Поверхностную обработку можно устраивать:
- методом поливок;
- из готовых смесей.
Поверхностная обработка может быть одиночной или двойной. Общая толщина составляет от 1,0 до 4,0 см.
Поверхностная обработка на покрытиях переходного типа:
- улучшает санитарно-гигиенические условия;
- повышает технико-эксплуатационные качества;
- усиливает конструкцию дорожной одежды.
На облегченных покрытиях:
- усиливает конструкцию дорожной одежды; повышает технико-эксплуатационные качества;
- делает покрытие более водонепроницаемым.
На капитальных покрытиях:
- повышает шероховатость;
- предохраняет покрытие от износа;
- создает водонепроницаемый слой.
Поверхностную обработку устраивают из самых прочных, износостойких, слабо шлифующихся, водо- и морозостойких материалов. Требования к щебню для поверхностных обработок приведены в табл. 8.4.8.
Таблица 8.4.8
Требования к щебню для поверхностных обработок
Категория дороги | Климатические условия | Рекомендуемые марки щебня | |
по прочности | по морозостойкости | ||
I, II | Суровые | F 100 | |
Умиренные | F 50 | ||
Мягкие | F 25 | ||
III | Суровые | 1200...1000 | F 50 |
Умеренные | 1200...1000 | F 25 | |
Мягкие | 1200...1000 | F 15 | |
IV, V | Суровые | 1200...1000 | F 25 |
Умеренные | 1200...1000 | F 25 | |
Мягкие | 1200...1000 | F 15 |
Рекомендуемые вяжущие материалы приведены в табл. 8.4.9.
Таблица 8.4.9
Вяжущие материалы для поверхностных обработок и пропиток
Способ производства работ | Рекомендуемые вяжущие |
Подгрунтовка (обеспыливание) покрытия | МГ 25/40, МГО 25/40, СТ 15/25, СТ 25/40, С-1, С-2. Прямые эмульсии всех видов |
Поверхностная обработка: | |
битумом | БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, СГ 130/200, МГ 130/200, МГО 130/200 |
эмульсией | ВК, СК, ВА-1,СА, пасты |
Рекомендуемые фракции щебня и нормы расходов материалов для поверхностных обработок, устраиваемых методом поливок, приведены в табл. 8.4.10.
Таблица 8.4.10
Расход материалов для поверхностных обработок
Вид обработки | Толщина слоя, см | Фракции щебня, мм | Номер розлива | Расход щебня, м3/100 м2 | Расход битума, л/м2 |
Одиночная | 1,0...1,5 | 10...15 | 1,1...1,4 | 1,0...1,2 | |
1,5...2,0 | 15...20 | 1,3...1,5 | 1,2...1,4 | ||
Двойная | 2,5 | 10...20 | 2,25 | 1,6...1,8 | |
3,0 | 15...25 | 3,0 | 2,1...2,4 | ||
2,5; 3,0 | 5...10 | 1,8 | 1,4...1,6 |
Примечания. 1. Нормы расхода приведены для нефтяных битумов. При применении битумных эмульсий расход в пересчете на битум уменьшается на 30...35 %, при использовании для обработок черного щебня, что всегда предпочтительнее, расход битума уменьшается на 30...40 %, для получения большей шероховатости при интенсивном движении расход битума уменьшают на 40...50 % против норм, приведенных в таблице.
При устройстве поверхностных обработок тщательно очищают обрабатываемую поверхность механическими щетками, выполняют ямочный ремонт и подгрунтовку поверхности. Перечень операций при устройстве поверхностной обработки приведен в табл. 8.4.11.
Таблица 8.4.11
Укрупненная технология устройства поверхностных обработок
Рабочие операции | Применяемые машины | Длина захватки, м |
Очистка обрабатываемой поверхности | Механические щетки | |
Предварительный розлив | Автогудронаторы | |
1-й розлив вяжущего | Автогудронаторы | |
1-я россыпь щебня | Самоходные или навесные распределители щебня | |
Уплотнение (два, три прохода по одному следу) | Пневмокатки или катки с металлическими вальцами | |
2-й розлив вяжущего | Автогудронаторы | |
2-я россыпь щебня | Самоходные или навесные распредели гели щебня | |
Уплотнение (два-три прохода по одному следу) | Пневмокатки или катки с металлическими вальцами | |
3-й розлив вяжущего | Автогудронаторы | |
3-я россыпь щебня | Самоходные или навесные распределители щебня | |
Уплотнение | Катки на пневматических шинах | |
Поправка мелких дефектов формируемой поверхности | Вручную с ручным гудронатором | - |
Так как для поверхностной обработки применяют прочные каменные материалы, то для их уплотнения применяют средние и тяжелые катки, предпочтительно на пневматических шинах.
Для лучшего сцепления следует применять черный щебень, для шероховатости - одноразмерный щебень в одну щебенку с открытием движения не ранее 8 ч по окончании работ. Несвязанный щебень необходимо убрать с покрытия.
Поверхностная обработка должна обеспечить равномерное формирование и плотность поверхности, шероховатость поверхности для улучшения сцепления с ней колес автомобилей, ровность, однородную структуру, отсутствие раковин, шелушения и других дефектов. Хороших результатов при устройстве поверхностной обработки методом поливок можно достигнуть только при выполнении работ в сухую жаркую погоду. Во II дорожно-климатической зоне поверхностные обработки очень неустойчивы, особенно при сильном движении и неблагоприятных погодных условиях. В этом случае необходимо заменить поверхностную обработку укладкой тонких слоев из одномерного горячего черного щебня.
Для обеспечения высокого качества устройства поверхностей обработки следует использовать битумощебнераспределители (табл. 8.4.12), в которых распределительная штанга с соплами для розлива вяжущего максимально приближена к распределительному устройству щебня.
Таблица 8.4.12
Техническая характеристика битумощебнераспределителей
Марка | Базовая машина | Основные параметры | |||
ширина обработки, м | емкость цистерны, м3 | вместимость бункера, м 3 | загрузка щебня | ||
Россия ДС-180 | КамАЗ | 2,5 | 1,0 | 7,0 | Из автомобиля-самосвала сзади |
Россия РД-701 | T -130 K | 3,5 | 6,0 | 6,0 | » |
Германия PZA 14000 | Седельный тягач | 3,0 | 14,0 | 7,0 | » |
Франция Chp -40 | " | 3,6 | 6,0 | 12,0 | Самозагрузка грейфером |
Швеция НГ-27 | Автосамосвал | 2,7 | 1,1...1,2 | 6...8 | Погрузчиком |
Другим наиболее современным способом устройства поверхностной обработки является способ с использованием литой эмульсионно-минеральной смеси. Сущность данного способа заключается в нанесении на очищенную и увлажненную поверхность покрытия эмульсионно-минеральной смеси в состав которой входят:
- щебень фракции 5...10 мм;
- песок дробленый или смесь природного с дробленым;
- битумная эмульсия и вода;
- специальные добавки (стабилизатор времени распада эмульсии и цемента).
При использовании смесей следует использовать отсевы дробления щебня кубовидной формы из трудношлифуемых изверженных и метаморфических горных пород и дробленые пески.
Минеральный материал, используемый для приготовления литых эмульсионно-минеральных смесей, по физико-механическим свойствам должен удовлетворять следующим требованиям:
- содержание пылеватых и глинистых частиц, не более, %................0,5
- марка каменного материала по дробимости, не менее......................1000
- марка по истираемости..........................................................................И1
- марка по морозостойкости................................................................... F50
Ориентировочный состав катионной битумной эмульсии:
- битум нефтяной дорожный, не менее, %..................60
- эмульгатор типа «Redicote», %,.................................0,8...2,0
- стабилизатор CaCl2, не более, %...............................0,4
- кислота HCl, % (до рН 2...5)......................................2...5
- латекс, не менее, %.....................................................3,0
Для регулирования времени распада эмульсии и консистенции смеси применяют портландцемент (ГОСТ 10178-85) или молотую гашеную известь (ГОСТ 9179-77).
При использовании катионных эмульсий используется их свойство самопроизвольно распадаться при соприкосновении с поверхностью каменного материала и благодаря одновременной абсорбции эмульгатора, вытеснять воду с этой поверхности. Вследствие распада эмульсии происходит быстрый (в течение часа) переход от жидкого состояния к образованию твердого слоя. Естественное уплотнение без использования уплотняющих средств происходит за счет отделения воды и уменьшения объема вяжущего. При этом происходит образование шероховатости зернами минерального материала, выступающими над поверхностью слоя. Коэффициент сцепления при добавках дробленого песка достигает 0,60...0,65
Классификация эмульсионно-минеральных смесей и зерновые составы приведена в табл.8.4.13.
Таблица 8.4.13
Классификация эмульсионно-минеральных смесей
Тип смеси | Количество частиц, % по массе, мельче данного размера, мм | |||||||
2,5 | 1,25 | 0,63 | 0,315 | 0,14 | 0,071 | |||
I | 90...100 | 65...90 | 40...65 | 25...42 | 15...30 | 10...20 | ||
II | 90...100 | 65...90 | 45...70 | 30...50 | 18...30 | 10...21 | 5...1 5 | |
III | 70...90 | 45...70 | 28...50 | 19...34 | 12...25 | 7...18 | 5...15 |
I и II типы используют для мест парковки и внутриквартальных проездов; III - для автомагистралей.
Смесь приготовляют в лопастной мешалке, установленной на автомобиле, и сразу после ее приготовления распределяют на поверхности покрытия слоем толщиной 5...10 мм. Смесь быстро затвердевает и не требует уплотнения катками.
Машина для приготовления и распределения эмульсионно-минеральной смеси представляет из себя навесное оборудование на автомобильном шасси и включает бункеры для щебня, цемента, емкости (баки) для битумной эмульсии и воды, системы дозирующих всех составляющих эмульсионно-минеральной смеси, мешалки для приготовления смеси и навесного (в транспортном положении) и протягиваемого по покрытию бездонного бункера для распределения готовой смеси.
Смесители укладчики эмульсионно-минеральной смеси разделяют на цикличного действия, которые доставляют к месту укладки порцию всех составляющих и выработав возвращаются за новой порцией, и непрерывного действия, когда на дорогу доставляют компоненты другим видом транспорта. Производительность машин цикличного действия от 60 до 150 т/ч, непрерывного - от 150 до 240 т/ч.
Причины появления и способы устранения недостатков, возникающих при устройстве поверхностных обработок приведены в табл. 8.4.14.
Таблица 8.4.14
Недостатки при устройстве поверхностных обработок
Недостатки | Возможные причины | Способы предотвращения или устранения |
Поверхностная обработка отстает от основания и даже уносится колесами Щебень при движении сбрасывается на обочины из-за отсутствия сцепления с вяжущим | Загрязненная поверхность основания, розлив битума низкой температуры. Влажная поверхность. Движение открыто рано, вяжущее не затвердело. Щебень покрыт пылью. С россыпью запоздали - битум загустел | Удалим, на дефектных местах поверхностную обработку и тщательно восстановить с применением ручного гудронатора. Исправить нельзя. В дальнейшем следует применять черный щебень и открывать движение на следующий день. Начинать розлив, имея в запасе в распределителях достаточно щебня |
Поверхность покрытия затягивается битумом и теряет шероховатость | Избыточное количество битума | Можно исправить дополнительной россыпью черного щебня при высокой температуре воздуха. |
На поверхности образуются жирные пятна в отдельных местах | Подтек вяжущего из гудронатора | При небольших площадях битум счищают горячими лопатами с последующей засыпкой дефектных участков одномерным щебнем. Под распределитель гудронатора на стоянках обязательно подкладывают металлический поддон |
Щебень раздавливается при укатке | Избыток щебня. Допущено применение щебня слабых пород | Убрать лишний щебень до укатки. Исправить нельзя. Полностью переделать участок с использованием щебня требуемых марок |
Щебень сбрасывается с проезжей части продольными полосами | При розливе отдельные сопла распределителя не работали | Перед каждым розливом очищать все сопла распределителя. Пропуски заделать ручным распределителем |
Технология приготовления и распределения литых эмульсионно-минеральных смесей принципиально одинакова при использовании машин различных фирм-изготовителей (рис. 8.4.1).
Рис. 8.4.1. Передвижная установка для приготовления и распределения литых эмульсионно-минеральных смесей:
1 - резервуар для воды; 2 - бункеры для минеральных материалов; 3 - бункер для цемента; 4 - объемный дозатор присадок; 5 - система подачи воды и присадок; 6 - система подачи эмульсии; 7- смесительное отделение; 8 - распределительная рампа; 9 - конвейер для подачи минеральных материалов; 10 - резервуар для присадок; 11 - резервуар для эмульсии