Этические нормы коммуникаций в Интернете.




Тема урока: «Телекоммуникационные технологии»

Сетевое программное обеспечение для организации коллективной деятельности в компьютерных сетях

 

Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях

 

Под организацией коллективной сетевой деятельности понимают совместные действия нескольких пользователей в сети электронных коммуникаций, направленные на получение информации. Участники совместной сетевой деятельности могут быть объединены общими целями, интересами, что позволяет им обмениваться мнениями, суждениями, а также совершать действия с различными объектами, такими как фотографии, программы, записи, статьи, представленными в цифровом виде.

Подобное взаимодействие может заключаться в различных его видах, таких как:

– общение;

– обмен данными;

– организация трудовой деятельности;

– совместное времяпрепровождение за сетевыми развлечениями.

 

Электронная почта

Электронная почта— технология и служба по пересылке и получению электронных сообщений (которых обычно называют сообщениями, письмами или электронными письмами) между пользователями компьютерной сети (в том числе — Интернета).
В современном мире сложно найти человека, который бы не пользовался сервисами электронной почты[1].

По составу элементов и самому принципу работы электронная почта практически дублирует систему обычной почты. Были заимствованы привычные термины – почта, письмо, конверт, вложение, ящик, доставка и другие; остались и характерные «почтовые» особенности — простота использования, задержка передачи сообщений, достаточная надёжность и, увы, отсутствие стопроцентной гарантии доставки.

К достоинствам электронной почты относятся:

– легко воспринимаемые и запоминаемые человеком адреса вида имя_пользователя@имя_домена (например somebody@example.com);

– возможность передачи простого или форматированного текста, а также произвольных файлов (текстовых документов, аудио- и видеофайлов, программ, архивов и т. д.);

– независимость серверов электронной почты;

– достаточно высокая надёжность доставки сообщения;

– простота использования человеком и программами;

– высокая скорость передачи сообщений.

Среди недостатков электронной почты можно выделить:

– наличие такого явления, как спам (массовые рекламные и вирусные рассылки);

– возможные задержки доставки сообщения (до нескольких суток);

– ограничения на размер одного сообщения

– ограничения на общий размер сообщений в почтовом ящике (персональные для пользователей).

В настоящее время любой начинающий пользователь может завести свой бесплатный электронный почтовый ящик, достаточно зарегистрироваться на одном из интернет-порталов.


Чат

Чат, чаттер— средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение.
Миллионы людей используют Интернет, чтобы общаться между собой. Для удобной и максимально оперативной переписки с ощущением живого разговора они создают чаты.[2]

 

Участники чатов могут использовать следующие возможности:

– общаться друг с другом: отправлять сообщения и получать ответы на них, комментировать, создавать темы для обсуждений, обмениваться мнениями и поздравлениями;

– получать и отправлять информацию, адресованную как конкретному участнику, так и всем пользователям чата;

– выкладывать и просматривать фотографии;

– выкладывать видеофайлы самому и просматривать видеоролики, выложенные любым участником чата;

– прослушивать и размещать в чате аудиокомпозиции;

– отправлять и получать голосовые сообщения;

– регулировать количество участников для общения в рамках какой-либо определённой темы;

– самостоятельно выходить из чата.

Классификацию чатов можно провести на основе таких признаков как место размещения, форма общения, анонимность, приватность, и т.д.

Например, по месту размещения чаты можно подразделить на следующие виды:

– Чаты в социальных сетях. Используются для общения между двумя и более лицами, имеющими профиль в таких сетях как Facebook, Одноклассники, ВКонтакте и т.п. При этом участники чата не обязательно должны быть так называемыми «друзьями» в данной социальной сети.

– Чаты в интернет-мессенджерах. Для общения в них необходимо установить на смартфон или планшет специальное мобильное приложение. Принцип действия одинаков. Один из пользователей создаёт группу для общения, в которую включает людей из своего списка контактов на смартфоне. Участники группы не всегда зарегистрированы в контакте у всех пользователей. В мессенджерах Telegram, WhatsApp и Viber полностью поддерживается весь функционал чата.

– Корпоративные чаты, размещённые в локальной сети: MyChat, CommFort, Softros LAN Messenger, Cisco Jabber, и т.д. Эти ресурсы предназначены для обмена информацией и взаимодействия сотрудников крупных предприятий или организаций. Содержат дополнительные опции: массовое оповещение пользователей, доску объявлений, режим конференции, передачуфайлов с документами.

– Чаты на сайтах для знакомств и общения. Здесь желающие могут знакомиться и общаться в онлайн-режиме с пользователями из любого уголка мира. Среди этой группы чатов можно назвать такие сервисы, как Omegle, Shagle, Chatspin, Cam4, и т.д.

– Онлайн-чаты для посетителей сайта, то есть «чат с компанией». Предназначены для консультирования, технической поддержки и ведения диалога со специалистами конкретного онлайн-ресурса. Такие чаты зачастую выполняются в виде интересной анимации, ведут мониторинг посетителей для владельцев сайта.

 


Видеоконференции

 

Современный информационный мир не приемлет пространственных границ. Родственники, друзья, коллеги могут находиться на расстоянии тысяч километров друг от друга. При этом, естественно, возникают проблемы организации полноценных контактов между ними. Личные встречи возможны не всегда, электронная почта и телефонные переговоры также не способны решить все проблемы.

Видеоконференция— область информационной технологии, которая обеспечивает одновременно двустороннюю передачу, обработку, преобразование и представление интерактивной информации на расстоянии в режиме реального времени с помощью аппаратных и программных средств вычислительной техники.
Очевидно, требуются инструменты, которые способны оперативно и качественно решать задачи подобного рода. Современные решения видеоконференцсвязи значительно расширяют возможности телекоммуникаций.

 

Видеоконференции[3] – это удобный интерактивный инструмент, который позволяет преодолеть барьер расстояния, разделяющий людей.

Он предназначен для осуществления связи «лицом к лицу» и в реальном времени собеседников, которые удалёны территориально. включает в себя аудио-, видео-, компьютерные и телекоммуникационные технологии а также разделения всех типов информации, включая данные, звук, изображение, документы и т.п. В сущности, видеоконференция.

 

 

Преимущества видеоконференций:

– Повышение производительности. Первое преимущество, которое дала людям видеоконференцсвязь – это возможность «находиться» одновременно в нескольких местах, удалённых на сотни и тысячи километров, географически не покидая своего офиса.

– Улучшение связей и укрепление отношений. В ходе видеоконференции собеседники могут видеть мимику и жесты своих визави. Эти вещи являются важнейшими аспектами общения, которые теряются при использовании e-mail и телефонии. Видеоконференция обеспечит также и более эффективное общение персонала организации с клиентами.

– Сокращение командировочных расходов и экономия времени.

– Возможность многоточечных конференций, вне зависимости от международных границ и часовых поясов. Видеоконференция позволяет объединять вместе различных людей, из различных офисов, городов, стран для совместного обсуждения.

– Повышение эффективности. Во многих ситуациях видеосвязь является более эффективной, чем телефонный звонок. Например, при необходимости демонстрировать какие-либо документы, графики, проекты, то с видеоконференцией нет ничего проще, а вот по телефону сделать это будет весьма затруднительным.

– Ускорение процессов принятия решений в чрезвычайных ситуациях.

– Сокращение времени рассмотрения дел в судах общей юрисдикции.

– Решение кадровых вопросов и социально-экономических ситуаций.

– Возможность принимать более обоснованные решения за счёт привлечения при необходимости дополнительных экспертов.


Социальные сети

Осторожнее с тем, что вы постите на Facebook. Что бы это ни было, это еще всплывет когда-нибудь в вашей жизни

Барак Обама[4]

 

Социальная сеть — онлайн-платформа, которую люди используют для общения, знакомств, создания социальных отношений с другими людьми, которые имеют схожие интересы или офлайн-связи, также развлечения (музыка, фильмы) и работы.
Понятие социальная сеть широко распространено, однако, до сих пор люди, далекие от онлайн-жизни, не всегда знают, что это такое, какие они бывают и как ими пользоваться.

 

Социальная сеть – это домен, web-сайт, зачастую имеющий несколько серверов. Основная цель такого сервиса – максимально упростить интернет-общение между удалёнными друг от друга пользователями.

Некоторые социальные сети функционируют только в пределах одного государства (допустим, Qzone[5] – в Китае) или популярны у определённого языкового сегмента (например, в основном русскоязычный «ВКонтакте»), другие соцсети имеют международный формат, на них зарегистрированы люди со всего мира (скажем, Facebook или Twitter).

Социальные сети могут иметь разную специализацию. В зависимости от того, для чего в большей степени предназначен ресурс, выделяют такие типы (рис. 8)

Рисунок 8 – Виды социальных сете

 

Микроблоги. Самый известный вариант – Twitter. Пользователи делают небольшие (до 140 символов) текстовые заметки в режиме реального времени. Сортировка преимущественно осуществляется с помощью хештегов.[6]

Знакомства. Созданы для людей, которые хотят найти себе партнёра с той или иной целью. Самые популярные примеры – Tinder, Mamba, Badoo и т.п. В зависимости от того, на какой тип знакомств такая соцсеть ориентируется, профили пользователей в ней могут быть весьма подробными или содержать только самую основную информацию.

Фотографии. Сервисы вроде Instagram предназначены для размещения фотографий, профиль в них предполагает минимум информации. Помимо функции выкладывания фото, можно осуществлять личную переписку. Навигация также осуществляется с помощью хештегов.

Видео. наиболее известнымb примером является Snapchat. Он имеет тот же принцип работы, что и Инстаграм, но пользователи выкладывают видео, а не фото. Особенно хороши тем, что через них удобно организовывать прямые трансляции;

Общение. Такие соцсети широко распространены в нашей стране (в России особенно популярны ВКонтакте и Одноклассники, на мировом уровне – однозначно Facebook). Позволяют не только находить знакомых и общаться с ними, но и размещать фото, видео, играть в игры, вступать в группы и т. д.

В зависимости от своего типа социальные сети имеют свою целевую аудиторию. Например, значительная часть аудитории Одноклассников – люди в возрасте 40+, а у TikTok 41 % пользователей находятся в возрасте от 16 до 24 лет.

Принцип работы социальной сети можно описать следующим образом:

– человек должен зарегистрироваться и создать свою страницу (аккаунт) в социальной сети. В своём профиле пользователь может (но не обязан) указать свои интересы, увлечения, место работы/учёбы/службы в армии, место проживания и другие данные;

– с помощью поиска по соцсети, интеграции с сервисами e-mail или номером телефона, аккаунта в других социальных сетях пользователь может найти своих родственников и знакомых;

– также можно найти людей, имеющих те же интересы и увлечения, что и вновь зарегистрировавшийся;

– теперь с этими людьми можно общаться – переписываться, обмениваться файлами, делать аудио- и видеозвонки; для упрощения этого процесса их можно добавить в друзья;

– после регистрации также можно использовать остальной функционал ресурса – прослушивать музыку и смотреть видео, играть в игры, участвовать в различных сообществах, делать денежные переводы, участвовать в онлайн-мероприятиях, оплачивать какой-либо цифровой контент и т.д.

Общение с помощью социальной сети доступно только зарегистрированным пользователей, хотя информация из некоторых сообществ доступна к прочтению и незарегистрированными на сайте людьми.

Основная цель социальных сетей – организовать удобную коммуникацию для людей, и соцсети предлагают несколько способов общения с их помощью:

диалоги – это формат личной переписки, при котором человек может написать сообщение любому пользователю (если у того не отключена или не ограничена такая возможность). При этом такая переписка строго конфиденциальна, она доступна только собеседникам;

беседы или чаты – это переписка, которая создаётся по тому же принципу, что и диалоги, но добавить в неё можно гораздо большее количество людей, иногда – и неограниченно;

комментирование – своё мнение (так называемый комментарий) пользователь может оставить под заинтересовавшими его постами, фотографиями, аудио- и видеозаписями и т.п.; при этом пользователь может запретить комментирование своих публикаций;

Микроблоги, Стены и другие сервисы для размещения постов в аккаунте пользователя; этот контент видят все друзья пользователя или определённый их список;

Группы, публичные страницы и другие способы объединения пользователей по интересам; в таких сообществах создаётся для обсуждения.

Неоспоримым преимуществом социальных сетей стала интеграция со разнообразными сервисами Интернета.

Например, на большинстве самых популярных ресурсов в Интернете не нужно регистрироваться, так как на них можно авторизоваться, используя учётные данные соцсетей – Facebook, Twitter, ВКонтакте или иные. К тому же на многих популярных сайтах рядом с каждой публикацией есть кнопки «Поделиться» с логотипами различных социальных сетей. Нажав на них, пользователь может продублировать эту запись в своём аккаунте, рассказав о ней своим друзьям.

Социальные сети — целая виртуальная Вселенная, в ней есть место всему – и обучению, и работе, и отношениям, и саморазвитию, и развлечениям. И в этом мире среднестатистический человек живёт около двух часов в день. Это целый месяц в году! К слову, граждане России по времени, затраченному на виртуальное общение, находятся на третьем месте в мире.

Развитие социальных сетей в современном обществе безусловно играет огромную роль в жизни человека, чаще всего – коммуникативно-развлекательную. Люди там находят друзей и родственников, делятся информацией с однокашниками и коллегами, слушают музыку, смотрят забавные картинки и смешные видео. Но если грамотно расставить акценты, то из развлекательного ресурса можно легко получить бизнес-площадку, медиатеку для обучения, расширения кругозора, роста профессионализма, понимания себя как личности и т.д.


Этические нормы коммуникаций в Интернете.

Задачи этики оказываются несколько более сложными, чем задачи политики. Этика ставит своей целью пропитать и наполнить душу внутренней порядочностью, тогда как гражданская наука не требует ничего, кроме внешней порядочности.

Фрэнсис Бэкон[7]

 

С развитием информационных технологий и сети Интернет стало появляться великое множество различных каналов и социальных сетей для общения и взаимодействия пользователей. С одной стороны, это огромный шаг на пути к всеобщей глобализации, так как с помощью Сети люди могут связываться друг с другом, находясь на разных континентах, имея при этом лишь смартфон или компьютер с выходом в Интернет. Людям всего мира имеют возможность обмениваться личным опытом, общаться с друзьями и совершенно незнакомыми людьми, могут онлайн наблюдать за рассветом в Стоунхендже[8] и покупать африканские украшения на интернет-аукционе в Китае.

Но и в этой бочке мёда есть своя ложка дёгтя. Развитие технологий и определённая интернет-анонимность дали различным мошенникам некоторую свободу действий. За последние годы резко возрос уровень киберпреступности, мошенничества, краж и т. д.,

По данным Сбербанка России, потери экономики нашей страны от деятельности кибермошенников в 2018 году составили 1,5 трлн рублей, в 2019 году – порядка 2,5 трлн рублей. А в связи с ростом киберпреступности в 2020 году этот показатель может увеличиться до 3,5-3,6 трлн рублей[9].

Это происходит и в связи с тем, что фактически не существует каких-либо основополагающих документов или регламентов, регулирующих данный сегмент. Поэтому злоумышленники чувствуют себя относительно спокойно в сети, не опасаясь ответственности за свои действия.

В связи с острой необходимостью в регулирующих нормах в сети Интернет возникло такое понятие, как компьютерная этика.

 

Компьютерная этика— это негласный свод правил поведения пользователей в сети Интернет.

За короткое время компьютерная этика (которую называют ещё и информационной этикой или киберэтикой) стала претендовать на право называться социальной дисциплиной, так как массовое взаимодействие пользователей в сети Интернет нуждалось в регулировании. По мнению специалистов, компьютерная этика охватывает ряд важнейших вопросов, касающихся морали, философии, психологии, информационных технологий, политики, а также она неразрывно связана с целым спектром юридических и социальных вопросов.

У истоков развития данной социальной дисциплины стояли весьма авторитетные и известные личности, которые понимали, что с развитием компьютеров и других информационных технологий будет развиваться и киберпространство, и чем больше, шире и развитей оно становится, тем сложнее будет контролировать процессы, происходящие в нем.

Первый кодекс компьютерной этики был разработан в США ещё в 1979 году, принятие которого было обусловлено осознанием: в информационном обществе учёные, инженеры и технологи результатами своей деятельности определяют условия жизни и её качество для всех граждан. В связи с этим в преамбуле кодекса сделан акцент на жизненно важной необходимости соблюдения этических норм при разработке и эксплуатации средств ИТ.

После этого были разработаны и приняты кодексы во многих других североамериканских организациях, связанных со сферой ИТ,

На их основе были приняты и кодексы компьютерной этики в разных странах с учётом национальных культурных и этических традиций. Их содержание отличается друг от друга, но в фундаменте лежит некоторый устоявшийся набор моральных установок, которые можно свести к следующим:

– не использовать компьютер с целью навредить другим людям;

– не создавать помех и не вмешиваться в работу других пользователей компьютерных сетей;

– не пользоваться файлами, которые не предназначены для свободного использования;

– не использовать компьютер для целей воровства;

– не использовать компьютерную технику для распространения дезинформации;

– не использовать контрафактное[10] программное обеспечение;

– не присваивать чужую интеллектуальную собственность;

– не использовать компьютерное оборудование или сетевые ресурсы без разрешения или соответствующей компенсации;

– думать о возможных общественных последствиях написанных программ или разработанных систем;

– использовать компьютер с самоограничениями, которые показывают уважение пользователя к другим людям.

В рамках информационной этики были сформулированы следующие принципы:

1. тайна частной жизни[11] — право человека на автономность, на свободу в частной жизни, на защиту от вторжения в неё – как других людей, так и органов власти;

2. точность[12] — точное выполнение инструкций по обработке информации и эксплуатации систем, честное и социально-ответственным отношение к своим обязанностям;

3. частная собственность[13] — неприкосновенность частной собственности — основа имущественного порядка в экономике. Следование этому принципу означает соблюдение права собственности на информацию и норм авторского права;

4. доступность[14] — право людей на информацию, её доступность в любое время и в любом месте.

Особое место в киберэтике уделяется безопасности. Этот аспект для пользователей чрезвычайно важен: у сотен миллионов людей в их личных технических средствах (смартфонах, планшетах или компьютерах), находится приватная информация, сведения о документах, банковских счетах и т.п.

В связи с этим информационная этика подразумевает несколько негласных правил безопасности, которые целесообразно соблюдать всем разумным пользователям интернет-сообщества:

– Не надо раскрывать частную информацию о себе (фамилию/имя, адрес, номер телефона,) малознакомым собеседникам в Сети.

– Встреча «в реале» с человеком, знакомым по общению в только в Интернете – не всегда хорошая идея; люди могут быть разными в электронном общении и в реальной жизни.

– Не надо открывать e-mail письма, файлы или ссылки, присланные в мессенджерах пользователями, которых вы не знаете реально или не доверяете им.

– Всегда стоит быть корректными и вежливыми в электронной переписке, и тогда собеседники будут вежливы с вами.

– В электронных письмах не рекомендуется использовать текст, набранный только заглавными буквами: в интернет-общении это воспринимается как повышение тона, крик, и может вызвать неприятные эмоции у адресата.

– Использовать смайлы и эмодзи необходимо умеренно, учитывая личности собеседников.

– Без предварительного согласования с адресатом не надо присылать в электронном письме или в мессенджере информацию большого объёма (видео, фотографии и т.п.).

– Не надо рассылать писем или сообщений с какой-либо информацией незнакомым пользователям без их просьбы, это воспринимается как спам[15] и обычно негативно воспринимается получателями.

Не надо забывать и об ответственности за свою деятельности в Сети. В курсе информатики мы уже рассматривали законодательные акты, связанные с правовыми нормами информационной деятельности. В правовом поле Российской Федерации есть несколько законов, которые предусматривают ответственность за определённые действия пользователей интернета.

Один из примеров – статья 137 Уголовного Кодекса РФ. Данная статья регулирует поток информации о частной жизни лица. Поскольку информация подобного характера находится в основном в различных электронных интернет-ресурсах, то есть, данная статья, несомненно, будет котироваться и в киберпространстве, как и в реальной жизни.

Информационные технологии развиваются. И если не контролировать киберпространство и вовремя не обозначить, «что такое хорошо и что такое плохо» в интернете, то в результате мы получим неконтролируемое, неподвластное, открытое для сетевых преступлений, пространство.

 

Интернет-журналы и СМИ

Современные средства массовой информации давно перешли в онлайн. Некоторые из них имеют как печатный, так и онлайн-вариант, часть уже давно функционирует только в киберпространстве.

Интернет-издание, интернет-СМИ– это web-сайт, ставящий своей задачей выполнять функцию средства массовой информации в сети Интернет.

Как и обычные печатные издания, интернет-СМИ обязаны руководствоваться принципами журналистики.

К главным достоинствам всех электронных СМИ относятся:

– оперативность информирования читателей;

– интерактивность, которая позволяет взаимодействовать с аудиторией в диалоговом режиме.

 

Таблица 5 – Классификация онлайновых СМИ

Критерий Интернет-издания
Способ производства Сетевые СМИ
Онлайн-версии печатных изданий
Характер аудитории Общие
Специализированные
Доступность информации Платные
Бесплатные
Способ распространения Через специально организованный сайт
Через организацию рассылок

 

Новостные сайты являются разновидностью сайтов информационных, однако специализируются, прежде всего, на оперативной подаче новостей. Классический пример новостных сайтов – информационные ленты,

– общего характера, в которых предлагаются подборки новостей по самым разным темам (Lenta.ru, rbc.ru),

– специализированные, отражающими новости экономики, политики или компьютерного рынка (www.finmarket.ru, cnews.ru).

Особую роль в Интернете стали играть информационные агентства, которые специализируются на предоставлении краткой, но оперативной информации.

К таким, например, относится https://www.tass.ru/ ТАСС ИА России – входит в топ 10 ведущих поставщиков новостей для СМИ мира, крупнейшее информационное агентство России. Оперативная и качественная подача информации всегда являлись приоритетом для ТАСС.

Также известным ресурсом является https://www.ria.ru / РИА НОВОСТИ – Российское информационное агентство «Новости»,


[1] англ. email, от англ. electronic mail

[2] англ. chatter – «болтать».

[3] от англ. videoconference

[4] Барак Хуссейн Обама II (род. 1961) — 44-й президент США с 20.01.2009 г. по 20.01.2017 г. Лауреат Нобелевской премии мира 2009 года.

[5] «Qzone» («Кузон»)— крупнейшая в Китае социальная сеть, третья в мире, по количеству зарегистрированных пользователей после Facebook и YouTube. Создана в 2005 году. За пределами КНР практически не известна и почти не используется.

[6] Хештег (метка) (англ. hashtag от hash — знак «решётка» + tag — метка) — ключевое слово или несколько слов сообщения, тег (пометка), используемый в микроблогах и социальных сетях, облегчающий поиск сообщений по теме или содержанию и начинающийся со знака решётки.

[7] Фрэнсис Бэкон (1561 —1626) — английский философ, историк, политик, основоположник эмпиризма и английского материализма.

[8] Стоунхендж — внесённое в список Всемирного наследия каменное мегалитическое сооружение (кромлех) в графстве Уилтшир (Англия).

[9] Киберпреступность в условиях пандемии [Электронный ресурс] Режим доступа: https://wtcmoscow.ru/services/international-partnership/actual/kiberprestupnost-v-usloviyakh-pandemii/ Дата обращения 21.06.2020.

[10]Контрафактное – выпускаемое и распространяемое с нарушением авторских и патентных прав, товарных знаков, стандартов.

[11] англ. privacy

[12] англ. accuracy

[13] англ. property

[14] англ. accessibility

[15] Спам (англ. spam) — массовая неперсонифицированная рассылка коммерческой, политической и другой рекламы или иного вида сообщений лицам, которые не выражали желания их получать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: