Вольный стих, верлибр, белый стих




 

Для начала давайте традиционно ответим на один вопрос: чем речь стихотворная отличается от прозаической? - Большинство источников сходятся на том, что стихотворная - речь мерная, обладающая особой ритмической организацией, позволяющей отличить ее от любой другой. Как видим, о рифме как обязательном элементе здесь ничего не сказано. Именно поэтому мы находим множество примеров стихов, казалось бы, не совсем отвечающих тем системам и правилам, которые рассматривались ранее. Вот о них-то и будет наш разговор.

При всей своей гибкости стихотворные размеры не всегда могут удовлетворять автора, который пытается передать какие-то конкретные особенности простой разговорной речи - его сковывает необходимость чередовать ударные и безударные слоги, выдерживать количество стоп. Но вероятно, надо было сказать "сковывала", ибо мы имеем такое явление как - вольный стих. Особенность такого стиха - строфы как таковые могут отсутствовать, все строки состоят из произвольного количества стоп. Рассмотрим пример:

Позвольте... видите ль... сначала

Цветистый луг; и я искала

Траву

Какую-то, не вспомню наяву.

В этом примере первые две строки - четырех-, третья - одностопная, а в последней стоп уже пять. Именно такая структура помогла автору выразить: 1,2 - раздумье, 3 - припоминание, 4 - пояснение. И это все в четырех строках и, заметьте, с соблюдением рифмы. Рифма, кстати, обязательна в вольном стихе (знать не так уж он и волен:). И в восприятии такой стих, по-моему, выигрывает, если сравнивать с обычным. Еще очень хочется дать какой-нибудь примерчик - пусть это будет Борис Заходер, отрывок из "Песни игрушек" ("Веселые картинки", N5 1986):


Дети любят игрушки.

Так все говорят!

Ну а разве игрушки

Не любят ребят?

Очень любят!

Души в них не чают!

Жаль,

Что это НЕ ВСЕ замечают!..

Интересно, не правда ли? Также очень часто вольный стих встречается в баснях ("Вороне как-то Бог послал кусочек сыра и т.д."), и существует его разновидность - стих смешанный, который отличается тем, что у него чередуются строки различных размеров:

 

Давно в любви отрады мало:

Без отзыва вздохи, без радости слезы;

Что было сладко - горько стало,

Осыпались розы, рассеялись грезы...

В этом примере ямбические четырехстопные строки чередуются с четырехстопными же амфибрахическими. И так как один размер двусложный, а второй - трехсложный - общее количество стоп разнится.

Когда вольных стихов уже не было достаточно, чтобы мастер мог полностью выразить себя в слове, оказалось, что есть еще незадействованные степени свободы - ведь можно же было полностью порвать со всеми правилами традиционных систем стихосложения. И стих вырвался на свободу - он отринул от себя размер, упорядоченные паузы, рифму, отказался от деления на строфы - стал поистине свободным (фр. vers libre) - верлибром.

В таком стихе ритм (который создается повторением каких-либо однородных элементов) иногда очень трудно уловим. Единственным ритмообразующим элементом является членение речи на строки и разделяющие их межстрочные паузы. Эти стихи записаны графически как стихи, что позволяет делать межстиховые паузы. Чередование строк различной длины, отсутствие рифмы, малая упорядоченность ударений и междуударных интервалов отличают свободный стих от строгих стихотворных форм.

 

* * *

Приснился мне город, который нельзя одолеть, хотя бы

напали на него все страны вселенной,

Мне мнилось, что это был город Друзей, какого еще никогда

не бывало.

И превыше всего в этом городе крепкая ценилась любовь,

И каждый час она сказывалась в каждом поступке жителей

этого города.

В каждом их слове и взгляде.

(Уолт Уитмен, перевод К. Чуковского)

Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.
Она немедленно уронила на пол
Толстый том художественного журнала,
И сейчас же стало казаться,
Что в моей большой комнате
Очень мало места.
(Александр Блок)

Осень

Эта ночь уже уходила

в обнимку с дождем,

насвистывая незатейливый

мотивчик…

Рассвет бежал за ними следом,

раскрыв зонтик

над головой,

и время от времени стряхивал

бусины влаги

с плаща.

Ветер еще спал на крыше моего дома,

что-то бормоча во сне:

ему снилось,

как он ссыпает в свои сундуки

золотые монеты

осенней

листвы.

(Анна Вислоух)

Еще одной разновидностью стиха, отошедшей (хоть и в меньшей степени) от канонов стихосложения стал белый стих. На слух он более приятен, чем верлибр, ибо отброшена в нем сущая мелочь - рифма. Метрическая организация осталась неизменной - при прочтении одноразмерных стихов с рифмой и без, дискомфорта от перехода не ощущается. Белым стихом написаны многие сказания и авторские под них стилизации.

В еврейской хижине лампада
В одном углу бледна горит,
Перед лампадою старик
Читает библию. Седые
На книгу падают власы...
(А. Пушкин)

 

***
Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.
И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом...
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!
У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.
Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.
(А. Ахматова)

***

Я схожу с автобуса и вижу:

бабушка стоит за поворотом

и глядит она из-под ладони,

как бегу я к ней. А я не знаю,

плакать мне сейчас или смеяться…

Я обнять ее хочу… но только

хрупкая фигурка словно тает…

Я кричу – вернись, ведь ты живая,

я тебя сейчас так ясно вижу!

И тебя, и твою хатку билу,

и рожевы мальвы по-над тыном,

и в веселых маках занавески,

и гойдалки старые на ветке…

И беленой печки теплый бок,

и нарядную твою цветную хустку,

и божницу всю в квитах бумажных…

Но она уже не отвечает…

Только остов от хатынки старой -

это все, что от судьбы осталось.

Я бросаю в топку горстку праха,

в топку моей памяти. И вижу:

я схожу с автобуса…

(Анна Вислоух)

А под занавес рассмотрим промежуточную художественную форму между свободным стихом и прозой - стихи в прозе. Вернее, это произведение поэтическое по содержанию и прозаическое по форме. (В начале 20 века его однозначно относили в поэзии). Как правило в стихах в прозе есть размер. Сейчас такие стихи несколько подзабылись, а ведь еще М.Ю. Лермонтов вот как писал:

"Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!.."

 

Вольный стих – рифмованный силлабо-тонический стих со значительным и неурегулированным перепадом стопности, употреблявшийся в русской поэзии со второй половины XVIII века до середины XX века, преимущественно в стихотворной драматургии и басенном жанре. Как правило, под вольным стихом понимался вольный ямб. Характерной (но не обязательной) приметой вольного стиха была особая стихотворная графика, подчёркивавшая различную длину строк различным их отступом от левого края.
Кто лгать привык, тот лжет в безделице и деле,

И лжет, душа покуда в теле.

Ложь – рай его, блаженство, свет:

Без лжи лгуну и жизни нет.

Я сам лжеца такого

Знал,

Который никогда не выговорит слова,

Чтобы при том он не солгал.

(Иван Хемницер)

Вольный стих не следует смешивать ни со свободным стихом (с которым он не имеет ничего общего, кроме сходства названия), ни с раёшным стихом (также рифмованным, но не имеющим отчётливой силлабо-тонической структуры), ни с акцентным стихом (в частности, у В. Маяковского), проявляющим определённые признаки урегулированности, но скорее тонической, чем силлабо-тонической, ни, наконец, с русским логаэдом, у которого метрическая схема строки носит постоянный характер.

Но это уже другая история 😊))))



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: