Проблема спроса и предложения 6 глава




Теория предпринимательства Й. Шумпетером. Предприниматели занимаются осуществлением новых комбинаций факторов производства при помощи вкладывания средств. Шумпетер выделяет несколько видов новых комбинаций факторов производства:

o создание нового блага;

o использование новой технологии производства;

o освоение нового рынка сбыта;

o открытие новых источников сырья;

o использование новой технологии производства.

Предпринимательство, за Шумпетером, составляет свойство человеческого характера, не зависящее от классовой и социальной принадлежности.

Предпринимателя характеризуют такие качества:

o стремление к нововведению;

o умение рисковать;

o вера в собственные силы;

o ощущение собственной независимости.

Стимул предпринимательства как новаторства состоит в росте доходов или в уменьшении издержек в результате инновации. Новаторская деятельность (непрерывно прогрессируя изнутри) способствует переходу экономики из одного равновесия в другое. Этот процесс Шумпетер назвал экономическим развитием.

Получение денег являются свидетельством завершенного процесса производства и увеличенного совокупного продукта.

Кредит Шумпетер считал важным условием получения новаторами средств производства. Процент за кредит - это цена, уплаченная за приобретение новых производительных сил.

Шумпетер признавал лишь денежную форму капитала - платежные средства, которые в руках предпринимателей изменяют структуру производства.

Шумпетеру принадлежит динамическая концепция цикла, где цикличность рассматривается как закономерность экономического роста. Согласно этой концепции, движущая сила процветания - массовые инвестиции в основной капитал, которые служат воплощением определенных новшеств. Важнейшая роль в теории циклов отводится кредиту, который создает возможность вовлечения в экономический оборот дополнительных экономических ресурсов и тем самым реализации нововведений.

Деловые циклы проходят две фазы:

o в первой фазе экономика выходит из состояния равновесия благодаря массовой инновационной деятельности предпринимателей;

o во второй фазе экономика движется к состоянию равновесия с учетом новых условий ее функционирования; это движение сохраняется до возобновления инновационных процессов.

В отличие от традиционного, воспринятого и марксистами, противопоставления монополии и конкуренции, й. Шумпетер видит возможность их позитивного взаимодействия. Не всякая конкуренция эффективна для экономического роста. Эффективной Шумпетер считает только конкуренцию, что основывается на снижении издержек производства и повышении качества продукции за счет технических, организационных и управленческих новаций. Лучшие условия для осуществления таких новаций обладают крупнейшие компании и их монополистические объединения. Именно монополии, располагающие громадными ресурсами, имеют возможность проводить исследовательские работы, внедрять новую технику и технологию, что связано зачастую с гигантскими капиталовложениями и длительными сроками окупаемости инвестиций. Если ранее монопольная прибыль базировалась на особых правах и привилегиях, предоставленных властями, или на исключительной собственности на дефицитные ресурсы и невоспроизводимые блага, то теперь она-порождение нововведений, вознаграждение за техническое и организационное новаторство.

Монополию, что обеспечивает сверхприбыль за счет новаторской деятельности, Шумпетер именует эффективной монополией. Это сверхприбыль для каждой конкретной монополии - дело временное. Она исчезает вследствие осуществления других нововведений конкурентами - монополиями-соперниками, Каждая монополия заботится о частные интересы, но конечным результатом является выигрыш всего общества.

За Шумпетером, эффективная монополия - источник позитивного динамизма экономики. В этом отношении Его теория прямо противоположна марксистской, видящей в монополиях причину хозяйственного застоя и регресса.

 

42Экономическая мысль Древневосточных цивилизаций (Древний Вавилон, Египет, Китай, Индия).

Первыми государствами и первыми рабовладельческими обществами в истории человечества были государства Древнего Востока, нередко объединяемые под названиями восточные деспотии или речные цивилизации. К ним относятся Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай. Хронологические рубежи периода существования этих государств (конец IV- первая половина I тыс. до н.э.) совпадают с так называемым бронзовым и началом железного века.

Раннему и успешному развитию древневосточных государств во многом способствовали теплый климат, высокое плодородие земли, наличие руд цветных и благородных металлов, удобные транспортные пути в виде полноводных рек (Тигр и Евфрат, Нил, Инд и Ганг, Хуанхэ и Янцзы) и теплых морей. Не рассматривая особенности экономического развития каждого из ранних рабовладельческих государств, которые, на наш взгляд, были вызваны, в первую очередь, религиозно-культурными причинами, отметим то общее, что было характерно для всех них.

1. Хозяйство имело преимущественно натуральный характер. Основной отраслью экономики было ирригационное земледелие в условиях речных долин. Урожайность основных сельскохозяйственных культур при этом была весьма высока (среднем сам-15...сам-20)

2. В экономике наблюдалось разнообразие видов ремесел и высокая степень искусности городских ремесленников.

3. Главной производительной силой общества были юридически свободные, но экономически зависимые от государства крестьяне-общинники и ремесленники. В пользу государства они должны были регулярно налоги (натурой и деньгами). Помимо этого общинники несли и трудовые повинности по строительству и ремонту каналов, дорог, храмов и т.д.

4. Численность и удельный вес рабов в населении был незначителен (не более 2-7 %) Рабство носило преимущественно долговой, патриархальный характер.

5. Государство имело форму деспотии, то есть самодержавной власти. В пользу верховной власти изымалась большая часть прибавочного, а порой и необходимого, продукта в виде своеобразной ренты-налога.

6. Собственность на ирригационные сооружения и большую часть земли была государственной. Государство контролировало жизнь своих подданных с помощью многочисленного (до 20 % населения) чиновничьего и репрессивного аппарата.

7. В обществе наличествовала жесткая иерархия: обязанности и права каждого зависели от его места на социальной лестнице. Огромную роль в поддержании существующего порядка вещей играла религия.

Отмеченные особенности развития древневосточных государств позволяют сделать вывод о существовании в них так называемого азиатского способа производства (термин введен в научный оборот К. Марксом). Этот способ производства зиждется на системе неразделенности государственной власти и собственности, на необходимости подчинения каждого интересам государства, на трудовой повинности всех и вся в пользу государства.

Представление о хозяйственной жизни древневосточных цивилизаций дают немногочисленные свидетельства экономической мысли той поры. Среди них наиболее показательны: кодекс вавилонского царя Хаммурапи, труды Конфуция, индийский трактат “Артхашастра”

Хоз деят-ть людей началась в глубокой древности, и с того времени появл эконом мысль о том, как выгоднее вести хоз-во, о богатстве и бедности. Истоки эконом науки следует искать в учениях мыслителей Древнего мира, прежде всего Древнего Востока.. На Др Востоке уже в IV тысячелетии до н.э. зародился рабовладельческий строй, гос-во, а в недрах господствовавшего натурал хоз-ва со временем развились товарно-денежные отношения. Взаимод общинная, гос-ная и частная формы соб-ти. Масштабное участие гос-ва в хоз-ной жизни определило специфику азиатского способа произ-ва (чрезмерное регулир хоз-ва посредством регламентации сфе­ры ссудных операций и торговли; ведущая роль в экономике отводится соб-ти гос-ва; неприкосн частной соб-ти).

В Вавилонии наибольшую известность имеет сборник законов царя первой вавилонской династии - Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Он стремился упорядочить соц-эк отношения в Др Месопотамии (282 статьи). Наиболее интересными для хар-ки эконом мысли Вавилонии явл статьи, в которых отражены защита соб-ти граждан, правила аренды, найма и ростовщичества, чтобы "сильный не притеснял слабого". В законах предусмотр различные формы гос рег и контроля эконом деят-ти населения.

Важное значение для истории эконом мысли имело древнекитайское учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Он считал, что труд приумножает богатство и народа, и государя, поддерживается крестьянской общиной и патриархальной семьей. Регламентация патриархально-семейных отношений - основа стабильности общ строя. Власть должна заботиться о равномерном распределении богатства, регламентации сель\хоз работ, ограничении налогов и моральном совершен людей. Этические нормы, провозглашенные Конфуцием, способ-ли укреплению патриархальной семьи и клана сородичей, а вместе с тем и общ строя Китая. Осн источником для изучения хоз и экон мысли Др Индии явл трактат "Артхашастра", написанный Каутильей (конец IV в. до н. э.) Трактат посвящен артхе – матер выгоде: приобретению земли, получению налогов, торговой прибыли, процентов и т.д. Внимание концентрир на царском хозяйстве и эконом пол-ке государя. Целью правильного управления явл рост гос богатства, которое складывается из рез-тов труда населения, поэтому расходоваться должно на общ нужды: поддержание ирригационных сооружений, строит дорог и т. д. Рабство признается естественным явлением для "накопления богатства". Осн целью пол-ки гос-ва явл пополнение казны с помощью налогов и борьбы с хищениями казенного имущества. Государь должен бороться с торговой спекуляцией и ростовщичеством. Бесценным источником для изучения хоз жизни в Др Палестине явл Библия, которая отразила в мифологической форме историю жизни др евреев и других народов Палестины. Справедливость означает признание прав на жизнь, собственность, одежду, жилище, труд и отдых.

 

 

43Экономическая мысль Древней Греции. опл сокровищ;

деньги, как капитал.

Отношение к деньгам – негативное. Они портят человеческие природы. Идеал: хозяйство Спарты.

Платон – 5-4 в. до н. э. мыслитель.

Учение об идеальном гос-ве. Суть: лучшее, что может быть создано чел-ком на земле – сильное идеальное гос-во. Это гос-во, в котором чел-к заним делом, к которому он предназначен природой. Он выделил 3 типа людей:

Люди, у которых преоблад разумная душа (самые умные). Их функция: управлять, писать законы.

Люди, у которых преобл эмоцион душа. Это защитники, воины.

Люди чувственного типа, любят трудится. Это ремесленники.

Первые 2 группы людей не должны владеть собственностью. Должны владеть только те, кто ее производит (3 группа).

Аристотель 4 век до н. э.

Критиковал концепцию идеального гос-ва Платона. Его построение невозможно. Сильное – можно, но не нужно, т. к. может быть легко подавлена личность с ее правами.

Занимался проблемой рабства. Это важная проблема для античного общества, т. к. рабы – основная производительная сила.

Он смотрел на проблему рабства через призму природы человека. «Люди от природы, по своим свойствам, не равны. И если человек не может быть хозяином самому себе, не имеет достаточной силы воли, значит он обречен на то чтобы выполнять волю другого, т. е. Быть его рабом».

Он смотрит на проблему частной соб-ти. Частная соб-ть – категория вечная. Она коренится в его любви к самому себе. Высказывается о деньках. Оценивал роль денег с позиции нравственности, т. е.он признавал деньги в том случае, если они способствовали обмену товара на товар. Не признавал, если деньги выступают в роли торгового капитала (деньги – товар – деньги с приростом) и в виде ростовщического капитала (деньги – деньги). Он считал искусство делать деньги из денег неприличным противоестественным для человека. Называл – хремолистикоой.

 

44Экономическая теория Д. Рикардо. Особенностью учения Д. Рикардо является то, что в качестве предмета исследования он выделяет проблему распределения.

Так же как и А. Смит, Д. Рикардо выделяет три класса и три вида доходов, однако он исходит из того, что стоимость создается трудом, а затем делится на доходы. В этом случае увеличение одного из них ведет к уменьшению другого.

Прибыль он понимает как прибавочную стоимость, продукт неоплаченного труда наемного рабочего и определяет в виде избытка стоимости над заработной платой. Перспективу роста заработной платы Д. Рикардо связывает с повышением производительности труда. Как и в случае с заработной платой, он сформулировал закон падения нормы прибыли и показал, что растущая потребность общества в пище вынуждает вовлекать в оборот новые худшие по качеству участки земли, которые требуют все больше труда. В результате падения производительности труда цены на продукты растут и, следовательно, растет номинальная заработная плата, уменьшая норму прибыли.

Научной заслугой Д. Рикардо является учение о земельной ренте, где он отверг все попытки объяснить ренту действием сил природы и признал ее источником труд. Ученый, боровшийся против крупного землевладения, считал, что интерес землевладельца всегда противоположен интересу всякого другого класса в обществе. Не участвуя в процессе производства, землевладелец присваивает продукт труда только потому, что он собственник.

Д. Рикардо считается основателем теории сравнительных преимуществ во внешней торговле, которая сохранила свое значение вплоть до сегодняшнего времени. Перспективные направления международной торговли он определял на основе сопоставления сравнительных издержек. Любой из факторов производства – труд, земля, капитал может дать стране сравнительное преимущество в каком-то определенном виде производства. Формирование эффективной отраслевой структуры позволило странам выгодно торговать друг с другом.

 

 

45Экономические взгляды А.Н.Радищева. Александр Николаевич Радищев (1749— 1802) — выдающийся революционный мыслитель второй половины XVIII в. Он был первым в России дворянским революционером, возвысившим свой голос в защиту угнетенного крестьянства и осудившим крепостничество.

А. Н. Радищев явился родоначальником антикрепостнической идеологии, создателем оригинальной системы экономических взглядов. Русский гуманист, опиравшийся на материалистическую философию, он был на голову выше многих западноевропейских просветителей, апеллировавших к разуму, справедливости и призывавших к уяснению путем просвещения законов «естественного права», к реализации их норм методом реформ. Анализируя законы развития помещичьего хозяйства, основанного на крепостном труде, А. Н. Радищев установил внеэкономический, насильственный характер связи между помещичьими и крестьянскими хозяйствами, выявил антагонизм противоречий между ними, разоблачил классовую сущность абсолютистского государства, решительно стоящего на защите экономических и политических интересов дворянства. В итоге следовал вывод, что радикальное изменение феодальных производственных отношений невозможно осуществить путем постепенных реформ. Необходимы революционные меры, классовая борьба порабощенного крестьянства с дворянством и его государством.

В области экономической теории Радищева интересовали проблемы крепостничества, феодальной собственности, аграрных отношений, внутренней и внешней торговли, а также пошлины, цены, денежное обращение, кредит и процент, налоги и повинности крестьян в пользу государства и помещиков. Он оказался одним из первых русских экономистов, обратившихся к изучению экономики крестьянского хозяйства, оброчной и барщинной форм феодальной ренты. Вопросы мелкой кустарной промышленности его интересовали с точки зрения возможности занять мелких земледельцев в производстве и дать им дополнительный источник средств существования.

Все эти проблемы с различной глубиной и широтой освещены были Радищевым в ряде работ 70-х, но особенно 80—90-х годов. Главным его сочинением, посвященным критике крепостнической системы хозяйства и крепостного права в России, стало «Путешествие из Петербурга в Москву». С приложением к нему оды «Вольность» оно было тайно напечатано Радищевым в 1790 г. в собственной типографии

В своих теоретических работах по вопросам экономики он стремился обосновать необходимость защиты экономических и политических интересов крестьянства и эксплуатируемого народа в целом. Хотя Радищев считал земледелие основной отраслью народного хозяйства, тем не менее он придавал большое значение и развитию промышленности. Высоко оценивая преобразования Петра I, направленные на развитие промышленности, торговли, денежного обращения, Радищев, однако, полагал, что эти мероприятия имели бы значительно больший успех и размах, если бы реформатор не сохранил без изменения крепостничество. Взгляды на развитие промышленности были высказаны Радищевым в таких работах, как «Письмо о Китайском торге», «Описание моего владения» и др Он выступал за то, чтобы Россия в короткое время достигла значительных успехов в расширении и совершенствовании промышленного производства.

В истории русской и мировой экономической мысли А. Н. Радищев занимает выдающееся место. Будучи революционером, Радищев критически относился к многим общественным течениям XVIII в. Он поднялся на высокую ступень революционного мышления. По уровню теоретической зрелости социально-экономические взгляды А. Н. Радищева были выше взглядов его современников и оказали воздействие на них. По времени он был предшественником декабристов, а по революционной идеологии во многом предвосхитил воззрения российских разночинцев-демократов (революционных демократов) середины XIX в.

 

46Экономические взгляды Ж.А. Тюрго. Анн Робер Жак Тюрго (1727- 1781) родился во Франции. Согласно се­мейной традиции окончил теологический факультет Сорбонны, но ув­лекся экономикой. В 1774 - 1776 годах занимал должность генерального контролера финансов. Сотрудничал с просветителями в "Энциклопе­дии" Д. Дидро.

Главный труд А. Тюрго - "Размышления о создании и распределении богатств" (1770 г.).

Вслед за Кенэ и другими физиократами он отстаивал принцип свободы экономической деятельности и разделял их взгляд на земледелие как единственный источник прибавочного продукта. Впервые выделил внутри "земледельческого класса" и "класса ремесленников" предпринимателей и наемных работников.

А. Р. Ж. Тюрго впервые сформулировал так называемый закон убывающе­го плодородия почвы, который гласит: каждое дополнительное вложение капитала и труда в землю дает меньший по сравнению с предыдущим вложением эффект, а после некоего предела всякий дополнительный эффект становится невозможным.

В целом учение А. Тюрго совпадает с учением физиократов, но при этом надлежит отметить следующие идеи:

Ø доход от капитала делится на издержки для создания продуктов и при­быль на капитал (заработная плата владельца капитала, предпринима­тельский доход и земельная рента);

Ø обмен взаимовыгоден обоим товаровладельцам, и поэтому происходит уравнивание ценностей обмениваемых благ;

Ø уплата ссудного процента оправдывается потерей дохода заимодавца при предоставлении ссуды;

Ø текущие цены на рынке, с точки зрения А. Тюрго, формируются с уче­том спроса и предложения, являясь критерием, по которому можно судить об избытке или недостатке капиталов.

 

47Экономические взгляды М.В. Ломоносова. Михаил Васильевич Ломоносов — великий русский ученый. Сфера его научных интересов необычайно об­ширна, сюда входят химия, геология, география, фило­софия и многие другие науки. Большое внимание ученый уде­лял экономическим вопросам. Ломоносова можно по праву считать одним из основоположников российской экономиче­ской школы. В своем учении он исходил из того, что русские очень сильно отличаются от западных людей, а поэтому для России не применимы многие европейские теоретические раз­работки в области экономики. Акцент должен быть сделан в сторону развития самодержавия, коллективизма. Наибо­лее известными работами Ломоносова в области экономики являются «Экономический лексикон российских продуктов» — справочник, в котором он начал систематизацию производи­мой в России продукции, и разработанный им проект закона «Об учреждении государственной коллегии (сельского) зем­ского домоустройства».

Он выступал за активное государственное регулиро­вание экономики, не считая, что она может развивать­ся самостоятельно. Формирование сильного государ­ства — государственного аппарата — позволит создать процветающую экономику. По его замыслу, все силы перво­начально должны быть направлены на создание сильного государственного аппарата, который сможет эффективно уп­равлять экономикой. Правильной формой государственного устройства М.В. Ломоносов считал самодержавие, наиболее полно соответствующее менталитету славян. Он полагал необходимым расширение экономических функций госу­дарства. Но самодержавие должно быть ограничено и на­правлено на решение конкретных экономических проблем. М.В. Ломоносов выводил роль государства за пределы реше­ния исключительно экономических вопросов. Государство объединяет всех своих граждан и служит для них единым цен­тром и духовным началом.

М.В. Ломоносов провел всесторонний и объективный анализ экономической ситуации в России. На его основе ученый выделил следующие насущные пробле­мы, требующие неотлагательного решения:

- развитие военного потенциала страны;

- развитие купечества;

- увеличение численности российского населения;

- искоренение праздности;

- просвещение народа и развитие культуры;

- развитие сельского хозяйства;

- развитие производства и живописи.

Им предлагались оригинальные методы решения названных проблем, которые были представлены на рассмотрение импе­ратрице Елизавете Петровне, а некоторые и реализованы.

Труд назван им главным фактором производства и раз­вития экономики. Без него невозможно создание ни од­ного блага, товара. Для развития трудового потенциа­ла страны он предложил ряд мер, способствующих повышению рождаемости, улучшению качества жизни крестьян и т.д


М.В. Ломоносов считал, что богатство нации заключа­ется не в деньгах — драгоценных металлах, а в увеличении разнообразия и количества производимых и продаваемых внутри страны товаров. На его увеличение должны быть направлены все усилия государства, что может быть осуще­ствлено с помощью активного развития производства, с вы­делением наиболее важной области — металлургической. М.В. Ломоносов придавал большое значение и сельскому хо­зяйству, положение которого он оценивал резко негативно. Источник низкой производительности сельского хозяйства он видел в неэффективном управлении им помещиками и соб­ственниками земли, в притеснении крестьян. Только здо­ровый, сытый и довольный крестьянин может хорошо ра­ботать и увеличивать своим трудом национальное богатство. У М.В. Ломоносова можно найти идеи об отмене крепостно­го права и даровании воли крестьянам, которые, по его мне­нию, будут работать намного лучше и принесут больше пользы.

Главная заслуга М.В. Ломоносова состоит в том, что он систематизировал и развил основные экономические теории, на основании которых впоследствии сформировалась рос­сийская экономическая школа.

 

48Экономические взгляды М.И. Туган - Барановского. Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919) - Известный русский экономист, общественный деятель, публицист, один из ведущих представителей «легального марксизма».

Уже после 90-х гг. Туган-Барановский отходит от ортодоксального восприятия идей Маркса и одним из первых выдвигает идею соединения трудовой теории стоимости с теорией предельной полезности («Теоретические основы марксизма». 1905). Он утверждал, что предельные полезности свободно воспроизводимых хозяйственных благ пропорциональны их трудовым стоимостям. Это соотношение получило название «теоремы Туган-Барановского» и активно обсуждалось в литературе, как с позиций поддержки (Н.А.Столяров, С.Г.Струмилин - позднее резко изменивший позицию), так и отрицания (Н.И.Бухарин, И.Г.Блюмин). Построил концепцию разноуровневости цен и ценностей (стоимостей) и их методической несоединимости (невыводимости) с теорией распределения («Социальная теория распределения», 1913). Важным было и то, что Туган-Барановский модифицировал схемы воспроизводства К.Маркса, введя три подразделения общественного производства, подверг критике Марксов «закон тенденции нормы прибыли к понижению». Доказательство, которое он применил, использовалось для решения проблемы «трансформации стоимости в цены» (В.К.Дмитриев, М.Добб, П.Сраффа).

Туган-Барановский не принадлежал к какому-то определенному направлению, пытаясь энциклопедически соединять марксизм, предельную полезность, бернштейнианство.

Много сделано им и в области теории социализма, где акценты делались на психологических факторах общественного развития и определялась неготовность России к социализму.

Был блестящим педагогом, выступал с публичными лекциями, вел студенческие научные кружки. Одним из его выдающихся учеников был Н.Д.Кондратьев - экономист с мировой известностью. По его учебнику «Основы политической экономии» училось не одно поколение студентов, даже и в 20-е гг. при советской власти.

М.И.Туган-Барановский был выдающимся деятелем кооперативного движения, участвовал в его руководящих органах, а в 1909г. создал и возглавил журнал «Вестник кооперации», лучшее из подобных изданий не только в России, но и за рубежом. С победой сталинизма его имя попадает в число забытых на 70 лет, а труды переизданы (не все) лишь в последние годы. Зато его работы хорошо известны за рубежом. Родился Туган-Барановский в Харьковской губернии, из дворян, окончил физико-математический факультет Харьковского университета, перебрался в Москву, но профессорской кафедры не получил как политически неблагонадежный. Был в партии кадетов (1906). В 1917г. -министр финансов украинской Центральной рады, один из основателей Украинской Академии наук, председатель ее социально-экономического отдела (1919).

После разгрома Рады уехал в Москву, занимался делами кооперации. Потом вернулся в Киев, где преподавал и был деканом юридического факультета в Киевском университете. В качестве советника по экономическим вопросам выехал с делегацией украинской Директории в Париж, но в пути, около Одессы, скоропостижно скончался.

Переход к социализму М.И.Туган-Барановский считал неизбежным, поскольку при капитализме небольшая группа людей наживается за счет остальной многочисленной части общества. Основой социализма является идея о равноценности человеческой личности (эта идея была заимствована у И.Канта).

М.И.Туган-Барановский выделяет три типа социализма:

• государственный - строй, при котором единицей хозяйствования является государство;

• синдикальный - строй, при котором значительная роль государства сочетается с автономией производственных единиц;

• коммунальный - строй, при котором роль государства незначительна.

М.И.Туган-Барановский говорил о том, что теория предельной полезности дополняет трудовую теорию стоимости. В доказательство он приводил следующее высказывание: "Полезность последних единиц продуктов... - их предельная полезность - должна быть обратно пропорциональна относительному количеству этих продуктов, производимому в единицу рабочего времени".

Относился к числу сторонников закона убывающего плодородия почвы, как части теории предельной полезности.

Промышленное производство в своем развитии циклично. В его развитии М.И.Туган-Барановский выделил две фазы:

• в первой фазе благодаря усиленному созданию основного капитала происходит расширение производства, усиливается спрос на товары;

• во второй фазе процесс формирования основного капитала закончен; это сопровождается перепроизводством средств из-за падения спроса на них.

Исходя из этого, М.И.Туган-Барановский формулирует закон инвестиционной теории циклов - фазы промышленного цикла определяются процессом инвестирования.

Далее автор связывает свою теорию с величиной процента на капитал: высокий процент говорит о нехватке средств на инвестиционную деятельность, а ликвидация промышленного кризиса вызывает падение ставки процента.

М.И.Туган-Барановский глубоко изучил проблемы теории и практики кооперации. Он разработал основные принципы кооперации:

• материальная заинтересованность;

• добровольность;

• использование труда только членов кооператива.

Специфика учения о заработной плате М.И.Туган-Барановского:

• рост прибыли и падение заработной платы - явление необязательное;

• рост производительности труда может сопровождаться одновременным ростом прибыли и заработной платы;

• рабочая сила не служит товаром, так как работник - личность, наделенная потребностями;

• размер заработной платы зависит от производительности труда и от социальной организованности рабочего класса.

49Экономические взгляды Н.Г.Чернышевского. Теория общинного социализма Н.Г. Чернышевского и ее эволюция в трудах народников.

В 50-60–е гг. 19в. в России оформилось революционно-демократическое направление, которое было представлено творчеством НИКОЛАЯ ГАВРИЛОВИЧА ЧЕРНЫШЕВСКОГО (1828-1889). В большинстве его работ содержится резкая критика крепостничества как главного фактора низкого экономического развития страны. Однако признавал крепостничество естественно возникшей социально-экономической системой, причины которой им вынесены за пределы сферы материального производства в сферу человеческих отношений. Капитализм он характеризовал как более прогрессивный строй, но с множеством недостатков, при котором труд мало производителен, т.к. рабочий трудится не на себя, а на капиталиста. Кроме того, капитализм подвержен кризисам и конкуренции, что для Чернышевского являлось недостатком. Зная многие работы западных экономистом выступал против их концепций, считая необходимым создание принципиально новой политической экономии. Разработал свою политэкономическую систему – теорию трудящихся, в которой труд рассматривался не только как источник богатства, но и как мера справедливого распределения благ, где все будет принадлежать труду, причем лишь в социалистическом обществе. Таким образом, в теории Чернышевкого важное место занимало учение о социализме и центральную часть занимало в политэкономии трудящихся. Для прихода социализма считал необходимым революционную борьбу и материальные предпосылки, созданные капитализмом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: