Тема: «Образование в России в 21 веке. Проблемы и перспективы».




Эссе по обществознанию.

 

«Моё самое сильное оружие — это мой мозг!»

Ник. Горькавый «Астровитянка»

 

Для начала, чтобы разобраться в проблеме эссе, нужно составить некую платформу из общей информации, от которой впоследствии я буду отталкиваться. Итак, что же такое образование в Российской Федерации по определению?

«Образование в Российской Федерации — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов...», - скандирует пресвятая Википедия.

Образование в РФ делится на несколько уровней, и, если посчитать, длится в среднем 22 года (начиная с детского сада и, смотря кто-где закончит, заканчивая техникумом или ВУЗом). Только в школе мы учимся 9-11 лет. «Нехилый» такой срок! Кажется, что за такое количество времени можно обучить всему на свете, но нет, если поспрашивать людей вокруг, посмотреть опросы в интернете, то практически все говорят, что им не нравится нынешняя система образования, что школа не дает практических знаний, которые можно было бы применить на практике, и, вообще, в школе скучно и нечего делать. Среди этих же опросов можно увидеть и такое: «Какое образование лучше: современное или в СССР?». И тут поколение постарше разминает руки и строчит в комментариях пресловутое «Раньше было лучше!!!». По данным ЮНЕСКО на 2016 год (индексация уровня образования проводилась в рамках Программы развития ООН (ПРООН). Показатель рассчитывался как индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих образование.) Россия находится на 34 месте в мире по уровню образования. В 1990 Россия занимала 3 место в мире. Чем же отличается образование сейчас и тогда? Далеко ходить не надо, обратимся всё к той же любимой Википедии:

«Система народного образования в СССР — система образования, существовавшая в Советском Союзе. Образование в Советском Союзе было тесно связано с воспитанием и формированием качеств личности. Советская школа была призвана не только решать общеобразовательные задачи, обучая учащихся знанием законов развития природы, общества и мышления, трудовыми навыками и умениями, но и формировать на этой основе коммунистические взгляды и убеждения учащихся, воспитывать учащихся в духе высокой нравственности, советского патриотизма и пролетарского интернационализма...»

Если отталкиваться только от определений, то мы можем выделить, что советское образование отличалось сильной пропагандой идеологии. Мои родители учились в школе в 70х годах прошлого столетия, и действительно они знают историю ХХ века (историю становления и развития СССР) намного лучше, чем я сейчас. Кроме того, в то время работало большое количество различных кружков и секции внешкольного образования (например, дома/дворцы пионеров, детские центры и тд...) и большинство этих учреждений было абсолютно бесплатными. В противовес этому могу поставить лишь то, что мы имеем доступ к огромной базе всё тех же секций правда теперь уже не бесплатно, но, кроме того, благодаря интернету, у нас появилась возможность заниматься на онлайн-курсах, которые позволяют обучаться прямо из дома, как говорится: было бы желание. В принципе, я не могу больше представить никаких разительных отличий именно самого образования тогда и сейчас. Материал, проходимый в школе, не особо изменился. Почему же тогда уровень образования упал? Можно выделить несколько аспектов.

Во-первых, школьники «тогда» и школьники «сейчас» сильно различаются. У нас разные приоритеты и желания. В эпоху гаджетов и доступа к огромному количеству информации мы стали ленивыми. Мы бесполезно тратим наше время, листая ленту или смотря сериалы. Раньше же дети не были оснащены «электронными благами общества», и им приходилось развлекать себя иначе. Например, читать книги, ходить все в те же секции/кружки. Соответственно, иначе развиваться.

Во-вторых, изменилось отношение детей и родителей к учителям, а также отношение учителей к работе. Раньше учитель был чуть ли не культом. Учителей уважали и почитали. Конечно, были отдельные исключения, как же без них, но в общем и целом ситуация была благоприятной. Люди шли работать учителями, потому что быть учителем значило нести свет науки в массы, это было почетно. Сейчас же мы наблюдаем, сильную нехватку кадров в школе. Часто учителя ведут предметы не своей специализации. Кроме того, в школах очень мало молодых специалистов. Ведь зарплата учителя весьма скромная, а ответственность за детей — большая. Чего только стоит отношение современных учеников к школе: «Это место, где меня ДОЛЖНЫнаучить...». Нет, это место, где ты САМ ДОЛЖЕН учиться, впитывать новое и разбираться в непонятном. Современные родители часто перекладывают на школу и на учителей, в частности, ответственность за воспитание ребенка, но ведь учитель — это не воспитатель или нянечка, а школа — это не детский сад. Тем не менее, часто дети приходят в первый класс с отсутствием некоторых простейших бытовых навыков. Теперь перейдем к самим учителям, в основном это люди средних лет и «всё никак не уходящие на пенсию» старики. Но ведь современный мир постоянно меняется. Мы наблюдаем сильные отличия в поколениях уже через 7-10 лет. А раз меняются дети, то и учителя должны меняться соответственно. Но, чем старше человек, тем сложнее ему измениться. Поэтому и возникают конфликты между учителями «старой закалки» и современными детьми и их родителями. Сейчас, если ты хочешь учить детей и при этом зарабатывать деньги, то лучше стать репетитором. Это очень популярно в последние дни. Денег столько же, а нервов потрачено меньше.

В-третьих, ЕГЭ. Три буквы, которые приводят в дрожь всех школьников, а особенно одиннадцатиклассников. Так ли плоха эта система, как о ней отзываются. Рассмотрим плюсы и минусы. С одной стороны, многие ругают ЕГЭ за то, что эта система не идельно оценивает уровень знаний. Но давайте зададимся вопросом, а нужно ли нам это идеальное оценивание? Благодаря ЕГЭ любой человек может подготовиться, нарешать тесты и поступить в любой ВУЗ (конечно, зависит от личных качеств человека). Плюс, нам не нужно приезжать в университеты и решать вступительные экзамены. С введением ЕГЭ процесс подачи документов стал намного проще и быстрее. Кроме того, мы знаем, чего ожидать от экзамена. В открытом доступе лежит много вариантов для прорешивания, школьники обязательно решают пробники. В принципе, одни плюсы. Но, на мой взгляд, большим минусом является то, что последние 2 года школы школьники только и делают, что нарешивают ЕГЭ. Школьная программа практически не дает ничего нового, и обучение, по сути, представляет собой натаскивание на тесты.

Ну и последний пункт. Отличия ВУЗовского образования тогда и сейчас. В этом вопросе я менее компетентна, так как всё ещё учусь в школе. Но вот, что мне удалось узнать из источников. В СССР в ВУЗах обучались бесплатно, но самих университетов было меньше. То есть конкурс на место был достаточно большой. Сейчас же так называемых «вышек» пруд пруди, но качество образования в некоторых из них сомнительное, так как многие молодые люди поступают в университет только, чтобы откосить от армии. Поэтому количество «вышек» растёт, а за качеством этого «высшего» образования никто не следит. Плюс, число бюджетных мест в топовые ВУЗы страны сокращается, а цены на коммерцию достаточно высокие, поэтому не все семьи могут позволить обучаться своему чаду в хорошем университете, если оно не набрало баллов на ЕГЭ.

Из этого можно сделать вывод, что государство не особо стремится взрастить образованную нацию. Одно из популярных суждений на эту тему об образовании (не только в РФ) и, по секрету, одно из моих любимых: «Государство не имеет цели воспитать большое количество умных людей. Думающим обществом сложнее управлять». Действительно, если так подумать, то государству нужен обширный рабочий класс, который будет прилежно выполнять свою работу, потреблять поставляемые товары (как материальные (продукты питания, одежду, бытовую технику...), так и духовные (фильмы, газеты, ТВ-программы, которые проходят цензуру государства)) и не задавать лишних вопросов. Некие зомби-работники, которые будут получать деньги на работе и оставлять их в торговых центрах и развлекательных комплексах. Хорошо, скажете вы, допустим всё население будет покорной биомассой, а кто же будет ей управлять, когда главенствующая верхушка отслужит своё? Ответ прост. Дети этой верхушки будут интеллектуальной элитой, которая получит качественное разнонаправленное образование и, впоследствии, сменит «отцов». Такая система приведет к глобальному межклассовому разделению, и я надеюсь, что мы не докатимся до такого.

Что можно сделать, чтобы исправить ситуацию? Система образования нуждается в длительных плавно-текущих реформах. Если начать всё резко менять, то может возникнуть множество ошибок. Как это было с тем же ЕГЭ на первых стадиях. Ведь, саму систему тестов наш комитет образования позаимствовал у школ США, но не учёл, что программа и подход к обучению отличается. Но самое главное: изменения должны быть нужны государству. А пока, нам остается лишь меняться самим. Прививать себе различные полезные привычки, заниматься самообразованием, менять своё отношение к школе, ведь это не десятый круг Ада, а место, в котором в теории мы должны приобрести некоторые навыки, стать более образованными и коммуникабельными.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: