Б класс Технология
Тема:Твоя школьная форма. ТБ.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Цель: учить моделировать бумажную одежду на картонных плоских манекенах; совершенствовать умения использовать средства художественной выразительности, конструкторско-технологические знания и умения для изготовления изделий; развивать у учащихся наглядно-образное мышление, развивать моторику рук, познавательный интерес; воспитывать культуру труда, содействовать воспитанию эстетического вкуса, повышать интерес к прикладному искусству, совершенствовать навыки общения.
Планируемые результаты: предметные: познакомить: с назначением форменной одежды, профессиями людей, использующих форменную одежду (стюарды, железнодорожники, почтальоны, работники фирм, офисов, дворники, врачи и др.); с историей школьной формы, её назначением; с понятием «манекен», видами манекенов. Обсудить: требования, предъявляемые к школьной форме (удобство, прочность); требования к материалам для школьной формы (прочность, устойчивость к износу). Повторить: виды тканей; способы копирования рисунков (с помощью копировальной бумаги, кальки, по масштабной сетке); профессии людей, которые шьют одежду; метапредметные - организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли; использовать полученные умения и знания об обработке текстиля, бумаги и картона для выполнения практических работ; исследовать свойства тканей натурального и искусственного происхождения, выбирать ткани для своих работ в зависимости от их свойств и происхождения; знакомиться с историей костюма, культурой народов России и мира; обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки; личностные - поощрять интерес к культурным традициям, истории моды народов мира, народным традициям России, своего региона, края; стимулировать дружеские отношения, взаимопонимание, готовность к взаимопомощи при работе всем классом и по группам.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесный, практический, наглядный.
Оборудование: картон, ножницы, ткань.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
Работа над загадками
Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу?.. (Ученик.)
УЧЕНИК
Если у тебя
С пятерками дневник,
Значит ты -
Примерный... (Ученик.)
- Ребята, в какой одежде должны ходить школьники?
III. Работа по теме урока
Сообщение учителя
В Россию школьная форма пришла из Англии в 1834.
До 1917 года форма гимназистов была привилегированной одеждой, т.к. учились в гимназиях дети не бедные.Такая форма была предметом гордости и носилась не только в стенах учебного заведения, но и на улице, дома,а также во время торжеств. Однако после революции, в 1918 был издан декрет, отменявший ношение школьной формы, так как в первые годы существования советского государства ношения школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной I мировой войной, революцией и гражданской войной.
Вновь школьная форма появляется лишь в 1948 году. У девочек это темно-коричневых шерстяные платьях и черные передники, в праздничные дни фартуки заменялись на белые. На платьях в виде украшения предполагались белые воротники и манжеты.
А у мальчиков форма состояла из серых военных гимнастерок и брюк.
Стиль советской школьной формы был модернизирован в 1962 году, и с тех пор менялся каждое десятилетие. Имелись и некоторые различия в разных советских республиках. Мальчики обычно носили синие брюки и куртки, девочки — коричневые платья с черными фартуками и бантами (в особых случаях они надевали белые фартуки и банты).
В 1970 году в уставе средней образовательной школы школьная форма существовала как обязательная.
В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.
У мальчиков брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве.
Очень часто эмблему срезали, так как она выглядела не слишком эстетично, особенно по прошествии некоторого времени — краска на пластике начинала стираться.
В 1984 году появилась новая форма для старшеклассниц, это был костюм-тройка синего цвета, который состоял из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Сочетать эти вещи можно была в нескольких вариациях. Советские старшеклассницы гордо носили блузки с этим «чудо» костюмом, но это был уже прорыв и первые попытки выглядеть моднее.
У мальчиков синие брюки и куртка преобразовались в костюм того же цвета.
Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки.
Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.
Постепенно к 1990 году школьная форма претерпела изменения и стала чуть более свободной, а в 1992 году решением Правительства России школьная форма была вовсе отменена с введением нового Закона об образовании. На сегодняшний день, вопрос по ношению школьной формы решается на уровне образовательных учреждений, руководителей и родителей, а также нет единого стандарта школьной формы.
Тем не менее, все больше учебных учреждений обращаются к прошлому опыту и вводят школьную форму как обязательный атрибут школьной жизни.
Беседа
— Каково назначение форменной одежды?
- Каковы основные требования, которые предъявляются к форменной одежде людей разных профессий?
- Нужна ли школьная форма?
- Какой должна быть школьная форма?
- Какие материалы лучше использовать для школьной формы?
— Кто разрабатывает и изготавливает одежду, в том числе и форменную? (Модельеры, закройщики, портные.)
— Что помогает модельеру искать образ нового платья? (Зарисовки, моделирование.)
— Знаете ли вы, что такое манекен? Где вы встречали манекены? (В витринах магазинов.)
— Знаете ли вы, что модельер после выполнения эскизов моделирует нарисованные образы платьев на манекенах или непосредственно на людях, выполняющих роль манекена?
— Как быть закройщику, если его заказчика нет рядом, на ком примерять и корректировать изготавливаемую одежду?
Инструктаж по ТБ
Правила безопасной работы с ножницами
IV. Физкультминутка