Словарь лексических явлений языка




Тезис

Тезисом в сочинении С2.1 являются слова Г.Степанова «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

&Начать сочинение можно словами Г.Степанова.

Аргументы

Учащиеся должны подобрать примеры из текста, аргументирующие обе части высказывания Г.Степанова, – о словаре и грамматике.

Примеры-аргументы, взятые из прочитанного текста, должны прокомментировать слова Г.Степанова.

Способы оформления

&Указать номера предложений или использовать цитирование.

 

Вывод

Сформулируйте собственное мнение, подтвердив тезис.

 

š Общие рекомендации

Памятка «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»

  1. Внимательно прочитайте задание С2.1. Определите по какому разделу науки о языке будете писать сочинение (лексика и грамматика).
  2. Определите ключевые слова, например, синонимы, архаизмы,, вводные слова, сложносочинённые предложения и т.д.
  3. Внимательно читайте текст, выделяя лексические и грамматические явления текста.
  4. В формулировке утверждения (тезиса) можно использовать высказывание известного лингвиста Г.Степанова «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают»
  5. В основной части сочинения надо привести по одному примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
  6. В заключении сочинения необходимо сделать вывод, вернувшись к фразе лингвиста Г.Степанова.
  7. Внимательно проверьте черновой вариант, внесите необходимые изменения, исправьте ошибки. Написание отдельных слов проверьте по словарю. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
  8. Внимательно, без исправлений, разборчивым почерком перепишите сочинение.

 

š Типичные ошибки

Понимание смысла фрагмента текста:

1. Неумение определять основную мысль исходного текста,в результате чего отклонение отответа на вопрос.

2. Несформированность важногокоммуникативного умения – умениясоздавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста.

Наличие примеров-аргументов:

1. Отсутствие доказательств или недостаточная аргументация.

2. Аргументы из прочитанного текста не соответствуют тезису, который они могли бы проиллюстрировать.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения:

1. Полное отсутствие разделения сочинения на абзацы.

2. Необоснованное выделение предложения или нескольких предложений из состава смысловой части.

3. Неоправданное включение предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.

Композиционная стройность:

1. Несоразмерность частей композиции.

2. Затянутое вступление.

3. Недостаточный объём основной части.

4. Слишком большой объём заключения.

5. Отсутствие какой-либо композиционной части.

6. Недостаточная последовательность изложения (автор «перескакивает» с одной темы на другую, с одного объекта на другой).

 

 

š Словари

Словарь лексических явлений языка

Единицы Значение термина Сфера использования Пример
Аббревиатура     Название или обозначение, состоящее из начальных букв или цифр словосочетания. Используется в публицистическом стиле для простоты высказываний (ДК - дворец культуры, дом культуры). Используется также для сокращения места и ускорения передачи информации. (АТС - альтернативная торговая система, АЭС - атомная электростанция).
Антитеза Стилистический прием контраста, противопоставления явлений и понятий; часто основана на употреблении антонимов. Варианты использования антитезы Как средство усиления выразительности: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой. При сопоставлении образов или понятий. Когда понятия или образы в совокупности выражают нечто единое: Я — раб, я — царь; я — червь, я — Бог.
Антонимы Слова, противоположные по значению. Служащие для обозначения контрастных явлений. Для сопоставления и противопоставления, например "тихий" — "громкий".
Гипербола Средство художественного изображения, основанное на преувеличении. Используется для усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли, например: Я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит».  
Диалектизмы Слово или оборот, бытующие в определенной местности и употребляемые в речи жителями этой местности. Диалектизмы употребляются в языке художественной литературы как средство стилизации, речевой характеристики персонажей, создания местного колорита (кочет - петух, хутор - дом, поребрик- бордюр) Диалектизмы могут встречаться также в речи лиц, не вполне овладевших нормами литературного языка. Например, цоканье, т. е. произношение «доцка», «ноць»; яканье: «пятух», «ряка», «сястра»; «х» вместо «г» на конце слова: «снех»,«друх», «врах»;грамматическое окончание «ть» в глаголах 3 лица: «идёть», «сидить», «беруть»; окончание «е» в формах родительного падежа типа: «у жене», «от сестре».
Жаргонизмы Отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств, но не обладающий собственной фонетической и грамматической системой. Основная функция жаргона состоит в выражении принадлежности к относительно автономной социальной группе посредством употребления специфических слов, форм и оборотов. Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква.
Ирония Троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Используется для того, чтобы путем доведения до абсурда самой возможности положительной оценки осмеять данное явление, обратить внимание на тот его недостаток, который в ироническом изображении заменяется соответствующим достоинством. Откуда, умная, бредешь ты голова? (И.А.Крылов)
Книжная лексика Слова, характерные для письменной речи и имеющие особую стилистическую окраску. Позволяют автору обратить внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности, убедить в необходимости желаемого поведения, помогают писателю подчеркнуть и обсудить общественно-важную проблему, служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности, служат речевой характеристикой персонажей. Бессмертие, стимул, превалировать.
Лексический повтор Намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Используются для придания экспрессивности художественному тексту. Как пошли наши ребята В красной гвардии служить – В красной гвардии служить – Буйну голову сложить! (А.Блок)
Литота Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе). Преуменьшает и нарочито смягчает образ. Талии никак не толще бутылочной шейки. (Н.В.Гоголь)
Метафора, развернутая метафора Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова и выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ. Создает образность и лирическую направленность. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. (С.Есенин)
Метонимия   Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: пе ренос с сосуда на содержимое, с человека – на его одежду, с населённого пункта – на жителей, с организации – на участников, с автора – на произведения. Используется для усиления выразительности речи; этот троп свидетельствует о богатстве лексики. Предназначение метонимии заключается в восприятии связи нескольких понятий по смежности. Когда же берег ада Навек меня возьмет, Когда навек уснёт Перо, моя отрада… (А.С.Пушкин)
Неологизмы Новые слова, возникающие для обозначения новых, только что возникших понятий. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы. Используются писателями и в простом номинативно-изобразительном значении, и как выразительное средство, позволяющее, особенно в поэзии, добиться особой экспрессивности. Например, авторские неологизмы резко усиливают экспрессивность стихов В.В.Маяковского, В.В.Хлебникова, А.Е.Крученых, Игоря Северянина и других русских поэтов XX века. Зеленокудрявый, прозаседавшиеся (В.Маяковский); стушеваться (Ф.М.Достоевский);
Оксюморон   Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом. Оксюмороны так же, как и другие стилистические приемы, обычно используются для более яркой характеристики, описания предмета, явления. Часто оксюморон употребляется в разговорной речи для придания ей особой экспрессии: например, наступила «оглушающая тишина» — это сосед выключил дрель. Оксюморон часто используется в поэзии: С кем мне поделиться Той грустной радостью, что я остался жив. (С.А. Есенин)  
Олицетворение Такое изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать. Весьма часто О. применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами, «оживляется», напр.: «море смеялось» (Горький).
Омонимы Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения. Омонимы используются для создания художественного образа, каламбуров, шуток. Колено – сустав, соединяющий бедро и голень; пассаж в пении птиц. Придают особую выразительность, остроту пословицам. Каков ни есть, а хочет есть. На мирной ниве и на поле брани умей командовать без брани.
Паронимы Близкие по звучанию, но различные по значению слова. Необходимы в речи для точного выражения мысли; для усиления эмоциональности речи; для создания каламбуров (геройский – героический,двойной – двойственный, действенный – действительный)  
Перифраз (или перифраза) Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки. Придает наиболее характерные, усиливающие признаки изобразительности речи. Особенно активно этот приём используется в баснях и сказках. Царь зверей (вместо лев).
Просторечные выражения   Слова разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженным характером. Простонаречия характеризуют носителей: принадлежность к городскому населению, пожилой возраст, малообразованность, невысокий культурный уровень (Болван, вертихвостка, вихлять).
Устаревшие слова 1.Устаревшие слова: Слова, которые еще не вышли из активного употребления, но уже употребляются реже, чем раньше. 1.Устаревшие слова употребляются, например, в научно-исторических трудах. В художественных произведениях на исторические темы эта лексика используется не только для обозначения вышедших из употребления устаревших понятий, но и для создания определенного колорита эпохи. Устаревшие слова могут использоваться в художественном тексте для указания на время, в которое происходит действие. Устаревшие слова (преимущественно архаизмы) могут выполнять и собственно стилистические функции – использоваться для создания торжественности текста.
2.Историзм:Слова, обозначающие предметы или явления, которые ушли из жизни. 2.В художественных произведениях, темы которых берутся из истории, историзмы передают колорит эпохи («смерд», «боярин», «братина»).
3.Архаизмы: Это устарелые слова и словосочетания. 3.Архаизмы используются в художественной литературе с разными целями. Они употребляются для передачи колорита эпохи («виктория» — «победа», «стогна» — «площадь», «рескрипт» — «указ», «сей» — «этот»). Архаизмы часто употребляются для того, чтобы придать речи торжественный характер («лик», «око», «вежды», «млад», «град»). Архаизмы употребляются иногда и в целях иронии.
Профессионализмы Слова, употребляющиеся людьми одной профессии. Создавая художественные образы этих людей, писатели обращаются к данному виду «пассивной» лексики, чтобы придать речи своих персонажей жизнеподобие: Курящий цигару над камуфлетом.
Синонимы Это слова одинаковые или близкие по лексическому значению, но различные по звучанию.   Синонимы в речи служат: 1) для более точного выражения мысли (жаркий и теплый); 2) для выражения эмоциональной окраски (упал и брякнулся); 3) как способ связи соседних предложений в тексте и предотвращения неоправданных повторов одного и того же слова. (Пушкин - солнце нашей литературы. Великий поэт оставил нам в наследство замечательные образцы художественной речи)
Сравнение Прием, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. Используется публицистами, как средство яркой речевой экспрессии. Также используется как художественный приём. Лед неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н.А.Некрасов) Сравнения характерны для фольклора.  
Фразеологизмы Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц. Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей. Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл. Кривить душой – лицемерить, бить баклуши – бездельничать, на скорую руку – быстро.
Экспрессивная разговорная лексика     Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные. Создает стилистическую окраску слова, одна из отличительных черт разговорной лексики - конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков); используется для словесной характеристики героя. Грязнуля, крикун, бородач, глупить, ротозей, говорильня, хихикать, гоготать, заржать, рохля, аховый, растрёпа.
Эпитет Образное определение; слово, определяющее предмет и подчеркивающее его свойства. Украшают, добавляют образность и поэтичность художественному тексту. Отговорила роща золотая Березовым веселым языком. (С.А.Есенин)

 

Словарь грамматических явлений языка Единица Значение термина Сфера использования Примеры
Однородные члены предложения   Однородные члены предложения-главные или второстепенные члены предложения, связанные в нём с одной и той же формой слова и выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию. 1. Указывают на перечисление, на чередование действий, предметов, их признаков, каких-либо явлений, событий, происходящих в жизни людей, на неопределенность впечатлений от того, что происходит вокруг. «Мокрый, холодный..»,«играл, веселился..», «солнце, снег, дождь..» и др. 2. Позволяют увидеть одновременные, последовательные действия
Обособленные члены предложения Обособление - это смысловое и интонационное выделение членов предложения с целью придать им известную смысловую и синтаксическую самостоятельность в предложении. Показывает усложненность содержания, передаваемого обособленным членом предложения.    
  Обособленные согласованные определения 1. Помогают конкретизировать определяемое существительное, уточнить признак предмета: Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими. 2. Помогают автору полнее раскрыть отличительные свойства предмета; 3. Помогают автору "сжать" информацию, позволяя в определении передать содержание, которое можно выразить и придаточной частью СПП: Выросшие за лето медвежата играли на камнях... (сравните:Медвежата, которые выросли за лето, играли на камнях...)
  Обособленные несогласованные определения 1. Помогают автору ярко, многогранно представить предмет: Здесь уже начинался город, с высокими домами, с шумом трамваев. 2. Помогают автору дополнить и усилить картину, установить причинно-следственные связи: Степан, в рваной телогрейке, пыльных сапогах, был похож на бродягу.
  Обособленные приложения   1. Поясняют или уточняют нарицательное существительное; 2. Помогают автору уточнить, кого он подразумевает, раскрывает содержание определяемого слова-местоимения: А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед.
  Обособленные обстоятельства 1. Выражают добавочное действие к основному; 2. Помогают автору уточнить основное действие с помощью добавочного, выраженного деепричастным оборотом; 3. Помогают автору выделить качество основного действия: Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы. 4. Помогают автору обозначить цель основного действия: Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт. 5. Помогают автору конкретизировать причину основного действия: Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. 6. Помогают автору конкретизировать время основного действия: И лишь повзрослев, понял что это задание дала маме её совесть. 7. Помогают автору обозначить условие, вопреки которому совершается основное действие: Постепенно, сама того не желая, мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами. 8. Помогают автору сказать об условии основного действия: Но,внимательно всмотревшись, он понял: серое пятно в кустах - это олень Песчаных холмов. 9. Помогают автору точнее сказать о том, как, каким образом совершается действие: Толик вглядывался в Тёмино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле? 10. Помогают автору сравнить одно с другим на основании общего для них признака: Он уже горел вовсю, словно факел.  
  Обособленные дополнения 1. Несут значение исключения, то есть выполняют ограничительную функцию; 2. Помогают автору внести в предложение значения включения или исключения: Он не видел ничего, кроме Таборки.
  Обособленные уточняющие члены предложения 1. Помогают автору конкретизировать предшествующий член предложения: В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка...
  Обособленные пояснительные члены предложения 1. Помогают автору обозначить одно и то же понятие другими словами: Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства... 2. Помогают автору внести дополнительные разъяснения или замечания: Рабочие лесопромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались и курили.
Вводные слова Слова, входящие в состав предложения, но не вступающие с его членами в грамматическую связь. Вводные слова выражают отношение говорящего к высказыванию, его оценку, дают сведения об источнике сообщения или связи с контекстом.
  Конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др. Выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.): Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.  
  К счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде, странное дело, неровен час, чего доброго, как нарочно и др. Выражают чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.) Но, к несчастью, в это время подвернулся губернатор.  
  Во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом и др. Указывают на связь мыслей, последовательность изложения. Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой.
  Словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами и др. Указывают на приемы и способы оформления мыслей. Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища.
  Лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др. Указывают на экспрессивный характер высказывания. По правде говоря, я не очень рассчитывал на его помощь.  
  По словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям, по-моему, по-твоему и т.п., дескать, мол, по моим расчетам, с точки зрения, как известно и др. Указывают на источник сообщаемого. По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути.
  видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость, помнишь (ли), помните (ли), помилуйте, послушайте, согласитесь, заметьте себе, позвольте и др. Используются также для привлечения внимания собеседника к сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым фактам. Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти.
Обращение Обращение - это слово или сочетание слов, называющее лицо (или предмет), к которому обращена речь. 1. Называет собеседника, того, к кому (звательная функция): Лена, дай мне одну краску. 2. Выражает к нему определённое отношение говорящего, то есть выполняет оценочную функцию: Живёте на износ, бесценная наша,... 3. Раскрывает авторское представление о герое: Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.
Риторический вопрос, Риторический вопрос - риторическая фигура, представляющая собой не ответ на вопрос, а утверждение. Риторический вопрос задается не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя.
Восклицание Восклицание - возглас, выражающий какое-либо сильное чувство, волнение. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие.
Сложносочиненные предложения Предложения, имеющие две или более грамматических основ. Характеризуется наличием сочинительной связи между простыми предложениями 1. ССП с противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО помогают автору показать, что одно событие противопоставлено другому: После пятого урока у меня был кружок, но я не остался. 2. ССП с соединительными союзами И, ДА (=И), НИ...НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, КАК...ТАК И, НЕ ТОЛЬКО...НО И помогают автору показать последовательно происходящие события: Город кончался, и вскоре показалось море. 3. ССП с разделительными союзами ИЛИ, ЛИБО, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО позволяют автору указать на чередование событий: То скрипнет дверь,то тихо отворится калитка...
Сложноподчиненные предложения   Предложения, имеющие две или более грамматических основ. Характеризуется подчинительной связью между простыми предложениями.   1. СПП с придаточным изъяснительным помогают автору раскрыть смысл глагола в главной части: Я должен немедленно доказать ей, что "предполагаемый диагноз" предположили напрасно, что всё будет хорошо. 2. СПП с придаточным определительным помогают автору раскрыть признак существительного из главной части: Она не могла пройти мимочеловека, который недомогал. 3. СПП с придаточным времени помогают автору указать на время протекания действия в главной части: Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. 4. СПП с придаточным цели помогают автору указать на цель, с которой выполняется действие в главной части: Она ела для того, чтобы не умереть. 5. СПП с придаточным причины помогают автору указать на причину, по которой происходят действия в главной части: Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос... 6. СПП с придаточным условия помогают автору указать на условие, при котором действие в главной части станет возможным: Кабы люди за все друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили.
Бессоюзные предложения Предложения, имеющие две или более грамматических основ. Связь между предложениями только смысловая. Отсутствуют какие-либо союзы и союзные слова 1. Помогают автору показать одновременно происходящие события: Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо по крыше. 2. Помогают автору пояснить смысл сказуемого из первой части: Наконец мы дождались: позвонил папа. 3. Помогают автору указать на причину того, о чём говорится в первой части: Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником. 4. Помогают автору дополнить то, о чём говорится в первой части: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. 5. Помогают автору противопоставить два события: Лето припасает - зима поедает. 6. Помогают автору уточнить, в какое время (когда) происходит событие, о котором говорится во второй части: Кончил дело - гуляй смело. 7. Помогают автору указать на условие, при котором совершается действие во второй части: Посеешь ветер - пожнёшь бурю. 8. Помогают автору сделать вывод из того, о чём говорится в первой части: Дети стали большими - им надо серьёзно учиться. 9. Помогают автору передать быструю смену событий: Раздался выстрел - зверь упал. 10. Помогают автору сравнить события: Скажет слово - соловей поёт.
Словообразовательные суффиксы Суффиксы, служащие для образования новых слов, называются словообразовательными. Таких суффиксов большинство. 1. Образование экспрессивных форм числительных с помощью суффиксов: тысчонка, миллиончик 2. Образование экспрессивных форм местоимений с помощью суффиксов: всяческий, таковский 3. Образование экспрессивных наречий с помощью аффиксации тех частей речи, с которыми они соотносятся: рядком, давненько 4. Образование сниженных глаголов на -ничать, -ить, -уть - значение неодобрение, разговорно-просторечная окраска: насмешничать, температурить, тормознуть 5. Образование междометий и частиц с помощью суффиксов - сильная экспрессивная окраска: баюшки, агушки
Параллелизм Порядок расположения отдельных слов или предложений, при котором одна словесная группа заключает в себе образы, мысли и т. п., соответствующие другой группе, причем обе эти группы составляют или входят в одно целое. Указывает на аналогию, сходство, общность характерных черт; однородное синтаксическое построение двух (и более) предложений (или частей их) Твой ум глубок, что море / Твой дух высок, что горы
Инверсия Изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение; Выделяет той или иной элемент предложения. Смотри — растопырила ноги как.
Эллипсис Пропуск маловажной части предложения, легко дополняемой в общей связи речи. Используется для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи, художественной выразительности. Еще шаг, и ты - (будешь) там.
Умолчание Намеренные обрыв высказывания Передает взволнованность речи и предполагает, что читатель догадается о не высказанном. Но мне ли, мне ль, любимцу государя… Но смерть… но власть… Но бедствия народны…
Парцелляция Членение цельного высказывания на интонационно самостоятельные части, Придает большую выразительность, усиливает смысловые оттенки. И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.
Многосоюзие Стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов Подчеркивает роль каждого из них, создает единство перечисления, усиливает выразительность речи. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.
Бессоюзие Опущение союзов, связывающих грамматически однородные слова или предложения. Усиливает выразительность речи, придает ей сжатость, насыщенность. Пришёл, увидел, победил.
Градация Расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, в последовательном порядке повышающейся или понижающейся смысловой или эмоциональной значимости членов ряда. Производит впечатление нарастающей или убывающей. Но чернеют пламенные дали — Не уйти, не встать и не вздохнуть
Знаки препинания Запятая 1. Указывает на следование объектов и событий друг за другом. 2. Информирует о наличии в предло жении структурно равноправных элементов.
  Точка 1. Указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего. 2. Указывает на завершённость высказывания. 3. Указывает на законченность мысли.
  Вопросительный знак в конце предложения 1. Указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания, требует ответа. 2. Указывает на ожидание ответа.
  Восклицательный знак в конце предложения 1. Показывает, насколько сильно автора волнует содержание его собственного высказывания. 2. Указывает на эмоциональную напряжённость
  Двоеточие 1. Указывает на разъяснение предыдущей части высказывания
  Тире 1. Указывает на следование событий друг за другом.: Отступил - и вдруг споткнулся. 2. Указывает на временной интервал. 3. В обозначении чередования: хотят сказать, что в диалоге сменился автор или от прямой речи перешли к обычному тексту. 5.Показывает значение противоположности (Я мрачен - ты весел).
  Кавычки 1. Указывают, что заключенное в них сообщение принадлежит не автору. 2. Обозначают границы прямой речи или цитаты.
  Скобки 1. Указывают, что сообщение несёт не основную, а дополнительную информацию. 2. Указывают на вспомогательный характер информации.
  Точка с запятой   3.Указывает на то, что именно здесь граница основной части сообщения, но далее есть другая информация – для размышления читателя.
  Многоточие 1. Передаёт недосказанность, недоговорённость. 2. Отражает эмоциональную окраску речи – передаётпрерванность мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением. 3. Указывает на неполноту информации. 4. Может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл.

š Примеры сочинений

***

Известный лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают». Действительно, через свой словарный запас мы показываем знание лексики, а через грамматику – выражаем свои мысли.

Встречающаяся в тексте В. Ткаченко «Дающий жизнь», просторечная лексика «добывание хлеба» (3) используется для передачи личного мнения автора на происходящее. Применение просторечия помогает читателю погрузиться в ту атмосферу обеспокоенности автора

Использование в тексте обособленного обстоятельства «несмотря на многовековой прогресс»(2) показывает добавочное действие к основному. С помощью деепричастного оборота Ткаченко уточняет время основного действия и делает свою речь яркой и выразительной.

Без лексики и грамматики наша речь была бы невозможна. Поэтому человек должен не только правильно думать, но и грамотно выражать свои мысли.

***

Известный лингвист Г. Степанов писал: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают». Наш словарный запас, то есть лексику мы выражаем с помощью чувств, переживаний, эмоций, впечатлений людей. Чтобы правильно и компетентно передать их необходимо знать правила русского языка, нужно уметь четко и ясно излагать свои мысли. Под этим автор подразумевает грамматику.

В тексте используется гипербола «битва бескровна» (8). Автор употребляет её с целью создать у читателей преувеличенное представление о предмете речи.

Также автор использует однородные члены: «продукт, гордость, достоинство, радость и боль» (9). Он употребляет их для того, чтобы перечислить, передать чувства людей, показать, насколько важна эта работа – работа хлебороба.

Таким образов, лексика действительно свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают.

***

«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают». На мой взгляд, это высказывание Г. Степанова правильное.

Словарь языка – это лексика. В последнем предложении текста есть фраза «общаться с ним должно на вы» которую можно заменить словом «уважать». Автор использует перифраз для усиления признаков изобразительности речи.

В предложении 7 при описании производства хлеба употреблены однородные определения. С их помощью читатель получает более полную информацию о том, как на самом деле нелегко достается хлеб.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, говоря о лексике и грамматике, Г. Степанов был прав.

***

Г. Степанов писал: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают».

На мой взгляд, Степанов прав, ведь словарь – это лексика, это наши мысли и чувства. Так в предложении 1 автор использует гиперболу «чудеснейшее открытие человечества», тем самым дает понять, насколько открытие важное



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: