть удовлетворены в рамках традиционного общества, например, потребность в поиске возможностей культуротворчества (изобретение знаков, ритуалов).

3) Потребность в самоактуализации, самоутверждении, реализации способностей, успехе. Неудовлетворенная потребность в самоактуализации переживается как чувство обыденности, проскальзывания жизни. Фактически молодой человек при этом ощущает, что он отсутствует как социальный субъект. Жизнь распланирована не им, и в ней не играет никакой заметной роли его собственная активность. Возникает желание испытать свои способности, проверить что он может сам и, таким образом, решается на эксперимент, чтобы ответить на вопрос: существует ли он как человек, как социальное существо?

4) Потребность в принятии социумом: в принадлежности к группе, референтной группе, в объединении с себе подобными, в защите группы. Молодежная субкультура удовлетворяет эти потребности гораздо эффективнее, чем обычные формальные общности (класс, кружок). Участники субкультуры испытывают мощнейшее чувство единства, братства. Психологическим основанием служит высокий уровень конформизма (присущий подростковому возрасту феномен «нормальности») - принадлежности к группе, готовности к принятию групповых норм, убеждений. Неопределенная идентичность, неукорененность в социальных структурах и связях, неустойчивость к психологическим манипуляциям и, с другой стороны, - потребность в общности, принятии, поддержке, стремление к самопознанию и формированию собственного мировоззрения - черты, характерные для подростков и юношей, оказываются благоприятными условиями для втягивания молодежи в различные субкультуры. Серьезной привлекательностью обладает яркая, непосредственная эмоциональная насыщенность общения, удовлетворение, получаемое от групповой деятельности, искренность отношений (зачастую иллюзорная).

5) Потребность в признании, преодолении комплекса неполноценности и субъективно неприемлемых черт характера. Субкультуры являются своеобразными социальными нишами, где могут получить признание подростки, обреченные быть отверженными традиционными социальными институтами. Другими словами, субкультура осуществляет своего рода стихийную социальную реабилитацию, организуя гиперкомпенсаторное поведение, при котором повышается самооценка, чувство собственной значимости. Субкультура как любая терапевтическая группа, обладает механизмами, обеспечивающими ее терапевтичность: схожесть проблем, выслушивание друг друга, эмоциональное отреагирование, моральная поддержка, взаимопонимание, исповеди, обмен жизненным опытом, советы, выработка альтернативных сценариев поведения и т.д..

6) Потребность в смысле. Данная потребность звучит в оригинальной психологической интерпретации природы подростковых объединений, феноменов неформального общения, представленной в работах И.Ю. Борисова, А.В. Зинченко, М.В. Розина. А.В. Зинченко видит в качестве причины возникновения субкультур ориентацию существующей системы воспитания на будущее, что приводит к недооценке молодежью реального настоящего. В связи с этим актуально осуществляемая деятельность теряет личностный смысл и самостоятельную ценность, утрачивается потребность в самореализации, поскольку ее удовлетворение оказывается возможным лишь при включении в мир взрослых. У подростков отмечается желание жить сегодняшним днем - «здесь и теперь». Отсюда необходимость в конструировании деятельности, которая, с одной стороны, дает возможность удовлетворить эту потребность и способствует выходу их кризиса идентичности, с другой - позволяет сохранить изоляцию от мира взрослых. Молодежная субкультура может дать ощущение осмысленности через борьбу за свой образ жизни. Отвоеванная жизнь автоматически становится более осмысленной.

7) Потребность в получении удовольствий, новых ощущений. И.Ю. Борисов рассматривает одну из важнейших характеристик неформальных молодежных объединений: «гедонизм» - стремление к получению максимально сильных, приятных ощущений. Проявления гедонизма разнообразны: сексуальная активность, употребление ПАВ, различные формы развлечений и т.д. Одним из механизмов получения сильных ощущений является «гедонистический риск» - «особый прием психологического воздействия на потребностную сферу, при котором актуализация потребностей достигается путем создания (специально, искусственно) опасных ситуаций». Основная функция гедонистического риска состоит в получении чрезвычайно сильных эмоциональных переживаний (экстремальные гонки; фанатские войны, частая причина которых - псевдоагрессия, смысл которой - создание опасной ситуации, вызывающей эмоциональный подъем). Ту же цель преследует эпатажная внешность (прически, макияж, одежда) и поведение (речь, мимика) представителей многих субкультур: вызвать удивление, шокировать, спровоцировать непонимание, раздражение и агрессию со стороны окружающих, в общем извлечь максимальный эффект из угрожающей или удивляющей ситуации.

8) Потребность в информации, доступ к которой подросток не получает в семье, школе. Членство в субкультуре удовлетворяет и эту потребность.

Это наиболее важные потребности, которые подростки могут реализовать, приобщившись к субкультуре. Фрустрация любой из них не обязательно приводит молодого человека в субкультуру, многое зависит от целого ряда внешних обстоятельств и особенностей его личности.

Подводя итоги рассуждениям о причинах возникновения субкультур и мотивах вхождения в них подростков, следует заметить, что в современном обществе молодежные объединения в определенной мере выполняют культуротворческую функцию, а проблема «отцов и детей» получает интерпретацию, прежде всего, как конфликт поколений.

Виды субкультур

Выделяют два вида молодежных субкультур: - ингруппы -- группы, с которыми молодой человек себя отождествляет; - аутгруппы -- группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущая свое отличие от принадлежащих к этим группам.

По специфике поведения членов группы выделяют:

- просоциальные -- группы, которые не несут угрозу обществу, а, наоборот, демонстрируют позитивность и готовность помогать;

- асоциальные -- группы, демонстрирующие критичность по отношению к каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера.

- антисоциальные -- группы, в которых не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить

А. В. Толстых предложил следующую типологию молодежных субкультур:

1) политизированные субкультуры -- активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность (молодежное движение «НАШИ», Российская ассоциация профсоюзных организаций студентов, Союз коммунистической молодёжи Российской Федерации, Авангард красной молодёжи, Социалистическое сопротивление и ряд других групп);

2) эколого-этические субкультуры -- занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду (зеленые);

3) нетрадиционные религиозные субкультуры -- в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);

4) радикальные молодежные субкультуры -- отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);

5) субкультуры образа жизни -- группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки, эмо);

6) субкультуры по интересам -- молодые люди, объединенные общностью интересов -- музыкальных, спортивных и др.

7) субкультура «золотой молодежи» -- характерна для столичных городов -- ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).

В то же время С. С. Фролов предложил свою типологию субкультур:

1) романтико-эскапистские субкультуры -- ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры);

2) анархо-нигилистические группы -- отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки);

3) развлекательно-гедонистические -- ориентированы на обеспечение досуга («золотая молодежь», рейверы, сноубордисты, рэпперы);

4) криминальная субкультура -- ориентирована на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды, гопники, люберы).

Молодежные организации можно разбить также на два блока -- формальные и неформальные. К первым относятся молодежные движения и организации, официально зарегистрированные в учреждениях юстиции, и те, которые не зарегистрированы в учреждениях юстиции либо их деятельность запрещена законом.

Критериями вторичной классификации для исследователей служат такие характеристики, как место формирования и степень открытости групп. И. Ю. Сундиев в своем исследовании классифицирует неформальные молодежные объединения по ведущему мотиву их деятельности. Считает, что все НМО являются различными формами социальной, культурной, политической самодеятельности -- «…как способа саморазвития, самоутверждения, самореализации, определяемого спецификой социальных, экономических, психологических и прочих условий...». Автор выделяет разновидности неформальной самодеятельности:

- агрессивную, базирующуюся на резком противопоставлении «мы» -- «они», и воспевающую культ силы. Простота и наглядность самоутверждения в этой форме придают ей особую популярность в среде подростков, особенно со сниженным интеллектуальным и культурным уровнями развития. Психология группы основывается на резком противопоставлении «мы -- они». Для подобных групп характерна жесткая иерархическая структура;

- эпатажная, психологическое содержание которой -- вызов сложившимся нормам, правилам -- чтобы «заметили». Внешний эпатаж -- наиболее доступная форма самоутверждения. Целью эпатажной самодеятельности может быть как подтверждение принадлежности к элитарной группе, так и претензии на образование «новой» элиты. Для современных подростков внешний эпатаж -- часто наиболее доступная (по уровню развития, психологическому складу, социальным возможностям) форма самоутверждения, а также попытка найти адекватную среду общения;

- альтернативная -- характеризуется выработкой отличающихся от общепринятых, рекомендуемых моделей поведения, форм проведения досуга, образа жизни;

- социальная -- нацелена на решение конкретных социальных задач (экологическое движение, этнокультурное движение, движение милосердия);

- политическая -- направлена на изменение политической ситуации в стране в соответствии с идеями группы. Существует классификация субкультур по ведущим ценностям:

1) романтико-эскапистские (хиппи, толкиенисты), направленные на расширение границ повседневного традиционного образа жизни, «бегство» из этого мира;

2) гедонистско-развлекательные (рейверы, рэпперы), направленные на получение удовольствий, поиск развлечений;

3) полуделинквентные (люберы, гопники), стремящиеся к «красивой» жизни с помощью криминальных средств;

4) радикально-деструктивные (анархисты, панки), направленные на переустройство общества, отрицание существующих норм.

Однако наиболее современной и понятной является классификация, разработанная Верной А.:

- Связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс- культура.

- Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы.

- Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит - байкеры, байкеры.

- Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.

- Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры.

- Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.

- Религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.

- Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы.

- Элита: мажоры, рейверы.

- Антикварные субкультуры: битники, роккабильшики.

- Субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки.

- Социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.

Заключение и выводы

В заключении нужно отметить, что молодежь очень часто выстраивает свою социокультурную реальность, приобщаясь к нормам и ценностям определённой субкультуры, принимая её модели поведения, стилистические особенности, ценностные ориентиры, которые впоследствии будут формировать цели, мотивы выбора того или иного жизненного пути, следования тем или иным идеалам.

Наш мир крайне многогранен и не однороден, пусть и сильно схож на «малых» расстояниях. По-моему мнению: каждый человек является носителем своей собственной культуры, которую нельзя однозначно приписать к каким-либо общим пластам, течениям и типам. Внося нового человека в список последователей той или иной субкультуры невозможно обойтись без заметок.

.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: