Тема 6. Гармония венских классиков




Эпоха Просвещения. Рационализм.

Сонатно-симфоническая диалектика.

Дуализм.

Кварто-квинтовые соотношения.

Тоника-субдоминанта.

Тоника-доминанта.

(Для сравнения: у романтиков – медиантовое, терцовое соотношение).

Западная Европа - Автентизм.

(Сравнить: у России – плагальность).

Централизация тональности.

Четкая функциональная система:

· Тоника-субдоминанта-доминанта-тоника=оборот (T-S-D)

· Тоника-доминанта-субдоминанта-тоника=форма (T-D-S-T)

Отбор и упрощение гармонических средств.

Конфликность субдоминанты и доминанты.

Холопов Ю.: «Конфликт субдоминанты и доминанты – главный двигатель гармонического движения».

Тоника - мыслится как разрешение конфликта.

У венских классиков Гармония - это действенная сила во всем, которая формирует, влияет на…:

· Соотношение звуков внутри интонации,

· Тема,

· Образ,

· Форма,

· Драматургия,

· Мышление.

Гармоническая драматургия.

(Сравнить – драматургия театральная, оперная. Лессинг – «Теория драмы».)

Кульминация располагается в точке «золотого сечения», в третьем этапе разработки, ближе к репризе. (Не в середине!).

Форму сонатно-симфонического цикла движет модуляция.

Поэтому нужен четкий Тональный план.

(Тональное развитие на основе соотношений – секундовых, терцовых, кварто-квинтовых связей.)

Модуляция и ее виды:

Мелодически связная, функционально связная.

И сопоставление.

· Постепенная (через трезвучие)

· Энгармоническая (через ум.вводн.септаккорд, малый мажорный септаккорд)

· Ускоренная (через аккорды мажоро-минорной системы: это у романтиков)

· Мелодическая (Моцарт. Соната ми бемоль – мажор, 2 часть. Менуэт № 1). (См. М.П.Мусоргский. «Картинки с выставки» - «Прогулка»).

Совершенная и Несовершенная.

Система степеней родства тональностей.

Средства модуляции – например, секвенции:

· Диатоническая (ладовая переменность)

· Хроматическая (модулирующая)

Чаще – на секунду, на ч.5 (автентизм). У романтиков – по терциям.

Модуляция и отклонение – средство построения формы, формирование сонатной формы.

Экспозиция Г.п. тоника П.п. доминанта
Разработка Столкновение тем, конфликт…
Реприза Г.п. тоника П.п. тоника

 

Модуляции в гармонии венских классиков происходят, в основном, в родственные тональности.

Модуляция происходит в момент соединения г.п. и п.п.

Но ярче всего модуляция проявляет себя в разработке – избегание тоники,

4-5 цепочки, секвенции, доминантовый предыкт перед репризой.

Отмечено, что в мажоре – модуляции в сторону доминанты, в миноре – в сторону субдоминанты.

Мажоро-минорная система – продолжает свое формирование.

Эта система находится в стадии развития. Какие аккорды употребляются:

· Одноименная тоника (T=t)

· Гармоническая субдоминанта (sг=минорную)

· Шестая пониженная в мажоре (в прерванной каденции) (VIb)

· Третья мажорная в мажоре (III маж. В мажоре)

· Шестая минорная в миноре (VI мин. В миноре)

· Третья низкая в мажоре (Бетховен. Симфония № 6, 3 часть – из фа-мажора в Ре-мажор) (III b)

Развитие фонизма (от Бетховена к романтикам). Снятие функции аккорда.

Виды созвучий:

Доминанта:

· Доминантовое трезвучие

· Доминантсептаккорд с обращениями

· Доминантовый нонаккорд как задержание к доминантсептаккорду

· Уменьшенный вводный септаккорд с обращениями (трагизм)

· Третьей ступени трезвучие – только во фригийском обороте

Субдоминанта:

· Субдоминантовое трезвучие

· Второй ступени секстаккорд

· Второй ступени септаккорд с обращениями

· Неаполитанский секстаккорд

· Второй низкой ступени трезвучие

· Второй ступени септаккорд (тема Бетховен. Соната…)

· Шестой ступени трезвучие (оборот – тоника-шестая-субдоминанта или вторая; доминанта-шестая=прерванный оборот)

· Отклонение в субдоминанту

· Переменность (тоника-субдоминанта в до-мажоре=доминанта-тоника в фа-мажоре)

Альтерация – в каденции (перед кадансовым квартсекстаккордом): повышенная четвертая ступень=двойная доминанта. (Шестая повышенная – в ДД в миноре). Вторая повышенная ступень (=третья низкая в мажоре)

Шестая низкая в мажоре

аккорды с увеличенной секстой!????

Например, доминантсептаккорд с повышенной квинтой (к тонике и к субдоминанте)

Вторая низкая ступень (в миноре, затем в мажоре)

Это доминантсептаккорд с пониженной квинтой (почти не встречается)

Уменьшенный вводный септаккорд с пониженной терцией.

(Бетховен. Соната № 3, 2 часть – кода)

Голосоведение:

Главенство гомофонно-гармонического склада как отражение стиля эпохи.

Хотя встречается орнаментика в мелодии. Например, Моцарт Соната Ля-мажор, Финал (турецкое рондо).

Из неаккордовых звуков употребляются – проходящие и вспомогательные.

Особе значение приобретает органный пункт:

· Тонический – характерен для заключения, коды.

· Доминантовый – предыкт в разработке перед репризой.

· Двойной – квинтовый – имеет жанровое значение (Гайдн. Симфония № 104, Финал).

· Венские классики не теряют связь с музыкой прошлых веков, используя полифонические приемы (в частности, форму фуги).

· С другой стороны, эти композиторы видят перспективу развития гармонии, а именно, ее колористической, фонической составляющей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: