Выпишите в один столбик камерные вокальные жанры, а в другой – камерные инструментальные жанры.




 

Новая тема: Транскрипция

Термин транскрипция (от лат. iranscriptio — переписывание) означает переработку, переложение музыкальных произведений. Транскрипции появились в XVI—XVII вв. как переложение нотных текстов для исполнения на других инструментах. В XIX в. транскрипции стали одним из наиболее популярных концертно-виртуозных жанров, имеющих самостоятельное художественное значение.

С одной из транскрипций русского композитора XIX в. М. Балакирева вы уже знакомы. Это фортепианная пьеса, написанная на тему известного романса М. Глинки «Жаворонок».

Широкую популярность получили фортепианные транскрипции Ф. Листа. Его мастерство пианиста-виртуоза современники оценивали очень высоко. «Когда играет Лист, — говорил немецкий писатель Г. Гейне, — не думаешь больше о преодолеваемы трудностях, рояль исчезает, и нам раскрывается музыка ». Он сделал переложения для фортепиано девяти симфоний Л. Бетховена. Лист писал: «Если я выполню свою задачу — сделать их доступными — на уровне искусного гравера или умного переводчика, то моя цель будет достигнута». Огромной популярностью пользовались этюды Листа по каприсам Паганини. Именно Лист привлек внимание Рахманинова, Лютославского к Капрису № 24 Паганини.

Лист боготворил музыку австрийского композитора Шуберта, видя в ней высшее выражение лирической поэзии в звуках. Среди фортепианных транскрипций Листа такие известные творения Шуберта, как «Лесной царь», «Серенада», «Форель», «Ave, Maria» и др.

Вспомните романс М. Глинки «Жаворонок», а затем послушайте фортепианную транскрипцию М. Балакирева.

1. Одинаковые ли чувства вызывает у вас эта музыка?

2. Какие особенности романса подчеркнуты в транскрипции? Что нового вы услышали в этой пьесе? В какой форме написана транскрипция?

3. Спойте тему баллады Ф. Шуберта «Лесной царь», послушайте ее в записи на немецком языке. Как музыка помогает понять содержание баллады?

4. Послушайте фортепианную транскрипцию Ф. Листа «Лесной царь». Какими средствами передает композитор содержание песни Шуберта? Что усилил Лист в своей пьесе - лиризм, драматизм, трагизм?

Послушайте в записи Каприс № 24 Паганини и сравните его с фортепианной транскрипцией Листа. Почему композитор выбрал жанр этюда для данной транскрипции?

5. Как вы понимаете высказывание Листа о мастерстве «искусного гравера или умного переводчика» применительно к его транскрипциям?

Каждый раз, знакомясь с новым произведением, мы обращаем пристальное внимание на круг образов и разнообразную палитру чувств, которые передают средствами музыкальной выразительности композиторы. Но какое же это счастье, когда композиторы, стремясь воплотить в своих произведениях сюжетную линию, достигают совершенства и зрелищности, а мы слушатели можем это услышать и понять!

 

Известный итальянский пианист и педагог Ферруччо Бузони (1866—1924) продолжил традицию создания транскрипций, оказав значительное влияние на развитие пианистического искусства Европы. В своих транскрипциях он, так же, как и Ференц Лист, обращался к сочинениям многих композиторов.

Исполнение Бузони сравнивалось то с творениями живописи, то с великими соборами. Слушая его, говорили о «красочных полотнах», «фресках», «звуковых скульптурах» в его «как из мрамора изваянной игре». В исполнении Бузони все производило впечатление гениальной импровизации - и в этом была его главная сила!

  • Послушайте знакомую вам «Чакону» для скрипки соло И.-С. Баха, а затем транскрипцию этого сочинения Ф. Бузони.

Ф. Бузони

Напомним, что чакона (от исп. chacona) — инструментальная пьеса торжественного характера в виде полифонических вариаций на повторяющуюся в басу тему. Произошла от медленного и плавного старинного испанского танца.

Обращаясь в своих транскрипциях к бессмертной музыке Баха, Бузони отмечал, что «баховский стиль... характеризуется прежде всего мужественностью, энергией, широтой и величием»; исполнение произведений этого автора должно быть «крупным по плану, широким и крепким, скорее несколько жестким, чем слишком мягким», «совершенно свободным от... элегантности и уютности, которые противоречат баховскому характеру».

6. Как вы понимаете слова Ф. Бузони: «Слушатель является как бы зрителем»?

7. В чем, по-вашему, секрет современности музыки Баха?

Каждый раз, знакомясь с новым произведением, мы обращаем пристальное внимание на круг образов и разнообразную палитру чувств, которые передают средствами музыкальной выразительности композиторы. Но какое же это счастье, когда композиторы, стремясь воплотить в своих произведениях сюжетную линию, достигают совершенства и зрелищности, а мы слушатели можем это услышать и понять.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: