Знаки препинания в предложениях с однородными членами.




Тема 1. Основные понятия о языке.

Норма в современном русском литературном языке.

Нормы произношения и ударения.

Употребление синонимов и антонимов.

Правописание гласных в корне слова.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Упражнение 1. Определите, какие функции языка реализуются в научной статье, в официальном документе, в газетной статье, в художественной литературе, в бытовом диалоге.

 

Упражнение 2. Определите, какие из перечисленных языков являются мировыми: английский, татарский, арабский, немецкий, русский, испанский, китайский, удмуртский, японский, французский, якутский.

 

Упражнение 3. Расставьте ударения.

Алкоголь, аналог, анатом, афера, взапуски, газированный, газопровод, гражданство, диалог, диспансер, жалюзи, зубчатый, издавна, индустрия, искра, квашение, кремень, кухонный, ломоть, лоскут, мальчиковый, недвижимость, новорожденный, община, одновременно, озорничать, опошлить, опрометью, осужденный, пасквиль, планер, положить, премировать, принудить, прирост, противень, процент, пуловер, ракушка, револьвер, силос, симметрия, соглядатай, стенография, теплится, террор, торты, туфля, убранство, уведомить, украинский, упроченье, ушко, факсимиле, фетиш, фимиам, ханжество, хаос, хвоя, ходатайство, цензор, шарфы, шасси, щекотно, щепоть, щиколотка, экипировка, юрисконсульт.

 

Упражнение 4. Расставьте ударение в следующих глаголах и глагольных формах (в случае затруднения обращайтесь к словарику и краткому теоретическому справочнику в конце пособия):

Дотронуться, заиндеветь, группировать, заплесневеть, закупорить, исчерпать; облегчить, ободрить, положить, уполномочивать, премировать, бронировать; ходатайствовать, углубить, одолжить, предложить, опошлить, бряцать, усугубить.

Взялся – взялась – взялись; клялся – клялась – клялись; родился – родилась – родились; принялся – принялась – принялись; начался – началась – начались; назвался – назвалась – назвались; звонить – звонит – звонишь – звонят; вручить – вручит – вручишь – вручат; включить – включит – включишь – включат.

 

Упражнение 5. Прочитайте слова, соблюдая нормы произношения. Определите по словарю, где произносится [е], а где [ё].

Атлет, акушер, афера, блеклый, бытие, безнадежный, белесый, блеф, вахтер, внесенный, гололед, гололедица, гравер, гренадер, груженый, головешка, донесший, двоеженец, двоеженство, дебелый, дареный, желчный, желоб, житие, заем, завороженный, замороженный, запечатленный, зев, заряженный, иноплеменный, истекший, издалека, крестный ход, крестный отец, комбайнер, ксендз, коленопреклоненный, леска, маневры, новорожденный, наем, никчемный, недоуменный, одноименный, одновременный, околесица, осетр, опека, острие, оседлый, отекший, одноплеменный, поблеклый, планер, побасенка, переведенный, приобретенный, перекрестный, современный, совершенный, свекла, сметка, хребет, шофер, шоферы, щепоть, шлем, шерстка, разношерстный, филер, филенка, филистер, хребет.

Упражнение 6. Запишите слова в две колонки: в первую колонку с твердым произношением, а в другую с мягким произношением согласного перед [э].

Аннексия, атеизм, бандероль, берет, бизнес, вексель, вестерн, гантели, генезис, гипотеза, дебош, декада, декан, декрет, демарш, депутат, деспот, диспансер, идентичный, интервал, интервью, кашне, кибернетика, компромисс, компьютер, кофе, кратер, леди, либретто, метод, метрдотель, модель, морфема, неон, несессер, одеколон, орхидея, пациент, паштет, претензия, прогресс, протеже, протез, протекция, ревю, регби, рейс, реквием, реноме, свитер, сессия, синтез, тезис, текстиль, теорема, терапевт, терраса, тире, фарватер, фреска, шатен, шедевр, штепсель, экстерьер, энергия,

 

Упражнение 7. Прочитайте вслух, обращая внимание на твердое или мягкое произношение согласных перед [э].

Андерсен, Антверпен, Альбрехт Дюрер, Ален Делон, Бизе, Бодлер, Вагнер, Вольтер, Гете, Гомер, Гейне, Диоген, Дефо, Делакруа, Дели, Дездемона, Декамерон, Кармен, Корделия, Кваренги, Индонезия, Макбет, Неру, Отелло, Одесса, Марсель, Пастер, Родезия, Роден, Рерих, Стендаль, Сент-Экзюпери, Сенека, Сен-Санс, Шопен, Цвейг, Лопе де Вега, Чапек, Бернард Шоу, Сомерсет Моэм, Делиб, Мендельсон, Зегерс, Моне, Мане, Нейгауз, Прево, Рейснер.

 

Упражнение 8. Подберите к данным словам как можно больше синонимов и составьте с каждым из них предложения.

Защищать, прилежный, выдающийся, думать, броситься, возникать, бесполезный, храбрость.

Упражнение 9. Замените выделенные слова синонимами.

1) Мысли его были самыми печальными. 2) Работники нового учреждения. 3) Не расшвыривай свои вещи! 4) Он должен был сделать что-то очень значительное. 5) Я выполнил все Ваши рекомендации. 6) Картина была очень выразительной и обращала на себя внимание. 7) Все прошло стремительно.

 

Упражнение 10. Отредактируйте предложения.

1) Появление пьес А. Н. Островского явилось огромным событием в истории русского театра. 2) Автор сатирически изображает образы помещиков. 3) Унаследовав наследство дяди, Онегин поселился в деревне. 4) “Слово о полку Игореве” призывало русских людей объединиться воедино. 5) Французский император просчитался, рассчитывая на быструю победу. 6) Когда вражеские войска стали приближаться ближе, весь народ выступил против врагов. 7) Одинокий дом одиноко стоял на краю села. 8) Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был весь охвачен огнем. 9) За февраль месяц были исправлены только основные недочеты. 10) Я хочу спросить вопрос о положении дел в области работы с первокурсниками. 11) Подул сильный ветер, но тем не менее, однако, дождь так и продолжался до самого утра.

Упражнение 11. Вместо точек употребите один из синонимов, приведенных в скобках.

1) По приглашению друзей мне … (довестись, посчастливиться, прийтись, удаться) … (побывать, посетить) Баньске-Быстрице.2) Чтобы ТЭЦ могла полностью обеспечить город теплом, … (необходимо, нужно, требоваться) … (нарастить, повысить, увеличить) ее энергетические мощности и … (построить, провести, продолжить) новые тепломагистрали. 3) Коллективом цеха немало … (делаться, предприниматься, совершаться) для того, чтобы … (закрепить, удержать, упрочить) людей на производстве, однако слесарей-ремонтников все еще … (недоставать, не хватать). 4) В нашем крае много … (далекие, дальние, отдаленные, удаленные) населенных пунктов, в них … (жить, обитать, проживать) до трети населения. 5) Было … (наглядно, предметно) … (показан, продемонстрирован), что комплексное … (использование, применение) технических средств на … (занятия, уроки) … (во много раз, заметно, значительно, неизмеримо, несравненно, ощутимо, существенно) … (повышать, увеличивать) … (отдача, продуктивность, производительность, эффективность) … (работа, труд) педагога.

Упражнение 12. Вместо точек вставьте антонимы, необходимые для правильного построения антитезы. Сравните свои варианты с авторскими (слова, которые использовал автор, см. в конце упражнения).

1) Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем …, умен, чем …, чаще энергичен, чем …, и наоборот (Л. Т.). 2) Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться в том, что они считают справедливым и … (Л. Т.). 3) Спят и богатые, и …, и мудрые, и …, и добрые, и …(Ч.). 4) Тянулась жизнь – как и у всех, кто живет, - богатая длинными горестями и … … … (Ш.). 5) Каким бы ни был писатель – крупным или …, - он должен изображать человека, а не условную фигуру (Эрен.). 6) Мы называем эгоистом того, кто противоположен … (Лун.).

Для справки: альтруист, зол, глуп, апатичен, бедный, короткий, глупый, лютый, восторженный, маленький, радость, несправедливость.

 

Упражнение 13. Подберите к данным словам антонимы и сгруппируйте антонимические пары по частям речи.

Бросать, потерять, надевать, разбрасывать, горький, начало, расширить, маленький, движение, увеличивать, широкий, бедный, вниз, длинный, друг, много, гаснуть, правый, свет, сильный, горячий, зима, жизнь, счастливый, север, молчать, белый, радость, веселый, день.

 

Упражнение 14. Запишите несколько русских пословиц и несколько названий художественных произведений, в которых фигурировали бы антонимы.

 

Упражнение 15. Определите многозначные слова по их антонимам.

Начальное (образование); низшие (чины); третий (сорт); примитивные (существа).

Добрый (нрав); остывший (кипяток); впалые (бока); пологий (спуск).

(Дождь) перестал; (поезд) остановился; (человек) стоит; (дело) застопорилось.

(Смотреть на) небо; (полгода на) море; (жить на) Луне.

Упражнение 16. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Во всех предложениях подчеркните однородные члены.

В дороге.

Мы с товарищем соб…рались в д…лекую поездку и предпол…гали выехать до з…ри. Однако наши предпол…жения и планы не сост…ялись. Мы сильно зап…здали и не только плохо снар…дились в дорогу но даже успели порядком ут…миться. Солнце уже подн…малось над отд…ленными домами и нач…нало сильно п…лить. А мы еще не ул…жили вещей и необходимого снар…жения для охоты и рыбной ловли и не затв…рили за собой дверей нашего дома.

Но вот мы в пути. Лошади словно вд…хновляются нашим стремлением скорее приехать на место и приступить к долгожданному отдыху и с насл…ждением несутся по р…внине. Они разв…вают по ветру свои гривы и накл…няют головы к самой дороге.

Долго перед нами прост…рается одна голая степь и уже раздр…жает своей пустотой и огр…ниченностью вп…ч…тлений. Из р…стительного мира в…дна лишь голая трава да мелкая кустарниковая пор…сль в стороне. Но зато справа и слева позади и впереди всюду степная ширь и воля.

В полдень мы прик…зали кучеру ост…новится и дать отдых лошадям и распол…жились на берегу бл…госл…венного степного ручья. Солнце не уг…сало и од…левало жарой и т…мительной жаждой. Обн…женное тело изн…м…гало и просило хоть м…лейшего ветерка. Ребятишки самого различного возр…ста совсем еще малыши и дети постарше заг…рали купались и ныряли и пл…скались в воде. Мы с уд…вольствием к ним присо…д…нились.

Но вот нас снова пригл…шают в повозку. Др…мота нач…нает от…гощать веки и кл…нить ко сну и заст…вляет подл…жить под голову зап…сенный на всякий случай непром…каемый плащ.

Просыпаемся уже на закате. Звезды заг…раются на небе. З…рницы предв…щают грозу и напом…нают о ночлеге.

 

Упражнение 17. Предложения, начинающиеся с обобщающих слов, дополните однородными членами, предложенными на выбор в виде двух блоков после каждой пары предложений. Распределите их правильно, расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы.

1) В середине последней недели июня … наконец-то уст…новилась ясная и теплая погода. После полумесяца т…скливого ненастья … снова ярко засветило солнце (после пяти дней зат…жных дождей и почти десяти дней холода; в среду и четверг).

2) Толпы дачников … заполонили пригородные поезда. Многочисленная компания с кучей вещей … одна заняла почти половину вагона (с рюкзаками и сумками, с раскладушками и палатками; мужчины и женщины и дети).

3) За выходные дни проворные электрички дост…вляют к месту назн…чения … десятки а то и сотни людей. Всегда вовремя … прибывают переполненные составы (в дачные поселки и в зоны отдыха; без оп…здания и задержек в пути).

 

Упражнение 18. Включите в предложения обобщающие члены. В случае надобности изменяйте формы слов. Запишите полученные предложения, расставляя знаки препинания.

1) Земля и небо одеты каким-то тусклым серебром (всё). 2) И снова в небе вьются синицы голуби стрижи (птицы). 3) Не видно ни массива ни скал ни лесов (ничего). 4) Из каждого дома двора из каждой руины и переулка бежало навстречу нам эхо (отовсюду). 5) Небо зеленые и синие леса люди возы с горшками мельницы опрокинулись стояли и ходили вверх ногами не падая в голубую прекрасную бездну (всё). 6) Надежда и ненависть разом исчезли (обе). 7) Звон якорных цепей грохот сцеплений вагонов дребезжание извозчичьих телег свисты пароходов крики грузчиков сливаются в оглушительную музыку трудового дня (все эти звуки). 8) Теперь в отряде остались только я Дерсу Чжан-Бао Захаров Аринин Туртыгин и Сабитов (семь человек).

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое язык? Какие функции выполняет язык?

2. Что называется языковой нормой?

3. Дайте определение ударению.

4. Дайте определение орфоэпии.

5. Перечислите современные нормы произношения гласных звуков.

6. Перечислите современные нормы произношения согласных звуков.

7. Перечислите современные нормы произношения слов иноязычного происхождения.

8. Дайте определение синонимам и антонимам.

9. Могут ли синонимы и антонимы нести в предложении стилистическую нагрузку?

10. Раскройте основные правила правописания гласных в корне слова.

11. Раскройте основные правила расстановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.


Домашнее задание № 1

 

Задание 1. Расставьте ударения.

Баловать, безудержный, блокировать, вероисповедание, ветеринария, втридорога, гастрономия, добыча, документ, донельзя, дремота, закупорить, заострить, изобретение, исчерпать, каталог, красивее, маркетинг, мастерски, менеджмент, мизерный, наискось, намерения, некролог, обезуметь, обеспечение, обетованный, облегчить, оптовый, осведомить, пиццерия, позвонишь, приданое, приобретение, простыня, псевдоним, свекла, сироты, сливовый, сосредоточение, средства, статуя, столяр, таможня, танцовщица, тяжба, углубить, умерший, феномен, христианин, черпать, щавель, эксперт.

Задание 2. Запишите словосочетания, расставляя ударения в прилагательных и причастиях.

Августовские звезды, алфавитный список, валовой сбор, гербовая печать, госпитальный режим, гусеничный трактор, договорные цены, домовая кухня, избалованный ребенок, кухонная утварь, новорожденный ребенок, оптовые цены, очистные сооружения, пломбированный зуб, станковая живопись, тигровая шкура, экспертная комиссия, языковая колбаса, языковой барьер.

 

Задание 3. В каких словах произносится [шн], [чн], в каких случаях допустимы оба варианта? Сгруппируйте данные слова в три колонки. Обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Беспечный, беспорядочный, библиотечный, будничный, булочная, бутылочный, взяточник, войлочный, встречный, горчичный, горячечный, дачный, двоечник, девичник, заочник, Ильинична, калачный, ключница, конечно, коричневый, Кузьминична, лавочный, мелочный, молочная, молочник, молочница, молочный, нарочно, нарочный, Никитична, отличник, очечник, подсвечник, полуночник, порядочный, поточный, почечный, прачечная, пустячный, сердечный, сказочный, скворечник, скучно, сливочный, точно, Фоминична, яичница, ячневый.

Задание 4. Запишите слова в две колонки: в первую колонку с твердым произношением, а в другую с мягким произношением согласного перед [э].

Анестезия, антенна, бассейн, бизнесмен, бифштекс, бухгалтер, вундеркинд, газель, гангстер, генетика, дебют, декламация, декольте, демон, демпинг, депо, детектив, дефис, индекс, интеграл, интерьер, каре, кодекс, компресс, консервы, кредо, крейсер, крем, лазер, лидер, лотерея, метрополитен, мистер, музей, неологизм, нетто, нонсенс, отель, партер, патент, потенциал, пресса, проект, протест, пюре, регресс, резус, резюме, рейд, ректор, рельсы, сейф, сепсис, стенд, тембр, темп, тенденция, теннис, термометр, термос, туннель, фанера, хризантема, цитадель, шимпанзе, шинель, шоссе, штемпель, эпидемия, эстет, эффект.

 

Задание 5. Отредактируйте предложения, подобрав более точные синонимы к выделенным словам.

1) В 1931 г. инженеры соорудили линейный ускоритель. 2) Самолет подвержен действию перепадов стужи и тепла. 3) Кровля было выполнена плохо. 4) С оттепелью придут для нас главные заботы. 5) Это возможно только на основе всемерной механизации работ. 6) Иванова – мастер высокого класса, она будет работать высококачественно. 7) Месторождения нефти в Среднем Приобье расположены далеко от железных дорог. 8) Комбайн исчез в логу, возник далеко, на другом конце поля, потом развернулся и пошел быстро в нашу сторону. 9) Приближалась ознакомительная практика, и студенты испытывали смятение. 10) С изумлением мы узнавали свою группу крови. 11) Интерес к новой работе был настолько большой, что администрации пришлось сдерживать порывы многих рабочих переквалифицироваться. 12) До сих пор у нас применяется бензиновый двигатель, который потребляет дорогое топливо в значительных размерах. 13) Это препятствие нелегко одолеть. 14) В комнате, где пребывает большая группа людей, не ведающих об эксперименте, человек, несущий стопку книг, неожиданно бросает их. 15) В пресс-центре рабочая и в то же время хлопотливая обстановка. 16) Жители нашего города были свидетелями театрализованного представления.

 

Задание 6. Устраните ошибки, возникшие при употреблении антонимов, и отредактируйте предложения.

1) Иванов исключен из института из-за отсутствия наличия признаков старания. 2) Родители Иванова проявляют активное равнодушие к поведению сына. 3) Этот тополь потому и называется пирамидальным, что растет строго горизонтально. 4) Молодые старокраматорцы выступили с инициативой… (имеются в виду рабочие Старокраматорского машиностроительного завода). 5) Как видите, картина преподавания истории у нас оптимистична, но достаточно печальна. 6) Эта пожилая женщина была еще очень молодой. 7) В вашем предложении нет умных идей, кроме глупых. 8) Герой мыслит и действует логически, а героиня – эмоционально. 9) К столу подошли две женщины: одна рыжеволосая, другая в сером костюме. 10) Петров был наказан по результатам ревизии выговором и премией. 11) Не болтливый, но и не разговорчивый, мой друг всегда найдет для меня слова поддержки. 12) При достаточно высоких минусовых температурах тяжело дышать не только людям, но и животным.

Задание 7. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и записывая в скобках проверочные слова. Отметьте те слова, в которых безударные гласные нельзя проверить ударением. Расставьте знаки препинания.

Вот скрипнула к…литка. Вот прозвучали ш…ги под окнами. Я слышу как он открывает дверь. Сейчас он войдет и между нами произойдет самая обыкновенная и самая неп…нятная вещь в мире мы начнем разг…варивать. Гость изд…вая звуки разной выс…ты и силы будет выр…жать св…и мысли а я буду слушать эти звуковые к…лебания воздуха и разгадывать что они значат и его мысли станут м…ими мыслями. О как т…инственны как странны как неп…нятны для нас самые пр…стые жизненные …вления! (Купр.)

 

Задание 8. Расставьте знаки препинания в предложениях и схематично объясните их расстановку. Вставьте пропущенные буквы и подберите проверочные слова.

1) Здесь было тихо и тишину эту резало только стр…котание машинки и тихие ее звоночки да еще иногда чуть скр…пел паркет. 2) Шаги пропали и настало беззвучие и полная подземная тьма. 3) Такие же ворота были слева и выводили они во двор и через эти ворота рабочие из сараев под…вали д…к…рации. 4) На лугу росли одуванчики и голубые колокольчики и «кашка». 5) Курить в детстве это значит запасти болезни астму трахеит да бронхит. 6) За ночь вода затопила все пляжи и береговые постройки разнесла безжалостно и грубо в мелкие щепки и утром море все еще не успокоилось и продолжало свое наступление на берег.

 

Задание 9. Развитие речи. Из данных предложений сконструируйте одно.

1) Художник задумал историческую картину.

2) Нужно хорошо знать историческую эпоху.

3) Суриков – автор исторической картины «Боярыня Морозова».

4) Суриков прочел много книг, изучал материалы о старине в музеях, всматривался в московские архитектурные памятники.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: