Тема 4. Ступени экономического развития общества.
4.1. Закономерности и показатели уровня экономического развития. Источники и движущие силы экономического прогресса. Экономические противоречия.
Социально-экономическое развитие – это процесс поступательного движения человеческого общества от низших социально-экономических форм к более высоким. В наиболее общем виде источником экономического развития являются противоречия между производительными силами и производственными отношениями. Данное противоречие является наиболее общим противоречием способа производства как единства производительных сил и производственных отношений. В то же время существует целая система противоречий между различными элементами общественного производства (между производством и потреблением, техникой и технологией, рабочей силой и средствами производства и т.д.). Противоречия между различными элементами способа производства – это источник, а элементы в своих взаимоотношениях выступают как движущие силы экономического развития. Например, движущими силами экономического развития являются производительные силы, производственные отношения, их элементы: человек, потребности, интересы, стимулы и пр.
Экономическое противоречие – это объективно необходимое динамическое отношение взаимоисключающих и взаимополагающих противоположностей, имманентных каждому экономическому процессу, это одновременное проявление в одном и том же экономическом процессе взаимоисключающих тенденций и свойств. Например, соотношение спроса и предложения.
О степени общественно-экономического прогресса можно судить по определенным критериям, которые являются дифференцированными в зависимости от уровня развития экономической системы. Наиболее общим объективным критерием общественно-экономического прогресса является уровень развития производительных сил. В то же время существует интегральный критерий, обобщенно выражающий степень развития общества как целого в единстве его производительных сил и производственных и других общественных отношений. Таким интегральным критерием является общественно-экономическая формация, в основе которой лежит определенный способ производства.
4.2. Формационная и цивилизационная теории экономического развития.
Формационный подход. К. Маркс выделял три большие формации:
1) первичную (архаичную), куда он относил первобытнообщинный и азиатский способы производства;
2) вторичную, основанную на частной собственности (рабство, крепостничество, капитализм);
3) коммунистическую.
На основе формационного подхода были выделены пять способов материального производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический.
Такой подход в настоящее время подвергается критике. Во-первых, классическое выделение пяти способов производства применимо лишь к Западной Европе и не имеет всеобщего значения. Во-вторых, представления о социализме и коммунизме как объективных этапах общественного развития не выдержали испытания временем и остаются теоретическими утопиями. В-третьих, исторический опыт показал, что не существует жесткой зависимости между уровнем производительных сил и формами собственности и т.д.
Поэтому предпринимаются попытки переосмысления динамики общественного развития.
В соответствии с теорией циклического развития общества выделяются семь цивилизаций: неолитическая, продолжительность которой 30-35 веков, а в России 20-30 столетий; восточно-рабовладельческая (бронзовый век) – продолжительность в мире 20-23 столетия, в России – 15-16; античная (железный век) – 12-13 веков в мире и 11-12 веков в России; раннефеодальная – соответственно 7 и 7 столетий; прединдустриальная – 4,5 и 2,5 столетия; индустриальная – 2,3 и 1,5 столетия; постиндустриальная – 1,3 и 1,4.
4.3. Экономическая система, ее сущность и структура. Принципы классификации экономических систем. Традиционные и современные экономические системы.
Экономическая система – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
С технико-технологической точки зрения выделяют доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную экономические системы.
Доиндустриальная | Индустриальная | Постиндустриальная |
Главная сфера экономики | ||
Сельское хозяйство | Промышленность | Сфера услуг |
Лимитирующий фактор | ||
Земля | Капитал | Информация |
Господствующая социальная группа | ||
Землевладельцы | Собственники капитала | Собственники информации |
По характеру координации хозяйственной деятельности субъектов, механизмам управления экономическими процессами выделяют традиционную, рыночную и центрально-управляемую (административно-командную) системы. Последние две, а также смешанная экономика относятся к современным системам.
Характерные черты традиционной системы:
- замкнутое натуральное хозяйство;
- непосредственная связь производства и потребления;
- зависимость от природных факторов;
- ручной труд;
- неразвитая система разделения труда.
4.4. Рыночная экономика и ее черты. Механизм саморегуляции рыночной системы. Преимущества и недостатки чисторыночной экономики.
Рыночная экономика – это сложная, многоуровневая, структурированная система, функционирующая на договорных отношениях между ее субъектами. Она характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, которая опирается на личные интересы при ограниченной роли правительства.
Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе разнообразных критериев, образует систему рынков.
Основные виды рынков:
1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
- потребительский рынок;
- рынок капиталов;
- рынок рабочей силы;
- рынок информации;
- финансовый рынок;
- валютный рынок и др.;
2. По пространственному признаку:
- местный рынок;
- национальный рынок;
- международный региональный;
- мировой;
3. С точки зрения соответствия действующему законодательству:
- легальный (законный);
- нелегальный (теневой).
Инфраструктура рынка – это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Важнейшие функции рынка: интегрирующая, регулирующая, стимулирующая, ценообразующая (эквивалентная), контролирующая, посредническая, информационная, экономичности, реализации интересов рыночных субъектов.
Роль рынка в общественном производстве сводится к тому, чтобы:
1) выдавать сигнал производству с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить;
2) уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;
3) дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;
4) вымывать неконкурентоспособные предприятия и свертывать устаревшие производства – это как бы «санитарный» аспект.
Основными условиями существования рынка являются: 1) наличие свободного товаропроизводителя; 2) конкуренция; 3) свободные равновесные цены.
Конкуренция – это соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.
Различают следующие виды конкуренции:
1) функциональная (конкуренция определенного товара);
2) видовая (по цене и качеству);
3) межфирменная (среди отдельных предприятий, фирм);
4) внутриотраслевая и межотраслевая, механизм которых достаточно полно исследован К. Марксом в III томе «Капитала»;
5) совершенная и несовершенная, получившая распространение в западной экономической литературе.
Основные вопросы экономики в рыночной системе решаются посредством рыночного механизма, под которым понимается способ взаимосвязи элементов рыночной структуры, обеспечивающий выполнение ими своих функций, создающий условия для действия законов стоимости, спроса и предложения и др. Функционирование рыночного механизма основано на спросе и предложении, между которыми наступает соответствие, а товары и услуги продаются и покупаются по равновесным ценам, когда удовлетворены интересы как потребителей, так и производителей.
Схема, раскрывающая действие рыночного механизма, приведена на рис. 4.1.
Преимущества свободного рынка: эффективное распределение ресурсов в обществе; гибкость и высокая адаптивность к изменяющимся условиям; свобода выбора и действий рыночных субъектов; максимальное использование достижений НТР; способность к удовлетворению разнообразных потребностей; повышение качества товаров и услуг; относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия; материальная заинтересованность всех участников рынка.
Недостатки свободного рынка: дифференциация уровня жизни населения при отсутствии социальной защиты; не обеспечивается нужное количество денег для развития производства; игнорирование потенциально негативных последствий принимаемых решений (загрязнение окружающей среды и др.); отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (оборона, государственное управление, охрана природы и др.); отсутствие действенной мотивации к проведению фундаментальных исследований; подверженность нестабильному развитию с рецессионными и инфляционными процессами; рынок не распространяется на те виды деятельности, которые не могут быть подчинены исключительно коммерческим критериям (здравоохранение, образование, наука, культура и др.).
4.5. Административно-командная система.
Административно-командная система – это особая форма организации экономической деятельности, опирающаяся на абсолютное господство государства в экономике, принудительное планирование и уравнительное внеэкономическое распределение материальных благ.
Главная характеристика административно-командной системы – экономическая, политическая и идеологическая монополия.
Преимущества административно-командной системы: более устойчивая экономика; больше уверенности в будущем; меньше неравенства в обществе; минимум жизнеобеспечения гарантирован всем; нет проблемы трудоустройства.
Недостатки: административно-командная система формирует безынициативных и безответственных работников, не заинтересованных в результатах труда; неэффективность экономики; диктат производителей над потребителями; низкий уровень жизни населения.
4.6. Смешанная экономика и ее черты.
Каждая система в своем движении проходит этапы возникновения, формирования, развития, прехождения, разложения, исчезновения. Сосуществование элементов старой и новой системы обуславливает наличие смешанной экономики. Смешанная экономика является многоукладной. Под укладом понимается система производственных отношений, являющихся общественной формой функционирования определенного технологического способа производства, находящаяся на стадии формирования или разложения и сосуществующая с другой системой. Смешанная экономика характеризуется многообразием отношений собственности, которые реализуются в многообразии форм хозяйствования.
Термин «смешанная экономика» может употребляться в различных значениях: соединение технико-производственных систем (например, аграрного и индустриального общества), организационно-управленческих (саморегулирование и государственное регулирование), экономико-функциональных (план и рынок), социально-экономических (капиталистический, мелкотоварный, социализированный уклады).
Наибольший интерес в настоящее время представляют аграрно-индустриальный и индустриально-информационный типы смешанной экономики, которые широко представлены в первом случае в развивающихся странах, а во втором – в развитых. В экономике стран СНГ присутствуют оба типа.
В современных условиях формирующееся новое общество в развитых странах представлено социализированным укладом. Данный уклад характеризуется: высоким уровнем обобществления производительных сил; высокой степенью регулирования экономики, направленного на обеспечение устойчивого экономического роста; поддержанием стабильного уровня благосостояния всех слоев общества.