Хороводы Орловской области.




(часть 3)

 

Истинная красота танца зависит не от количества движений и степени их сложности, а от глубины и правдивости чувств и мыслей, выраженных по­нятным, убедительным, естественным танцевальным языком, независимо от того, сложен он или прост.

Если говорить о манере и особенностях исполнения танцев Орловщи­ны, то здесь, как, наверное, и, в других областях, наряду с самобытностью большое влияние оказывает танцевальная культура соседних областей. На­пример, в районах Шаблыкинском и Дмитровском граничащих с Брянской областью, встречаются танцы, где активно работают плечи. В районах Болховском и Знаменском граничащих с Калужской областью в танцах испол­няемых женщинами можно увидеть покачивание бедрами. В танцах, испол­няемых в районах Троснянском, Малоархангельском, Колпнянском находя­щих по соседству с Курской областью активно работают руки, а ноги выби­вают самые различные ритмы и т.д. Танцы, бытующие на Орловщине имеют большое разнообразие по композиционному построению - линейные, круго­вые, орнаментальные и игровые. Основным сопровождением их являются песни, но были и такие, которые исполнялись только под музыкальное сопро­вождение. Но основное формирование танцевальной культуры Орловской об­ласти происходило под воздействием праздников, проводимых в разное время года с их обычаями, обрядами, играми, песнями, танцами. В результате чего получили наибольшее распространение три вида танцевальной культуры - пляски, хороводы и в более поздний период - бытовые танцы.

Хороводы (ю.-рус. карагоды) и хороводные песни, отделившись от обрядов, во многом сохранили тематику, поэтические образы, форму старинных игр, их мелодику, лад, склад стиха и строчную структуру. Хороводы стали излюбленным видом народных развлечений с конца XVII века, особенно среди молодёжи.

Хоровод и его южнорусский аналог карагод — это одновременно танец, песня и игра. Исполняются чаще по кругу, взявшись за руки, обычно сопровождаются песней, иногда в виде диалога участников. Хороводы бывают женские и смешанные. В каждом регионе России существуют свои особенности исполнения хороводов — в движениях и переходах. Танцевальные рисунки, фигуры могут быть как женскими и мужскими, так и совместными. Часто в хороводной песне есть действие. Участники хоровода стараются инсценировать содержание песни. В хороводе всегда проявляется чувство единения, товарищества. Его участники, как правило, держатся за руки, иногда — за один палец (мизинец), часто за платок, шаль, пояс, венок.

Хороводы бывают: орнаментальными (плясовыми); игровыми. Иногда выделяют, как особую группу хороводов, пляски по кругу.
Орнаментальные (плясовые) хороводы:

В орнаментальных хороводах тексты песен, исполняемые во время танца, не содержат конкретного действия, ярко выраженного сюжета, участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры-орнаменты. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связаны с образами русской природы, коллективным трудом, бытом и может быть лирическое, эпическое, драматическое или шуточное. Особо стоят песни, отражающие трудовые процессы: сеяние проса, уборку льна, плетение плетня, изготовление полотна и пр. Песню поют все участники хоровода. Запевала только начинает, задавая тон и устанавливая темп. Участники подхватывают и продолжают петь до конца. Исполнение каждого орнаментального хоровода отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего состоит из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.

Игровые хороводы:

В песнях игровых хороводов есть действующие лица, игровой сюжет. Содержание песни разыгрывается в лицах, и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов играют различные образы, характеры героев. Темы таких хороводов отражают жизнь и быт народа: трудовые процессы, любовная и сказочная темы и т. д. В отличие от орнаментальных хороводов, в них рисунок проще, нет такого разнообразия танцевальных фигур. С точки зрения композиции эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами.

1. «Парочка» (1 вариант)

Это наборно-разборный хоровод, во время которого одна из девушек выбирают себе пару, идя по кругу, в котором стоят юноши и девушки. При этом они поют песню:

«Выходили, красны девицы,

У ворот гулять на улицу

Кому песнь поем

Тому честь воздаем…»

После этих слов девушка, идущая по кругу, подходит к парню, который ей приглянулся, делает перед ним поклон головой, кладет ему платок на пле­чо, и они парой движутся по кругу. Затем, то же самое, проделывает вторая девушка. И так длится, пока каждая девушка не выберет себе партнера. Как только набралось определенное количество пар, начинается общий хоровод, который заводит первая девушка. Все берутся за руки и исполняют различные фигуры, на которые заведет первая девушка.

Перед тем, как закончить хоровод, юноша кладет своей партнерше пла­ток на плечо, выводит ее на круг, кланяются друг другу - благодарят за хоро­вод. После чего они подходят к следующей паре, передают ей платок и поки­дают хоровод. Вторая пара проделывает то же самое что и первая. Так длится до тех пор, пока хоровод не, разойдется.

 

 

2. «Парочка» (2 вариант)

 

Этот хоровод более подвижный и сопровождается он песней:

«Воробушек молоденький

Не твоя ль жена

Не жнет, не прядет

Сама идет »

Перед началом хоровода все образуют круг в центр, которого выходит одна из девушек. В руках у нее платок. Пройдя по кругу, девушка подходит к юноше, который ей понравился, перед ним вверх подбрасывает платок, а сама продолжает идти по кругу. Юноша ловит платок, идет за девушкой и одно­временно выбирает другую девушку, перед которой бросает платок вверх. Та его ловит, а юноша продолжает идти за девушкой, которая его выбрала. Так длится, пока все не окажутся парами. После этого начинается хоровод, который исполняется, так же как и первый вариант парами.

Все, взявшись за руки в парах, идут по кругу (рис 1). В любой момент, но обязательно в конце музыкальной фразы, тот, у кого остается платок в ру­ках, делает им взмах (это знак для смены фигуры). Новая фигура состоит из двух кругов. Девушки в центре - «звездочка», юноши - навстречу девушкам (рис 2). Положение рук самое различное. Снова взмах платком и все становят­ся в общий круг парами, но обязательно со своей партнершей и идут по кругу (рис 1). Снова взмах платком и все становятся в общий круг (рис. 3). Так мо­жет длиться до бесконечности - на сколько, хватит фантазии у водящего хо­ровод.

Как только хоровод заканчивается, юноша у которого остался платок, поворачивается к своей сзади идущей партнерше, кладет ей на плечо платок и оба выходят на центр круга. (При этом все продолжают двигаться по кругу). Вышедшие на центр круга делают поклон друг другу и выходят из хоровода, одновременно подбрасывая платок вверх. Юноши, стоящие в кругу, должны его поймать. Тот, кто поймал платок, поворачивается к сзади идущей парт­нерше и проделывает то же самое что и первая пара. Так длится до последней пары. А самый последний юноша кладет спокойно платок своей партнерше на плечо, делает поклон, она отвечает тем же. Оба расходятся на свои места. Хоровод заканчивается.

 

 

 


 

 

 

А мы сеяли ленок»

Этот хоровод относится к разряду «разговорных». В нем участвует любое количество девушек, которые встают по кругу в затылок друг другу, берут впереди идущих за пояс юбки одной рукой, второй взмахивают, изо­бражая процесс сеяния. В кругу стоит юноша. Начинается песня, и девушки движутся по кругу, навстречу идущему по кругу юноше:

«А мы сеяли, сеяли ленок

Разудалый ленок, спеленький

А ты выдайся, выдайся ленок

Ленок спелый, ленок беленький.

Ты приди ко мне мой миленький

Постучи ко мне в окошко.

(В это время юноша ударяет в ладоши).

А я выйду на крылечко

В круг к юноше выходит одна из девушек, парень берет ее за руку, об­нимает, ведет по кругу и поет:

«Ленок вырастит, и в осень

Мы своих родных попросим

Чтоб заслали бы сватов

Чтобы был весь мир готов.

При этом все остальные девушки стоят на месте и держат друг друга за талию, а после окончания песни каждая девушка из круга дарит «невесте» ленту. Так заканчивается хоровод.


 

4 «Зарница»

 

Юноши и девушки становятся в круг (лицом к центру круга). Одна из девушек ходит вне круга с платочком. В это время все играющие поют:

«Заря, зорюшка, зарница,

Заря красная девица,

Ой, калина, - ой, малина.

Тот, кто зореньку проспит,

Ему зорька не простит».

Девушка, идя по кругу, роняет платок перед понравившимся ей юно­шей, который должен быстро поднять платок и догнать девушку. Если он до­гонял ее, то все играющие заставляли их петь, танцевать в кругу. После того, как солисты «отработали» в круге, могут встать в круг, а могут выйти из хо­ровода. Если не догонял ее до того, как она встала на его место, он сам начи­нает ходить с платком вне круга. Теперь тоже самое что и первая девушка хо­дившая вне круга, повторяет юноша.

5 «Венок»

 

Венок считается неизменным вестником брачного обета. И поэтому вкладывался особый смысл в песню, которая исполняется в момент, когда де­вушки, как основные действующие лица, бросали венки в воду. Они идут в лес, плетут венки из веток березы или полевых цветов, надевают их на голо­ву, приходят на берег реки и начинают водить хороводы. Затем бросают вен­ки в воду и продолжают водить хороводы по берегу вдоль по течению реки, наблюдая за своим венком, под песню:

«Ты плыви мой венок

Ты плыви по речке

К милому крылечку»

Это своего рода обрядовый хоровод. Если венок тонул, то хозяйку это­го венка в этом году ожидает несчастье, а если поплыл дальше, то наоборот - счастье.

Иногда, когда девушки бросили венки в реку, молодые люди бросают­ся в, плавь за венками, возвращают их девушкам, хозяйкам венков за что по­лучают поцелуи.

 

 

Заплетись плетень».

 

В данном хороводе могут участвовать как женщины, так и мужчины в неограниченном количестве. Смысл этого хоровода заключается в сложности изобретаемых рисунков двумя ведущими данный хоровод, которые, как пра­вило, стоят первыми в своей цепи, за ними взявшись за руки, стоят все ос­тальные. В центре каждой из этих цепей, стоит пара из числа тех, кто хорошо умеет петь. Взявшись за руки, они изображают воротца. В эти воротца прохо­дят цепочки, которые затем «закручиваются», «завиваются» во все возмож­ные рисунки. Смену каждого рисунка обозначают ведущие взмахом платка. Центральная пара в это время поет песню:

«Заплетися плетень, заплетися,

Завернися труба золотая.

Расплетися плетень, расплетися,

Развернися труба золотая....»

Так она сопровождает все рисунки хоровода, которые могут быть са­мые различные: круги, улитки, змейки и т. д. Основным движением хоровода является простой шаг. Характер хоровода жизнерадостный, носит некоторые черты соревнования.


7 «Алые цветочки»

Этот хоровод водят только девушки. Он лиричен, движения плавные. Сопровождается песней:

«Вы сады, мои садочки

В саду алые цветочки

Девка посаду гуляла

Цветы алые рвала,

(Каждая из девушек изображает, что рвет цветы, при этом, не выходя из общего хоровода).

Во шелков платок клала.

Она села, посидела

Развязала, поглядела:

Не завял ли мой цветочек

Не забыл ли мой дружочек»

Рисунки данного хоровода не отличались большим разнообразием. Это круг в самых разных вариантах, а также встречаются змейки.


 

8 «Ой, лели, ми»

Название хоровод получил от характерного припева песни, под кото­рую он исполняется «ой, лели, ми».

Группа людей, взявшись не за руки, а за концы платков, начинают «змейкой» двигаться не спеша. Пройдя некоторое расстояние, участники вы­страиваются в широкий круг, разъединив руки, запевают более веселую и бы­струю песню, под которую, притопывая и прихлопывая в ладоши в опреде­ленном ритме так, что акцент приходился на начало и конец такта. В то же время в центр круга выходили четыре девушки, которые, как говорят очевид­цы: «не плясали, а исполняли прыжки до упаду». Как только участники хоро­вода замечали, что к ним приближается новая группа, они туг же вновь бра­лись за концы платков, запевая «ой, лели, ми». Пришедшие на их место и уже в новом варианте повторяли предшественников.

Кроме вышеописанных хороводов не меньшим успехом в народе пользовались хороводные игры:

 

9 «Золотое кольцо»

 

Перед началом игры юноши и девушки образуют круг, встав лицом из круга. Один из юношей (хозяин) идет вдоль движущего круга и отдает кому - то кольцо. «Соседка» - водящая, которая не видела, кому было отдано коль­цо, должна его найти. Все присутствующие при этом поют:

«Я по терему хожу

Я золот перстень хороню

Я по красным девушкам

По молодым молодушкам.

Гадай, гадай девка

С какой руки перстень.

Тебе не угадать, а мне не сказать».

Если «соседка» - водящая угадала, то целует того, у кого было кольцо становится «хозяином», а тот, у кого было кольцо становится «соседом».

10 «Голубой цвет»

Все становятся по кругу, на середину которого выходит одна из деву­шек. У нее в руках цветок или носовой платок заменяющий цветок. Круг на­чинает двигаться, а девушка идет навстречу движущемуся кругу. При этом девушка вместе со всеми поет:

«Со цветком я иду, с голубым я иду

Я не знаю, кому цвет положить,

Я не знаю голубой положить.

Положу я цвет, положу голубой

Уж я молодцу на правое плечо

А со правого на левое плечо

Уж я милому на левое плечо».

Девушка, выбрав юношу, подходит к нему, целует, отдает цветок, ста­новится в общий круг, а юноша с цветком выходит на середину круга, и вся хороводная игра начинается сначала.

 

 

11 «Борис»

Перед началом хоровода все участники образуют круг, а в центр вхо­дит один из юношей, который движется навстречу идущему хороводу под песню «Ходит Борис» и выбирает себе девушку из общего хоровода:

«Ходит Борис, гуляет Борис

По хороводу, по девичьему

И ищет Борис себе невесту

Себе хорошу, себе пригожу.

Со личика беленову, со очей веленову

Сыскал Борис себе невесту,

Себе хозяйку, себе пригожу...»

На последних словах песни он выводит ее в центр круга, кланяется, це­лует ее, и оба выбирают из круга нового юношу, который будет ходить по кругу, делают перед ним поклон. Он отвечает тем же и выходит в круг, а они занимают его место в общем хороводе.

12 «Яша»

 

Перед началом хоровода все участники становятся в общий круг, куда входит один из юношей и садится. Хоровод начинает двигаться под песню:

«Сидит, сидит Яша

В ореховой чаще

Грызет, грызет Яша

Ореховые ядра

(Яшка изображает, что грызет орехи)

Яша, ты мой Яша

Думаешь жениться

Выбирай невесту

Из любых любую

(Встает и подходит к понравившейся ему девушке)

Выберу невесту и то молодую

Приведу в орешник

И там ее целую.

Хоровод останавливается. Юноша выводит девушку в центр, целует ее и занимает место в общем хороводе, а девушка его место в центре круга.

13 «Заинька»

 

Перед началом все встают в общий хороводный круг, куда на центр выходит одна из девушек, которая иллюстрирует содержание песни, под, ко­торую двигаясь по кругу, поют участники хоровода:

«Заинька, повернись

Серая, повернись.

Заинька, топни ножкой,

Серая, топни ножкой.

Заинька, порви цветы,

Серая, порви цветы.

Заинька, завей венок

Серая, завей венок.

Заинька, на голову,

Серая, на голову.

Заинька, отдай венок

Серая, поцелуй кого»

Она выбирает из присутствующих юношей наиболее понравившегося, выводит его на центр, целует и занимает место в общем хороводе, а в центре остается юноша, которого только что целовала девушка.

 


 

14 «На калиновом мосту»

 

Перед началом хоровода все участвующие образуют круг, в центре ко­торого садится на стул парень (девушка). Хоровод под любую медленную ме­лодию, которую играет гармонист, начинает двигаться, а сидящий (сидящая) в центре произносят:

«Я сижу один (одна), пылаю

На калиновом мосту

Люблю девицу (молодца), страдаю

Все я думаю о ней (нем).

Кто меня любит, тот и выкупит,

Кто поцелует, тот и выручит.

Из общего хоровода выходит девушка (юноша) и «выручает» (целует) сидящего на стуле. Теперь на стул садится тот, кто выручал и т. д.

15 «Крестовый (кривой) хоровод»

 

Свое название получил от композиционного построения. В нем участ­вуют все желающие, которые взявшись за руки, движутся вокруг сидящих или стоящих по восьми точкам детей. В этом его оригинальность (см. рис.).

 

 

 

Селезень»

 

Этот хоровод состоит из двух частей. Первая часть, неигровая, быстрая - исполняется под песню «По садику трава», где участники не берутся за ру­ки, переменным шагом и приплясывая в быстром темпе движутся по кругу.

Во второй игровой части - под песню «Селезень утку ловит», берутся за руки, иногда за концы носовых платков и продолжают движение по кругу.

В круг выходят двое: девушка, изображающая «утку», и парень, изображаю­щий «селезня». Парень ухаживает за девушкой, заигрывает с ней, исполняя различные коленца. Девушка отвечает взаимностью и изредка исполняет пе­ред ним несложные движения. На словах «селезень утку ловит, молодой утку ловит» круг останавливается, и парень начинает ловить девушку. Она пробе­гает под руками хоровода, который ее пропускает, а юношу- «селезня» оста­навливает и длится это до тех пор, пока юноша не поймает девушку. Как только поймает, они выходят в круг и целуются. После чего могут выйти из хоровода или занять место в кругу, а на их место выходит другая пара, кото­рая проделывает тоже самое.

 

17 «Зарница»

 

Юноши и девушки становятся в круг лицом. Одна из девушек с плат­ком в руке ходит навстречу вне движущегося круга под песню:

«Заря, зорюшка, зарница,

Заря красная девица,

Ой, калина, ой, малина.

Тот, кто зореньку проспит,

Ему зорька не простит».

Как только песня заканчивалась хоровод останавливается, а девушка, идущая вне круга, роняет платок за любым играющим юношей. Он должен быстро поднять платок и догнать девушку. Если он догоняет ее, то они захо­дят в круг и под любую плясовую мелодию исполняют пляску - импровиза­цию. Затем целуются, и девушка занимает место в хороводном кругу, а юно­ша выходит за круг и хоровод начинается сначала. Если юноша не догонял девушку до того места, где он стоял, сам начинает ходить с платком вне кру­га.

 

18 «Ковыль, ковыль, ковылечек»

 

Это плясовой хоровод, в котором исполнители встают в круг и на на­чало песни, стоя на месте, сильно притопывают и хлопают в ладоши, акцен­тируя на начало и конец такта исполняемой песне. В центр с разных сторон, приплясывая, входят четыре девушки. На припев начинается общее движение круга с приплясом вокруг этих четырех в центре девушек. На новый куплет с разных сторон выходят четыре юноши и каждая девушка, возвращаясь на свое место в общий круг, встретившись с выходящими на круг юношами, ис­полняют с ними увлеченно и темпераментно импровизационный танец друг перед другом или движутся по маленькому кругу, в середине основного большого круга. При этом непрерывно притопывают, поднимают и опускают руки, а голова в зависимости от темперамента исполнителя то поднимается, то опускается с небольшим потряхиванием. Иногда парни добавляют к при­топам более сложные движения: подбивки, присядки, различные хлопушки и т. д. У девушек более активно работают руки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: