Фрэнсис Бэкон Новая Атлантида /Повести.-М.: Родина,2021.-320с.-(Весь мир).




Конспект по философии

студентки 1 курса факультета психологии

Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова

103 группы д/о

Петровой Марии

 

 

2021 год

 

Фрэнсис Бэкон Новая Атлантида /Повести.-М.: Родина,2021.-320с.-(Весь мир).

Вопрос Цитата Комментарий
Была ли вера в божественные силы на море? «Однако мы все ещё возносили сердца наши и мольбы ко всевышнему, творящему чудеса на водах, моля, чтобы, как при сотворении мира, он собрал воду воедино и явил сушу, так и теперь явил бы нам сушу и не дал погибнуть.» В событиях на море люди часто искали Божественное проявление и волю.
Какое значение имели мореплаватели? «И вот ввечеру следующего дня показалось с севера как бы густое облако, вселившее в нас некоторую надежду на землю; ибо мы знали, что эта часть Южного моря совершенно не исследована, и тут могли оказаться острова и материки, дотоле неизвестные.» Примерно в 1561 годах совершались великие географические открытия. Прогресс в мореплавании привел к появлению новый-х и более практичных судов, которые могли перемещаться на далёкие расстояния.
Открытия новых языков происходили? «Вместе с тем открытие, что народ здешний сведущ в наших языках и полон человеколюбия, немало нас ободрило.» Географические открытия позволяли морякам записывать новые языки и распространять их в родных просторах.
Было ли значение распространения религий? «Христиане ли вы? Мы ответили утвердительно и безбоязненно, помня о кресте, изображенном в их печати.» Прибывая на новые материки часто люди видели схожесть своей религии с доселе незнакомыми им. В итоге это приводило к налаживанию контактов.
В чём проявлялось весомое значение Иисуса Христа в вере? «Он взял с нас клятву «именем Иисуса и мук его», а затем сообщил, что на следующее утро в шесть часов за нами пришлют, чтобы поместить в Доме чужестранцев (так он назвал его), где мы получим всё необходимое как для больных, так и для здоровых.» В прошлом, люди более религиозные не только соблюдали все предписанные традиции, но и чтили Иисуса Христа.
Была ли острота проблемы оплаты труда ранее? «С этим он оставил нас; а когда мы предложили ему несколько пистолей, сказал с улыбкою, что не может дважды получать плату за труды; это (насколько я понимаю) означало, что он получает достаточное жалованье от государства.» Цитата служит доказательством данной социальной проблемы и её неизменности.
Бескорыстие, как проявление лучших качеств человека было важно? «Мы также предложили ему двадцать пистолей, но он улыбнулся и сказал только: «Как? Вторичная плата?».  
Гостеприимство в новых местах «Вскоре был нам подан обед; причем и хлеб, и мясо были отличные – лучше, чем за любой общественной трапезой, какую я мог припомнить в наших краях. Были также напитки трех сортов, все полезные и приятные на вкус: виноградное вино, напиток из зерна, наподобие нашего эля, но прозрачнее, и род сидра, приготовленного из местных фруктов, – удивительно вкусный и освежающий. Кроме того, принесли нам для наших больных большой запас упомянутых мной красных апельсинов, которые, по их словам, были верным средством от болезни, поражающей мореплавателей. Дали нам также коробку мелких пилюль серого и беловатого цвета, посоветовав давать их нашим больным, по одной пилюле на ночь для ускорения их выздоровления.» Проявление заботы для незнакомого человека ценилось всегда. Автор показывает нам к какому поведению нужно стремиться человеку
Вера в спасение души терзала мысли людей? «Мы словно видим перед собою прообраз нашего небесного спасения, ибо, находясь еще столь недавно в пасти смерти, очутились вдруг там, где все дарует нам утешение. Что касается наложенного на нас запрета, то мы его не нарушим, хотя и невозможно, чтобы мы не горели желанием повидать и другие части этой счастливой и благословенной страны.» Рассуждение о мире духовном корнями уходят в древнюю эпоху, о которой сейчас ходят легенды и размышления философов.
Была ли параллель придания о чудесном спасении и распространение книги Апокалипсис? «Мне, Варфоломею, рабу божию и апостолу Иисуса Христа, было видение, в коем ангел повелел мне вручить морским волнам этот ковчежец. A потому объявляю народу, к которому угодно будет господу привесть ковчежец, что тем самым ниспосылается ему спасение, мир и благоволение от бога-отца и господа нашего Иисуса». Кроме того, в обоих этих писаниях – книге и послании – было нам явлено чудо, подобное чуду апостолов, когда был ниспослан им дар языков. Ибо не только местные жители, но также иудеи, персы и индийцы, находившиеся в ту пору в нашей стране, смогли прочесть книгу и послание так, словно они были написаны на их родном языке. Вот как случилось, что ковчег, спасший остальную часть старого мира от потопа, спас нашу землю от неверия через апостольскую проповедь св. Варфоломея». Рассуждения о конце света и спасении душ часто находят своё отражение в философских учениях на протяжении долгих лет
Вера в Ноев ковчег в чём была распространена? «Вам надлежит знать (хотя вы и можете счесть это невероятным), что три тысячи и более лет назад мореплавание (особенно в отдаленные страны) было развито более, нежели сейчас. Не думайте, что мне неизвестно, какие успехи оно сделало за последние сто двадцать лет. Я знаю это отлично и тем не менее повторяю: более, нежели сейчас. Потому ли, что пример ковчега, спасшего остатки рода человеческого от всемирного потопа, поощрял вверяться волнам, или по другой причине, но так оно было. Большой флот был у финикийцев, особенно у жителей Тира, а также у их колонии, Карфагена, лежавшего еще дальше к западу. На востоке много кораблей было у Египта и Палестины. Китай и великая Атлантида (именуемая у вас Америкой), сейчас имеющие лишь джонки и пироги, в ту пору также в изобилии имели большие суда.» Как мы видим, рассуждения автора включают в себя библейский сюжет
Легенда об Атлантиде с каких времён началась? «В это же время и еще столетие спустя процветала и великая Атлантида. И хотя повесть о ней, написанная одним из ваших великих людей– который назвал ее поселением потомков Нептуна и описал ее великолепный храм, дворец, город и холм, ее многочисленные судоходные реки, опоясывавшие город точно кольцами, и величавые ступени, подобные scala coeli, по которым туда восходили, – хотя все это поэтический вымысел, одно, во всяком случае, верно: эта Атлантида, так же как Перу (в то время называвшееся Койя) и Мексика (носившая название Тирамбель), были мощными и гордыми державами, которые славились войском, флотом и богатствами, столь мощными, что жители последних одновременно (или на протяжении десяти лет) совершили два больших плавания: жители Тирамбеля – через Атлантику и Средиземное море, а жители Койи – через Южные моря к нашему острову.» «Бэкон отождествляет платоновскую Атлантиду («великую Атлантиду») с Америкой, по-видимому, локализуя ее в области Бразилии. Впервые связал Атлантиду Платона с Америкой Франциск Лопес де Гомара («Historia de las Indias», 1553), усмотревший сходство ее географического описания у Платона с топографией западной части Атлантики.» - мы видим, что Бэкон основывался в своих суждениях не только на собственных размышлениях об идеальном государстве и людях, но и на работах философа Платона.
Что представлялось идеалом правителя? «Государь этот, стремясь сочетать благоразумие и гуманность и полагая бесчеловечным удерживать чужестранцев против воли и неблагоразумным – допускать их возвращение на родину, где они разгласили бы тайну нашего местонахождения, постановил следующее: всем чужеземцам, получившим дозволение высадиться, в любое время разрешать возвращение, но всем, кто пожелал бы остаться, предлагать отличные условия и содержание на счет государства. В этом оказался он столь дальновиден, что за все века, прошедшие с тех пор, мы не помним, чтобы хоть один корабль от нас возвратился; и только тринадцать человек были в разное время доставлены на родину на наших судах. Что эти немногие могли рассказать по возвращении – я не знаю.» Упоминание в произведении правителя Соломона напоминает нам о философских идеалах руководителя государства.
В чём по мнению людей состоит идеал настоящего государства? «Теперь считали мы себя свободными, убедились, что нам не грозит окончательная гибель, и отлично проводили время, осматривая город и его окрестности в пределах дозволенного нам расстояния, а также заводя знакомство со многими лицами, отнюдь не простого звания, которые обходились с нами с такой добротою, непринужденностью и желанием обогреть чужестранцев на своей груди, что заставили нас позабыть все, что было нам дорого на родине. Непрерывно встречались мы со множеством вещей, достойных наблюдения и описания; ибо если есть в мире зерцало, достойное привлекать людские взоры, таким зерцалом является эта страна.» Здесь мы можем наблюдать как значимы для автора межличностные отношения и какой смысл он предаёт слову человечность.
Каково уважение к старшим в роду в идеальном государстве? «Тирсан выходит со всем своим потомством, причем мужчины идут впереди его, а женщины позади; а если жива мать, породившая их всех, то справа от кресла, на xopax, отгораживают для нее особое помещение с дверью и застекленным окном с резной рамою, украшенным лазурью и золотом; там она сидит, невидимая присутствующим.» Мы понимаем, что, как и во многих культурах, в мировоззрении автора почтение к старшим в роду было очень значимо. Из-за этого, читатель делает вывод о важности знания о своих предках и родословной. Это мы можем наблюдать в целой смысловой части произведения, а именно в «Празднике семьи» (обычай, описанный автором)
Что главенствует в понимании идеальной страны? «Пониже возвышения накрыты столы для приглашенных, где все подается с большой торжественностью; а в конце обеда (пиршества у них никогда не длятся более полутора часов) исполняется гимн, который бывает различным, смотря по искусности сочинителя (поэты здесь превосходные), но темой своей неизменно имеет восхваление Адама, Ноя и Авраама, из коих первые два населили мир, а третий был отцом верующих; а в заключение всегда поется хвала рождеству спасителя, рождением своим искупившего грехи всех рожденных.» Люди страны, описанной Фрэнсисом Бэконом, чтут традиции и близки к земле. Это значит, что не зря в философских учениях и сейчас мы можем наблюдать значимость благодарности спасителю.
Как представляется еврейский род? «Не прошло шести или семи дней, как я завязал короткое знакомство с одним тамошним купцом по имени Иоабин. Он был евреем и был обрезан; ибо здесь сохранилось несколько еврейских родов, которым предоставляют исповедовать свою веру, с тем большим основанием, что евреи эти весьма отличаются от евреев, населяющих другие страны. Тогда как те ненавидят имя христово и таят про себя злобу на народы, среди которых живут, тамошние евреи, напротив, весьма почитают спасителя и исполнены любви к народу Бенсалема.» Здесь мы можем провести параллель с нашим пониманием и отношением к евреям (особенно после войны 1939- 1945) с представлением о евреях автором и людей прошлого.
В чём состоит ценность брака? «Словом, как я уже говорил, нигде нет такого целомудрия, как в этом народе. Они любят говорить, что лишившийся целомудрия лишается и уважения к себе. A уважение к себе считается у них наиболее могущественным, после религии, средством обуздания пороков». Вечная тема о взаимоотношениях мужчин и женщин рассматривается автором с разных сторон. Это позволяет человеку нашего времени не только лучше понять своё предназначение в этом мире, но и лучше узнать об ответственности, которую будет нести человек, который разделит его или её судьбу.
Что во все времена хотел человек? «Целью нашего общества является познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природою, покуда все не станет для него возможным.» Обретение власти над природой нам представляется с точки зрения практической полезности. Автор представляет человека, как власть над природой. Однако, при перечислении достоинств открытий, сделанных народом описываемой страны, мы понимаем, что всё это идёт в русле созидания.
В чем заключаются отголоски психологии в представлении Фрэнсиса Бэкона? «Мы умеем также усиливать свет, который передаем на большие расстояния и можем делать столь ярким, что при нем различимы мельчайшие точки и линии. Здесь же производим мы опыты с окрашиванием света, со всевозможными обманами зрения в отношении формы, величины, движения и цвета, со всякого рода теневыми изображениями.» «Есть у нас особые дома, где исследуются обманы органов чувств. Здесь показываем мы всякого рода фокусы, обманы зрения и иллюзии и тут же разъясняем их обманчивость. Ибо вам должно быть очевидно, что, открыв столько естественных явлений, вызывающих изумление, мы могли бы также бесчисленными способами обманывать органы чувств, стоит лишь облечь эти явления тайной и представить в виде чудес.» Обман зрения и другие явления подобного рода рассматривались ещё людьми прошлого. Сейчас же мы понимаем, что данные феномены неотделимы от стыка наук. Например, что более близко нам – психология и физика.
Как проявляется почтение к высшей силе? «Есть у нас особые гимны и ежедневные литургии для восхваления господа и благодарения за чудесные его творения и особые молитвы о содействии нашим трудам и обращении их на цели благие и благочестивые.» Не только значим сам факт благодарности за появление новых открытий, но и намерение направлять все новшества в мирное русло, что достойно уважение со стороны читателя. Данную концепцию мы видим в некоторых учениях философов, в Библии. Сейчас же автор нам показал, как это можно переложить на нашу жизнь в практическом плане и как это может отразиться на нас самих.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: