Сценарий познавательно-экспериментальной
Деятельности в средней группе
На тему «Лаборатория Волшебной воды»
Воспитателя высшей квалификационной категории
Трушниковой Александры Александровны
2022г.
Цель: совершенствование знаний детей о воде и её свойствах.
Задачи
1. Образовательные:
-учить на практике выявлять физические качества воды и льда;
-формировать познавательные интересы детей, желание экспериментировать;
-учить делать выводы на основе проведенного эксперимента;
-развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.
2. Развивающие:
-способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса:
лаборатория, лаборант,научный эксперимент, изобретение, прозрачность, вкус, твердость и т. д.;
-продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением;
- развивать умение подводить итоги опытов;
-развивать логику, память, внимание.
3. Воспитательные:
-воспитывать интерес к профессии ученого, самостоятельно познавать мир;
- воспитывать бережное, экономическое отношение к чистой воде;
-воспитывать усидчивость, терпение, дисциплину на занятии.
Интеграция: образовательных областей «Социально –коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование:
Раздаточные:прозрачные одноразовые стаканчики с водой, чайная ложка, салфетка, гуашь, кисти, монеты, сахар - рафинад, формочки для песка, веревочки длиной 10 см.
Демонстрационные: письмо от ученых, чайник с горячей водой, 2 прозрачные стеклянные ёмкости,бусинки во льду, схемы о свойствах воды, ноутбук.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент
Дети стоят полукругом.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться
Доброе утро…
Солнцу и птицам.
Доброе утро…
Приветливым лицам…
Доброе утро…
И каждый становится добрым, отзывчивым…
Доброе утро длится до вечера…
Воспитатель: ребята, сегодня на сайт нашего детского сада пришло письмо. Давайте почитаем его. Интересно от кого оно? (воспитатель демонстрирует красочное письмо на ноутбуке).
- Дорогие друзья! Пишут вам ученые из «Лаборатории Волшебной воды»! Нам очень важно изучить свойства воды, но не хватает помощников - лаборантов. Пожалуйста, помогитенам в этом научном эксперименте.
- Ребята, давайте вспомним, что такое лаборатория? А вы хотите стать лаборантами и помочь ученым? Тогда закройте глаза и считайте до трех. На счет «три», у меня появятся волшебные очки, я превращусь в ученого, а вы - в моих помощников - лаборантов. Раз, два, три! (воспитатель одевает очки). Итак, уважаемые лаборанты, отправляемся в Лабораторию Волшебной Воды!
Давайте вспомним правила работы в лаборатории:
1. Не кричать.
2. Внимательно слушать, смотреть.
3. Друг другу помогать.
4. Без разрешения ничего не трогать
Станция 1.
- Давайте вспомним, для чего нужна человеку вода? (Вода нужна нам для того, чтобы пить, умываться, мыть посуду, готовить еду, быть здоровыми)
- Кто и что еще в природе не может без воды? (Растения, рыбы, животные, птицы)
- А сейчас мы выясним, какая вода на вкус.
Эксперимент №1. «У воды нет вкуса»
Дети пробуют воду.
-Какая она на вкус? Кислая? Сладкая? Соленая? Горькая? (Вода безвкусная)
-Положите в воду кусочек сахара и размешайте. Что получилось? Как вы думаете, что будет с водой, если мы добавим соль? (Солёная)
Воспитатель помогает сделать вывод: вода не имеет вкуса. Она безвкусная. Ей можно придать вкус с помощью наполнителей. (Дети выбирают и показывают схему, вывешивают на доску) (Приложение 1)
Эксперимент № 2. «Вода прозрачная»
- Посмотрите через стакан с водой друг на друга. Вы видите через воду друг друга? Почему, как это объяснить?
- Возьмите монетку и бросьте ее в воду. Посмотрите, вы видите монету через воду?
- Возьмите кисть и краску. Растворите побольше краски в воде. Что получилось? Как изменилась вода? Видно ли теперь монету?
-Посмотрите через воду на своего соседа. Вы видите что-нибудь через окрашенную воду?
Воспитатель помогает сформулировать вывод: вода прозрачная, бесцветная.
Ей можно придать цвет, она потеряет свойство прозрачности, окрасится.(Дети выбирают и показывают схему, вывешивают на доску)(Приложение 2)
- Даже самые великие ученые должны отдыхать от научных трудов. Предлагаю встать и немного размяться.
Физкультминутка с элементами пальчиковой гимнастики "Снежок".
-Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок лепили. (имитируем движения лепим снежок).
-Белый, круглый, очень гладкий. (вращение сжатыми в кулак ладонями)
Но совсем - совсем не сладкий (грозим пальчиком)
-Раз - подбросим, (имитируем бросок вверх с прыжком)
-Два - поймаем, (имитируем ловлю снежка, с приседанием)
- Три - уроним, (имитируем бросок в пол)
И сломаем! (топчем снежок)
Молодцы, ученые. Пора работать. Мы переходим во вторую станцию нашей лаборатории.
Станция 2.
- Ребята, отгадайте загадку.
В тепле он был водой. В мороз -
в прозрачный превратился мост.
- правильно, это лед. (воспитатель вносит чашу со льдинками, в которых заморожены бусинки).
- Ребята, вчера вечером я уронила в лужу браслет, он порвался, бусинки рассыпались. Ночью мороз сковал лужу, вода превратилась в лед. Помогите мне их достать изо льда!
-Как это можно сделать?
Воспитатель помогает сделать выводы: дома можно растопить лед в тепле, нагреть на огне, опустить в горячую воду.
Воспитатель разбивает детей на 2 подгруппы.
1 подгруппа наблюдает таяние льда на батарее.
2 подгруппа наблюдает таяние льда в горячей воде.
Дети перемещаются группами от одного объекта наблюдения к другому.
- В каких условиях лед растаял быстрее?
Вывод делают дети: лед быстрее растаял в горячей воде.(Дети выбирают и показывают схему, вывешивают на доску) (Приложение 3, 4, 5)
- Спасибо ребята, все мои бусинки можно снова собрать на нитку в браслет! Вы смогли мне их вернуть!
У меня снова будет красивое украшение. А вы хотите, сделать украшения из воды? Мы с вами вернемся в первую лабораторию.
Станция 1.
- Посмотрите, после эксперимента у нас осталась окрашенная краской цветная вода. Сегодня я научу вас делать из нее украшения для нашего участка.
Дети переливают воду в формочки-песочницы, вкладывают нитку, сложенную пополам.
-Что нужно сделать, чтоб вода снова превратилась в лед?
-Когда мы пойдем на прогулку, мы выставим поднос с формочками на улицу и оставим на ночь, чтоб вода хорошо замерзла. А завтра украсим наш участок красивыми ледяными игрушками!
- Наш рабочий день в лаборатории Волшебной Воды подошел к концу.
-Ребята, давайте напишем ученым отчет о нашей работе. Расскажите, о каких свойствах воды вы узнали в ходе наших экспериментов. А я буду писать письмо ученым.
Дети подводят итог, повторяют выводы об экспериментах. Воспитатель пишет письмо на ноутбуке.
- Большое спасибо всем лаборантам, наша работа закончена!
Сейчас вы закроете глаза, посчитаете до трех, и мы снова окажемся в детском саду.
-Раз, два, три! Мы дома, посмотри! (воспитатель снимает «волшебные очки»)
-Какой интересный день мы провели в Лаборатории Волшебной Воды.
Приложение1.
Эксперимент №1. «У воды нет вкуса»
Приложение 2
Эксперимент № 2. «Вода прозрачная»
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5