Юлия Соколова
НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
РЕБЁНКАПЯТИ-ШЕСТИЛЕТ
Иллюстрации Елены Карпович
Москва
эксмо
Интеллектуальное развитие вашего ребёнка начинается не за год-два до поступления в школу, а идёт в процессе всей жизни, начиная с рождения.
Занимаясь по нашей книге, вы отчётливо представите, какой объём знаний, умений и навыков должен иметь ребёнок 5-6 лет. Книга поможет вам определить, какие способности вашего малыша развиты лучше всего, какие на достаточном уровне, а над чем нужно ещё поработать.
Мы надеемся, что занятия доставят взрослым и детям немало драгоценных минут полезного и интересного общения.
Уважаемые родители!
Интеллектуальное развитие ребёнка начинается не за год-два до поступления в школу, а идёт в процессе всей жизни, начиная с рождения. Имея собственные наблюдения и представления о подготовленности своего ребёнка, тем не менее многие родители беспокоятся, каков его интеллектуальный уровень.
И здесь развитие таких качеств, как внимание, мышление, память, речь, мелкая моторика руки, очень важно.
В этой книге мы даём вам роль диагноста в проверке способностей вашего ребёнка. Советуем выбрать для занятий 20-25 минут несколько раз в неделю. Но не входите в роль строгой учительницы, создайте доброжелательную обстановку, исключите из поля внимания все отвлекающие его моменты (телевизор, радио и т.п.).
Объясните ребёнку задание и предложите выполнить его самостоятельно. Если он затрудняется, помогите ему, но ни в коем случае не делайте за него, ведь вы проверяете не свои, а его способности. Только убедившись, что данное задание ребёнку не под силу, похвалите его за старание и скажите, что уверены: в другой раз получится.
Таким образом, вы будете знать, с чем ребёнок не справляется и над чем нужно поработать. Если он достаточно быстро и правильно справляется со всеми заданиями — развитие вашего ребёнка соответствует возрасту.
В 5-6 лет ребёнок должен уметь:
Внимание— выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут, удерживать в поле зрения 6-7 предметов, находить 5-6 отличий между предметами, выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу, находить 4-5 пар одинаковых предметов.
Память— запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут, рассказывать наизусть несколько стихотворений, пересказывать близко к тексту прочитанное произведение, сравнивать два изображения по памяти.
Мышление — определять последовательность событий, складывать разрезанную картинку из 9 частей, находить и объяснять несоответствия на рисунках, находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
Математика — считать в пределах 10, пользоваться количественными и порядковыми числительными, сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, уравнивать неравное число предметов двумя способами, выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам, ориентироваться на листе бумаги.
Развитие речи — правильно произносить все звуки, говорить не торопясь, выразительно, поддерживать непринуждённую беседу, составлять связные рассказы по картинке из 5-6 предложений, составлять рассказы из личного опыта.
Развитие мелкой моторики — регулировать силу нажима на карандаш, и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета, рисовать с натуры простые предметы и фигуры, располагать изображение на всём листе, на одной линии или на широкой полосе, штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры, ориентироваться в тетради в клетку или в линию.
Знакомство с окружающим миром — называть своё имя и фамилию, имя и отчество своих родителей, знать название своего города (села), столицы родины, название основных профессий, объяснять, чем занимаются их представители, называть группы предметов обобщающим словом (фрукты, овощи, деревья, ягоды, домашние и дикие животные, птицы и т.д.), пользоваться основными правилами дорожного движения, называть последовательность времён года, частей суток, дней недели.
Не забывайте, что ваши занятия с ребёнком должны проходить на достаточно хорошем эмоциональном уровне. Если ваш, малыш в данный момент не настроен заниматься, отложите занятия до более удобного момента.
Занимаясь по книжке, вы можете получить представление о том, какой объём знаний, умений и навыков должен иметь ребёнок 5-6 лет. Книжка поможет вам определить, какие способности вашего малыша развиты лучше всего, какие на достаточном уровне, а над чем нужно ещё поработать. Мы надеемся, что эта книга доставит взрослым и детям немало драгоценных минут полезного и интересного общения.
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Найди пару каждому зонтику.
• Ребёнок должен выполнить это задание самостоятельно и быстро.
Расставь значки в фигурках по образцу.
! Хорошо, если ребёнок выполнит это задание быстро и без ошибок.
Найди точно такую же бабочку, как и в рамке.
! Малышу следует самостоятельно и быстро выполнять задание.
Рассмотри две картинки. Найди и назови все различия между ними.
• Ребёнок должен самостоятельно найти Различия и связно рассказать о них.
Пройди лабиринты, начиная от стрелок.
! Желательно, чтобы малыш умел проходить лабиринты быстро и без ошибок.
• Послушай слова. Постарайся их повторить без ошибок, в такой же последовательности, как они написаны в ряду, не пропуская ни одного слова.
1. Конь, гриб, корзина.
2. Петух, солнце, машина, тетрадь.
3. Крыша, пень, вода, свеча, школа.
4. Гора, птица, часы, стол, снег, мёд.
• Если услышишь название игрушки — хлопни в ладоши.
Дерево, мячик, книга, яблоко, юла, сумка,
роза, апельсин, пирамидка, бабочка, чай,
погремушка, цветок, солнце, кукла, ваза,
воробей, утюг, мозаика, шапка, яблоко,
медведь, виноград, кубики, подушка,
курица, арбуз, сапоги, неваляшка, река,
облако, трава, матрёшка.
• Повтори в точности за мной движения, которые я буду выполнять. (Показывайте ребёнку любые движения и проследите за тем, чтобы он их выполнял правильно.)
• Послушай и повтори. (Постучите карандашом по столу простой ритм, проследите за правильностью воспроизведения ребёнком этого ритма.)
• Внимательно послушай текст, повтори его и ответь на вопрос.
Девочкам купили игрушки. Тане — куклу, Оле — мячик, Саше — машинку, Диме — кораблик.
Кому что купили?
• Повтори числа в таком же порядке, не пропуская ни одного.
Один, три, шесть.
Семь, два, четыре, девять.
Пять, один, семь, два.
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Рассмотри картинки. Постарайся запомнить все предметы. Закрой книжку и вспомни, что было нарисовано.
! Если ребёнок сможет вспомнить не менее 6 картинок из 8 предложенных — у него хорошая память.
• Послушай слова, запомни их и повтори.
Кот, книга, самолёт, цветок, лиса, дерево, зонт, ключ.
• Послушай пары слов. Постарайся их запомнить.
Дождь — зонт
самолёт — облако
чашка — блюдце
карандаш — тетрадь
кошка — молоко дом — окно лес — грибы птица — гнездо.
А теперь по первым словам в каждой паре постарайся вспомнить вторые.
Дождь — кошка —
самолёт — дом —
чашка — лес —
карандаш — птица —
• Послушай фразы. Постарайся их запомнить, а затем повторить каждую из них без ошибок.
В лесу весело пели птицы. 1 сентября дети идут в школу.
Рассмотри картинки. Запомни пары предметов. Переверни страничку.
Постарайся вспомнить, что было в пустых клетках. Нарисуй.
! Хорошо, если малыш вспомнит и назовёт все пять пар предметов с предыдущей страницы.
Рассмотри картинки. Запомни, какие предметы нарисованы и как они расположены. Переверни страничку.
Постарайся вспомнить, какие предметы поменялись местами, чего не стало, что появилось новое?
! Малыш должен самостоятельно вспомнить все различия.
• Вспомни названия сказок, в которых встречаются эти слова.
Старик, старуха, колобок, волк, заяц, медведь, лиса.
Посадил, выросла, стал тянуть, тянет-потянет, позвал, вытянули.
Дед, баба, курочка, яичко, бил-бил, не разбил.
• Послушай небольшой рассказ. Постарайся его запомнить и повторить.
Наступила весна. Прилетели перелётные птицы. Ребята решили сделать скворечники и кормушки для птиц.
Около дома росла берёза. На ветку берёзы сел воробей. В кормушке лежали крошки хлеба. Воробей склевал крошки и улетел.
Послушай рассказ. Попробуй пересказать его.
! Задайте наводящие вопросы, если малышу трудно самостоятельно пересказать текст.
Рассмотри картинку, запомни, что нарисовано.
I Закройте книжку, задайте ребёнку вопросы по картинке: «Что делал мальчик?», «Сколько корабликов нарисовано?», «Что стояло на окне?» и т.д.
Похвально, если малыш, сможет правильно ответить на 5-6 предложенных вами вопросов.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Рассмотри рисунки. Чего не хватает на каждом из них?
! Если малыш- сам догадается, чего не хватает на рисунках, у него развито мышление.
! Ребёнку следует правильно выбрать лишний предмет, назвав остальные обобщающим словом.
Рассмотри половинки картинок. Найди каждой картинке соответствующую половинку.
Объясни, почему именно эта половинка подошла.
Найди липший предмет в каждой рамке. Объясни, почему он не подходит к остальным.
Рассмотри картинку. Что перепутал художник? Расскажи.
! Малыш должен самостоятельно найти все несоответствия и попытаться объяснить их.
Как ты думаешь, какие фигуры пропущены? Нарисуй их сам.
! Надо, чтобы ребёнок сам догадался, каких фигур не хватает.
Подбери заплатки к коврикам. Назови их номера.
! Ребёнок должен самостоятельно и быстро подбирать заплатки и объяснять свой выбор.
Рассмотри картинки. Как ты думаешь, что было сначала, а что потом? Расставь цифры в кружочках по порядку. Составь рассказ по картинкам.
I Малыш должен уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ.
• Чем отличаются и чем похожи друг на друга эти предметы?
Карандаш и ручка Шкаф и холодильник Яйцо и камень Лужа и ручеёк
• Назови детали одежды, части машины, дома, дерева, цветка.
• Какое слово среди перечисленных в каждом ряду лишнее? Объясни, почему?
Сентябрь, вторник, апрель, июль. Таня, Антон, Ирина, Вера. Утро, дождь, снег, град. Ромашка, василёк, колокольчик, груша.
• Подбери подходящие слова и за
кончи выражение правильно.
Огурец — это овощ, а яблоко — это... На столе — скатерть, а на полу —... Учитель — в школе, а врач —... У птицы — крылья, а у рыбы —... У человека — руки, а у медведя —...
Ответь на вопросы. Объясни свои
ответы.
Чего в лесу больше: ёлок или деревьев?
Чего в огороде больше: овощей или картошки?
Кого в детском саду больше: девочек или детей?
Кого в реке больше: щук или рыбы?
• Так бывает или нет? Скажи, какие фразы правильные, а какие нет? Объясни, почему?
Поезд летит по небу. Волк бродит по лесу. Яблоко солёное. Человек вьёт гнездо. Кошка гуляет по крыше. Лодка плывёт по небу.
• Дорисуй в каждом ряду фигуры, соблюдая определённую последовательность.
Кто нарисован в правом верхнем углу листа, кто в левом нижнем, в левом верхнем, правом нижнем, посередине листа?
* Ребёнок должен уметь ориентироваться на листе бумаги.
МАТЕМАТИКА
Найди все числа по порядку от одного до десяти, а затем в обратном порядке от десяти до одного. Назови их.
! Если ребёнок покажет все цифры быстро и правильно, отметьте его успехи.
Сосчитай, каких предметов в каждой рамке больше, а каких меньше. На сколько? Как сделать, чтобы предметов стало поровну?
! Если малыш затруднится предложить два способа уравнивания предметов (добавить один листочек или убрать одно яблоко), помогите ему.
Сосчитай, по сколько разных фигурок нарисовано. Найди и покажи соответствующие цифры.
! Ребёнок должен уметь соотносить количество предметов с графическим образом цифры.
Сосчитай, по сколько предметов в каждом ряду. Который по счету цветок в каждом из рядов? Который гриб, карандаш, молоток? И т.д.
! Малыш, должен уметь называть порядковый номер предмета, согласовывая числительное с существительным. Например: «Морковь — первая, цветок — второй» и т.д.
Что нарисовано слева от чайника, справа от чайника? Нарисуй в пустых клетках слева от чайника ложку, а справа яблоко.
! Ваш малыш, должен уметь ориентироваться на листе бумаги и владеть понятиями «справа», «слева».
На какие геометрические фигуры похожи эти предметы? Нарисуй в пустых клетках соответствующие фигуры.
Покажи, на какие геометрические фигуры похожи эти предметы. Назови все фигуры.
! Ребёнок должен знать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб) и уметь находить похожие на них предметы на рисунках и в окружающей обстановке.
• Сосчитай числа от 1 до 10.
• Сравни числа 5 и 6. Какое больше, а какое меньше? Что нужно сделать для того, чтобы уравнять эти числа?
• Сколько единиц прячется в числе 3? А в числе 7?
• Какое число пропущено (на слух)? 12345789 10.
• Подумай, если к двум прибавить один, сколько будет? А к трём прибавить два?
• Какие числа больше 5, но меньше 8?
• Назови соседей числа 4.
• Какое число стоит перед числом 7?
• После числа 5? Перед числом 4? После числа 8?
• Сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два? Сколько лет тебе было в прошлом году?
• Назови дни недели по порядку.
• Какой сегодня день недели? Что было вчера? Что будет завтра?
• Сравни предметы по величине, пользуясь понятиями: «шире — уже», «выше — ниже», «длдннее — короче», «тяжелее — легче».
Дерево и пень Река и ручеёк Червячок и змея Вата и камень
• Найди и назови в окружающей тебя обстановке предметы круглой, треугольной, четырёхугольной формы.
• Какое сейчас время года? Какое время года было перед этим? Какое будет после этого?
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Маленький Круглый Со стрелками Тикает | Маленький Сочный Красный С зелёной веточкой |
Маленькая Блестящая Холодная Не разговаривает | Маленький Красный Звонит С трубкой |
Маленький Пузатый С двумя палочками Звонкий | Маленький Серенький С длинным хвостом Пищит |
Послушай слова. Как ты думаешь, к какому предмету на следующей страничке подходят слова из каждой рамки? Придумай слова для других предметов.
! Похвалите, если малыш самостоятельно и правильно подберёт к словам подходящие картинки.
Рассмотри картинку. Составь по ней рассказ.
! Ребёнок должен составить связный рассказ не менее чем из 5-6 предложений.
Назови слова наоборот.
Слон большой, а мышка... Подушка мягкая, а стол... Огонь горячий, а лёд... Баба Яга злая, а Иванушка... Река широкая, а ручеёк... Куст низкий, а дерево... Буратино весёлый, а Пьеро...
! Ребёнок должен без помощи взрослого правильно подбирать слова.
весна
дети
деревья
сажают
поливают
копают
Рассмотри картинку и послушай слова. Составь рассказ по картинке, использовав все эти слова.
I Оцените, если ребёнок самостоятельно составит связный рассказ из 5-6 предложений.
От топота копыт пыль по полю летит. У маленькой Сани санки едут сами. Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки. На иве галка, на берегу галька.
Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки.
Послушай скороговорки. Попробуй повторить их чётко и внятно.
«Послушай слова. Скажи, на какой звук начинается каждое из этих слов? Самолёт, зима, цапля, шишка, жук, чашка, лимон, рыба, колесо.
• Назови слова во множественном числе правильно, например: котёнок — котята, заяц — зайчата и т.д.
Поросёнок —... жеребёнок —...
ягнёнок —... дерево —... дом —...
стол —... тетрадь —...
• Дай характеристику этим предметам. Опиши их. Например: яблоко — это фрукт, круглое, зелёное, кислое; чашка — это посуда, фарфоровая, жёлтая, маленькая.
• Скажи полным предложением, что изображено на этих рисунках?
• Расскажи, что ты делаешь в выходные дни? Чем ты занимаешься? Какие твои любимые занятия?
* Послушай начало рассказа. Как ты думаешь, что было потом? Попробуй этот рассказ закончить.
У девочки Ани сегодня день рождения. Ей исполнилось 5 лет. Утром она надела красивое платье и пошла в детский сад.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Выполни штриховку фигур в направлении, показанном стрелками.
I Малыш должен уметь штриховать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры.
Обведи рисунки точно по линиям, не отрывая карандаша и не заходя за линии.
Раскрась картинки цветными карандашами разного цвета.
! Ребёнок должен уметь раскрашивать рисунки аккуратно, не выходя за контуры.
Нарисуй в пустых квадратах точно такие же фигурки.
! Ребёнок должен уметь копировать простейшие рисунки.
Нарисуй рядом точно такую же фигуру по точкам.
! Желательно, чтобы ребёнок копировал фигуры правильно и без исправлений.
Продолжи рисовать узоры по клеточкам.
! Порадуйтесь успехам малыша, если он нарисовал узоры без ошибок.