... Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
B8. Назовите средство художественной выразительности, к которому неоднократно прибегает А. А. Ахматова в своем стихотворении ("край глухой и грешный", "черный стыд" и т.п.).
В задании есть пример использования этого средства художественной выразительности, это нам очень помогает его определить. "край глухой и грешный", "черный стыд" – фигурируют образные определения – эпитеты. Ответ: эпитет.
В9. Каким термином обозначается одинаковое начала смежных строк в лирическом произведении (Оставь свой край глухой и грешный, / Оставь Россию навсегда)?
Здесь одинаковое начало смежных строк «Оставь». Единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких строк, строф называется анафорой. Ответ: анафора.
В10. Как называется стилистический прием, усиливающий звуковую выразительность стиха (Не осквернился скорбный дух")?
Внимательно читаем вопрос. «Усиливающий звуковую выразительность». Ставка здесь сделана на звуки, если конкретнее – на согласные звуки «с», «к» и «р» (прочитайте с выражением строку!). Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность. Зву́копись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. Ответ может быть и аллитерация и звукопись, но звукопись – понятие более широкое, оно включает и ассонанс (повторение гласных звуков) и аллитерацию (повторение согласных звуков), поэтому, глядя на наш пример, мы выбираем аллитерацию. Ответ: аллитерация.
B11. Укажите термин, обозначающий созвучие концов стихотворных строк (утешно - грешный; сюда - навсегда).
B12. Каким размером написано стихотворение Анны Ахматовой "...Мне голос был. Он звал утешно..."?
С3. Каким предстает внутренний облик лирической героини в стихотворении А. А. Ахматовой "...Мне голос был. Он звал утешно..."?
С4. Кто из русских поэтов обращался в своем творчестве к патриотической теме и что сближает их произведения со стихотворением А. А. Ахматовой?
Работа № 5. Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; С3-С4 Сердце бьется ровно, мерно. Что мне долгие года! Ведь под аркой на Галерной Наши тени навсегда. Сквозь опущенные веки Вижу, вижу, ты со мной, И в руке твоей навеки Нераскрытый веер мой. Оттого, что стали рядом Мы в блаженный миг чудес, В миг, когда над Летним садом Месяц розовый воскрес, - Мне не надо ожиданий У постылого окна И томительных свиданий. Вся любовь утолена. Ты свободен, я свободна, Завтра лучше, чем вчера, - Над Невою темноводной, Под улыбкою холодной Императора Петра. А.А. Ахматова, 1913 | |||||
Определите стихотворный размер. | |||||
Ответ: | |||||
Определите тип рифмовки 1—4 строф. | |||||
Ответ: | |||||
К какому поэтическому течению начала XX века традиционно относят раннее творчество А. Ахматовой? | |||||
Ответ: | |||||
Какой художественный прием неоднократно использовала поэтесса (например, во второй строчке второй строфы и в первой сточке последней строфы)? | |||||
Ответ: | |||||
Как называется изобразительно-выразительное средство языка, позволяющее изменять порядок слов в предложении: «Оттого, что стали рядом Мы в блаженный миг чудес»? Ошибка! Ошибка связи. | |||||
B8 | хорей | ||||
B9 | перекрёстная | ||||
B10 | акмеизм | ||||
B11 | повтор | ||||
B12 | инверсия | ||||
С3. Почему стихотворение, в котором говорится о любви, А.А. Ахматова называет «Стихами о Петербурге»?
С4. В творчестве каких русских поэтов любовь предстает не сиюминутным чувством, а возвышается над временем и пространством и в чем их произведения можно сопоставить со стихотворением Ахматовой?
Работа № 6.
Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; С3-С
Песня последней встречи
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
ерчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: "Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой".
Я ответила: "Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…"
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
(А.Ахматова, 1911)
В8. Какую аксессуарную деталь «вещного мира» А.Ахматова делает психологическим «знаком беды»?
В9. Образы каких замкнутых пространств намеренно выделены автором стихотворения с помощью «световой» детали?
В10. В произведении создана ситуация речевого общения: «Между кленов шепот осенний попросил: «Со мною умри…» – Я ответила: «Милый, милый…». Как называется форма речи, при которой высказывание, адресованное непосредственно собеседнику, по содержанию ограничивается тематикой разговора и чётко связывается с ситуацией?
В11. Как называется приём, состоящий в замене слова описательным выражением, указывающим на важные в художественном отношении свойства, качества, признаки предмета или явления («шёпот осенний»)?
В12. Какое средство художественной изобразительности позволяет автору уподобить природные явления человеку, наделив их мыслями, чувствами и даже «судьбой»?
С3. На примере данного стихотворения докажите справедливость утверждения К.Чуковского: А.Ахматова «Первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично».
С4. Стихотворения А.Ахматовой часто называют лирикой обманутой женской любви. В каких произведениях русской поэзии звучит мужской вариант темы «последней встречи» и в чём его отличие от «женской» версии А.Ахматовой?
А.Пушкин «Я вас любил…», А.Блок «О доблестях, о подвиге, о славе…», И.Бунин «Одиночество».
Ответы и комментарии
В8 – перчатка
В9 – дом, спальня
В10 – диалог