Законодательство о защите прав потребителей.




 

Закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Значение закона не только в усилении социальных гарантий гражданина: закон объективно повышает ответственность производителей за качество своей работы, что при отсутствии развитой конкуренции способствует повышению качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию страны.

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;

(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

(в ред. Федеральных законов от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ)

существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;

(в ред. Федеральных законов от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги);

импортер - организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

Ст. 4. Качество товара (работы, услуги).

Продавец обязан предоставить потребителю товар, качество которого соответствует договору. Если качество в договоре не оговорено, то он обязан передать товар, пригодный для использования по назначению. Если потребитель уведомил продавца о целях приобретения, товар должен быть пригоден для использования с этими целями. Обязательные требования стандартов не должны нарушаться.

Ст. 5. Права и обязанности изготовителя по установлению срока службы, годности и гарантийного.

На товары длительного пользования могут быть установлены сроки службы, в течение которых за неисправности несет ответственность изготовитель. Если после истечения определенного периода товар может стать опасным, срок службы должен быть установлен обязательно. Перечень таких товаров устанавливается Правительством РФ.

На продукты питания, парфюмерию и косметику, медикаменты, товары бытовой химии и подобные им товары производитель обязан устанавливать срок годности, после окончания которого эти товары считаются непригодными для использования по своему назначению. Продажа товара по его истечении запрещена.

 

Изготовитель либо продавец вправе установить на товар гарантийный срок – период, в течение которого он безвозмездно устраняет недостатки товара. Причем продавец может установить дополнительный гарантийный срок, превышающий тот, что установлен производителем.

Изготовитель и продавец устраняют те недостатки, которые возникли по их вине, но не по вине потребителя.

Ст. 6. Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение срока его службы. Для этой цели он обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставки необходимых запчастей.

Ст. 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги).

Потребитель имеет право получить товар, безопасный при обычных условиях использования, хранения, транспортировки и утилизации. Если для безопасности товара следует соблюдать определенные условия, изготовитель обязан указать эти правила в сопроводительной документации или на этикетке. Не допускается продажа товара без информации об обязательной сертификации. Если установлено, что, несмотря на соблюдение правил, товар может быть опасен, его производство немедленно приостанавливается, а иногда и отзывается у потребителей. Убытки, причиненные в этой связи потребителю, возмещаются изготовителем в полном объеме. Такие товары также изымаются у продавцов.

Ст. 8. Право потребителя на информацию об изготовителе и товаре.

Ст. 9. Информация об изготовителе включает в себя: наименование и местонахождение организации, о государственной регистрации, лицензировании деятельности. Та же информация должна быть и о продавце, предприятии бытового обслуживания и т.д.

Ст. 10. Информация о товаре включает: обозначения обязательных стандартов; сведения об основных потребительских свойствах, а иногда о составе; цену и условия приобретения; гарантийный срок (если есть); правила и условия эффективного использования; срок службы или годности; местонахождение изготовителя; информацию о сертификации; правила продажи.

 

Если товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток, то покупателю должно быть об этом сообщено.

Ст. 11. Режим работы продавца.

Ст. 12. Ответственность за ненадлежащую информацию.

Если товар в результате не способен удовлетворять потребность покупателя, он может вернуть его продавцу. Потребитель может потребовать предоставления ему всей надлежащей информации. Если в результате в товаре возникли недостатки, они расцениваются как недостатки, возникшие по вине продавца. Если в результате был причинен вред потребителю, он может потребовать возмещения вреда себе и своему имуществу.

Ст. 13. Ответственность продавца (изготовителя) за нарушение прав потребителей.

Она оговорена законом или договором. Причиненные потребителю убытки возмещаются в полном объеме, а также выплачивается неустойка (пеня), причем это не освобождает продавца от своих натуральных обязанностей. Продавец освобождается ото всех обязательств, если докажет, что недостатки товара возникли по вине потребителя.

Требования выплаты неустойки и возмещения убытков подлежат удовлетворению в добровольном порядке. В противном случае они могут быть удовлетворены через суд.

Ст. 14. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товаров.

Ст. 15. Компенсация морального вреда.

Она осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Ст. 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя.

 

Если в результате такого договора потребителю был причинен ущерб, то он подлежит возмещению.

Запрещается обусловливать приобретение одних товаров приобретением других.

Продавец не вправе предоставлять покупателю дополнительные платные услуги без согласия покупателя. Если они предоставлены без его ведома, он может их не оплачивать.

Ст. 17. Судебная защита потребителей.

Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, а также некоторые государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины.

История развития института защиты прав потребителей:

15 марта 1962 года в США президент Джон Кеннеди ввел «Билль о правах потребителя». Этот документ установил, что потребительская общественность имеет право на защиту, информацию, выбор и, кроме того, она имеет право на то, чтобы быть выслушанной. Эта дата теперь ежегодно отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей. Джон Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал шесть основных прав потребителя:

Право на информацию.

Право на безопасность.

Право на выбор.

Право быть услышанным.

Право на возмещение ущерба.

Право на потребительское образование.

Постепенно соответствующие законы о защите прав потребителей были приняты в большом количестве стран.

В России, «Защита прав потребителей» — исторически сложившееся понятие, введенное Законом РФ «О защите прав потребителей», который был принятым Верховным Советом РФ 7 февраля 1992 года. Оно должно было указывать на начало перестройки российского общества, ориентацию экономики на нужды потребителя, поскольку все ранее действующее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, представленного преимущественно государственными организациями.

Вывод:

Знание законодательства о защите прав потребителей, умение ориентироваться в потребительских проблемах, обеспечивать качественное предоставление товаров и услуг необходимо не только гражданам-потребителям, но и предпринимателям, менеджерам, руководителям, которые предоставляют населению эти товары и услуги. Знания законодательства о защите прав потребителей необходимы не только самим потребителям, но и производителям товаров и услуг, в первую очередь, менеджерам, администраторам, руководителям всех уровней, предпринимателям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: