Декоративно-прикладное искусство.




Убранство интерьеров формируется в значительной мере из произведений декоративно-прикладного искусства. Становление и смена художественных стилей в этом виде искусства всегда протекали одновременно с изменениями в других его видах.

Так, в убранстве хором CVII в., где преобладали старинные национальные традиции, мебель также была русской, изготовленной на основе художественного опыта народа: скамьи, лавки, вислые полки, поставцы, сундуки… Предметы мебельного убранства отделывались сукнами, кожами, украшались росписями, фигурной резьбой, инкрустацией. Разнообразные нарядные шкатулки, ларцы, коробки изготовлялись из кости или дерева, обивались жестью с подложенной слюдой или фольгой. Зеркала монтировались в резные позолоченные или серебряные литые рамы. Осветительные приборы в виде медных паникадил, настольных шандалов и настенников в конце CVII в. становятся важным декоративным элементом в интерьере.

Постепенно появляются привозные предметы декоративно-прикладного убранства, а также сделанные в России по иностранным образцам. Например, шкафы и поставцы становятся более сложной формы, ножки столов и стульев своими изогнутыми линиями напоминают мебель во французских дворцах. Мастера Оружейной палаты, издавна занимавшиеся на Руси изготовлением мебели, копируя западноевропейские образцы, одновременно создают различные варианты кресел, стульев, шкафов и т.д..

Коренное изменение форм быта и архитектурного стиля в начале CVIII в. влечет за собой изменения и в убранстве интерьеров. Растет интерес к вещам западноевропейского производства. Мебель, ткани и другие художественно исполненные предметы быта привозят из Голландии, Германии, Франции, Англии, Китая. Часто в России дворцы украшались такими привозными предметами декоративно-прикладного убранства, как готовые изразцовые печи или богато убранные кровати. Но в документах CVIII в. встречаются упоминания о том, что для убранства дворцов мебели постоянно не хватало, хотя общий размах работ по изготовлению предметов прикладного искусства стал намного шире. Основные кадры резчиков по дереву переводятся из Оружейной палаты на Монетный двор и на судостроительную Адмиралтейскую верфь. Другие отправляются Петром I за границу.

В начале CVIII в. на прикладном искусстве и особенно на мебели сильно сказалось влияние западноевропейского стиля и манеры исполнения. Это явление было характерно и для предыдущего периода, но оно значительно усилилось, благодаря приезжим мастерам и обучавшимся за границей русским ученикам. Активное освоение форм европейской мебели в России привело к тому, что различие между ними фактически стало трудно установить. Национальное своеобразие проявлялось, главным образом, в деталях рисунка.

Предметы мебельного убранства исполнялись русскими и иностранными мастерами в стиле барокко. На русское искусство более всего оказывала влияние Голландия, в искусстве которой были сильно реалистические тенденции. В произведениях прикладного искусства для создания декора широко использовались орнамент и элементы изобразительного искусства.

В России петровского времени конструктивные части деталей мебели маскируются резными украшениями в подстольях, ножках кресел, стульев, бюро-кабинетов. Применяются также позолота, роспись, лепка, сюжетами которых служат купидоны, наяды, гении, орлы, раковины, пышные завитки аканта.

Резьба, бывшая всегда основным декоративным элементом мебели, исполняется высоким рельефом, часто переходящим в круглую скульптуру. Немецкая мебель украшается витыми колонками, которые теряют функциональное значение и становятся одним из декоративных элементов.

Хотя в начале CVIII в. копии подобной мебели изготовлялись в большом количестве, отличительной чертой русских образцов являлся такой материал, как дуб, береза, ольха, сосна.

В экспозиции музея в настоящее время собрана самая разнообразная мебель CVIII в.: голландская, немецкая, английская, русская.

С конца CVII в. на отделку английской и голландской мебели большое влияние оказывает искусство Востока, особенно Китая. Шкафы имели много выдвижных и потайных ящиков, а также высокие витые или точеные ножки изогнутой формы, часто оканчивающиеся внизу птичьей лапой, держащей шар. В Летнем дворце английские стулья красного дерева стоят в Зеленом кабинете. В собрании Летнего дворца Петра I мемориальные морской трон Екатерины и адмиралтейское кресло Петра I очень характерны для мебели, сделанной в России.

Во дворцах начала CVIII в. получают распространение небольшие восьмиугольные и круглые столики на одном толстом стержне с расходящимися внизу небольшими ножками. Верхние доски таких столов, как правило, украшались интарсией, живописной росписью, инкрустацией. Подстолье, ножки, проноги и крестовина также украшались ажурной резьбой.

Кроме предметов мебельного убранства, в интерьерах дворцов находилось много других произведений прикладного искусства: зеркала, часы, изделия резной кости, стеклянная и металлическая посуда, фарфор, осветительные приборы, шпалеры… В столовой Летнего дворца экспонируется разнообразная посуда начала CVIII в.: стеклянные и фаянсовые штофы и бокалы, вазы китайского фарфора. Блюда из дельфтского фаянса развешаны на стене над поставцом. Фаянсовые блюда ценились дороже золота и серебра и использовались только для декорировки помещений.

Осветительные приборы в виде массивных настольных металлических канделябров и шандалов, подвесных люстр и паникадил изготовлялись русскими мастерами в национальных традициях. В начале CVIII в. становятся очень популярными настенники.

Предметы прикладного искусства, рисунок их резьбы, литья, орнаментальной отделки в полной мере соответствовали стилю барокко.

Особую парадность интерьеру придавали зеркала и шпалеры. Производство зеркал было налажено в России на стекольных заводах, но все-таки большая часть их вывозилась из-за границы. В Летнем дворце особый интерес представляет уникальное напольное зеркало в резной ореховой раме, в изготовлении которой, по преданию, принимал участие Петр I. Зеленый кабинет украшают два небольших зеркала в пышных золоченых рамах, танцевальную и приемную Екатерины-зеркала английской работы в рамках красного и палисандрового дерева.

Шпалеры-тканные ручным способом ковры-стали во дворцах знати едва ли не самым декоративным элементом убранства интерьера. При Петре I шпалеры вывозятся из Франции, Германии, Фландрии и других стран. В России шпалерная мануфактура основывается в 1717 г., и к середине столетия русские ткачи создают тканые ковры, стоящие в ряду лучших европейских образцов.

Сейчас в Летнем дворце Петра I экспонируются три шпалеры петровского времени, вывезенные из стран Западной Европы. Они украшают спальню Екатерины и тронную.

Хотя Летний дворец Петра I не строился как парадная резиденция, его внутреннее убранство в полной мере соответствовало общему направлению придворного быта того времени.

 

Глава 7.

Живопись.

 

В конце 10-х годов CVIII в. в России к декоративной живописи относятся плафонные композиции, медальоны, десюдепорты, настенные росписи. В этом жанре, в основном, работали приглашенные Петром I иностранные мастера.

В плафонах Летнего дворца Петра I чувствуется влияние фламандско-голландской школы живописи. Два из семи плафонов Летнего дворца Петра I написаны голландским художником Георгом Гзеллем в 1719 г., через год после его приезда в Россию. Это “Триумф России”, находящийся во второй приемной, и “Триумф Екатерины”- в тронной. Оба плафона, так же как и все остальные, написаны маслом по холсту.

Содержание плафона работы неизвестного художника в детской “Мир и спокойствие” посвящено прославлению царствования будущего наследника престола. Свободная композиция придает ему черты стиля рококо.

Все рассмотренные плафоны имеют прямоугольную форму. Но чаще они встречались круглыми или овальными. Пример тому-плафон “Триумф Минервы” из кабинета Петра I Летнего дворца. Небольшое по размеру поле изображения дало возможность неизвестному художнику более свободно и динамично построить сцену с Минервой, поражающей копьем “врагов Отечества”. Потолок кабинета Петра I заполнен не только этим плафоном. По углам его расположены четыре овальных живописных медальона с изображением амуров, несущих военные атрибуты. Так что в данном случае перед нами целая группа живописных произведений, объединенных сюжетом.

Плафоны Летнего дворца являются первыми в России образцами живописи светского направления с аллегорической тематикой. Их живопись отличается неровностью манеры исполнения. Предполагают, что их авторами могли быть русские ученики Георга Гзелля.

В начале CVIII в. в интерьере усиливается роль станковой живописи. Комнаты украшаются картинами, привезенными из Голландии, Франции, Германии и других стран. Становится очень популярной так называемая шпалерная развеска картин. Кроме шпалерной, существовала и индивидуальная развеска живописных произведений.

Формирование коллекции живописи западноевропейских мастеров начиналось под руководством Петра I. Ее составляли, в основном, произведения голландских и фламандских мастеров.

В настоящее время музей располагает немногочисленной коллекцией произведений голландских художников конца CVII в.- начала CVIII в.. Среди них встречаются картины, принадлежащие кисти таких мастеров, как Ф. Воуверман, Гейсман, Мишо, Броэрс.

В верхнем коридоре висит картина неизвестного художника CVII в. “Сцена в харчевне”. В ней мы находим черты, близкие творчеству Адриано Ван Остаде, который умел с большой теплотой и юмором показать в своих произведениях людей из народа.

Но особое предпочтение отдавал Петр I картинам с видами морских пейзажей. И сейчас марины занимают в экспозиции музея значительное место. Больше всего таких картин находится в кабинете Петра I и токарной. Убранство последней посвящено прославлению России, превратившейся в начале CVIII в. в крупную морскую державу. Особенной выразительностью отличаются произведения Адама Сило, которые высоко ценил Петр I, так как этот художник умело изображал оснастку кораблей.

В детской комнате Летнего дворца экспонируется интересная голландская ширма конца CVII в.. Она состоит из четырех створок, каждая из которых записана маслом с обеих сторон. На лицевой стороне все четыре створки представляют единую живописную композицию. Это изображение батальной сцены на фоне широкого гористого пейзажа и старинного замка.

В начале CVIII в. обязательным становится украшение комнат живописными портретами. Заказчиками, как и в CVII в., остаются, в основном, представители дворянства и, прежде всего, император и члены царской семьи. Перед автором царского портрета обычно стояли требования идеализации. В течение своей жизни Петр I неоднократно позировал разным западноевропейским художникам.

В портретной галерее начала CVIII в. представлены почти все замечательные люди времени. Во второй приемной Летнего дворца экспонируются портреты А.Д. Меншикова, Ф.М. Апраксина, Б.П. Шереметева, П.А. Толстого, П.И. Ягужинского, П.И. Шафирова, Ф.Ю. Ромодановского. В живописном решении преобладают насыщенный цвет, контрасты света и тени, объемная моделировка формы. В детской комнате Летнего дворца хранятся портреты Петра I и Екатерины I.

Лучшие произведения русской живописи, в которых выражены новые тенденции, связаны с именами “петровских пенсионеров” И.Н. Никитина и А.А. Матвеева. Широко известны замечательные произведения, исполненные этими художниками. Детскую комнату Летнего дворца украшает интересный овальный портрет, на котором изображена царевна Елизавета Петровна в возрасте трех-четырех лет. Предполагается, что этот небольшой портрет принадлежит кисти И.Н. Никитина.

Собрание живописных произведений Летнего дворца Петра I хранит еще немало загадок. В работе по изучению плафонов, картин голландских художников, портретов можно найти много нового и интересного.

 

Глава 8.

Летний сад в стихах.

Петербургский Летний сад, хранящий за тонкими звеньями чудесной ограды беломраморные образы минувших веков, неизменно воссоздает атмосферу высокой поэзии и искусства.

Эту главу я посвящаю поэзии, служители которой воспели красоту Летнего сада в своих творениях.

Периоды блестящего расцвета, мирной жизни, “смутного времени”, военного лихолетья оставили свои следы на его аллеях, а шум вековых деревьев настраивает на философские раздумья:

“… где птицы голосят

и занимают ветви,

где солнце снежный сад

вновь превращает в Летний,

где новый оборот

находит стих звенящий;

надежду у ворот

не забывай,

входящий!”

С. Кирсанов.

 

Железо, покорясь влиянию огня,

Здесь легкостью дивит в прозрачности ограды,

За коей прячется и смотрит сад прохлады.

Полтавская рука сей разводила сад!

П. Вязенский.

 

 

Давно стихами говорит Нева.

Страницей Гоголя ложится Невский.

Весь Летний сад-Онегина глава.

С. Маршак.

 

 

Летний сад… Бессонница поэтов!

Липы, соловьиные аллеи…

Северные тихие рассветы

Над тобой по-прежнему алеют.

Э. Дубровина.

 

 

“Я к розам хочу в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой,

В душистой тиши между царственных лип

Мне мачт корабельных мерещится скрип,

И лебедь, как прежде плывет сквозь века,

Любуясь красой своего двойника.

И замертво спят сотни тысяч шагов

Врагов и друзей, друзей и врагов.

А шествию теней не видно конца

От вазы гранитной до двери дворца.

Там шепчутся белые ночи мои

О чьей-то высокой и тайной любви.

И все перламутром и яшмой горит,

Но света источник таинственно скрыт.”

А. Ахматова.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В своей работе я попыталась по возможности подробно познакомить читателя с уникальным музеем под открытым небом, хранящим много тайн. Архивные документы, те или иные издания, изученные мною, помогли мне выявить причины магического притяжения Летнего сада как туристов, так и жителей Санкт-Петербурга.

Не могу не сказать о том, что моя подруга из Англии, которую я принимала у себя в гостях, выделила в качестве одного из наиболее понравившихся ей дворцово-парковых ансамблей именно Летний сад. Так как к тому времени мною уже было изучено немало литературы, на которую я основывалась позже при написании реферата, я смогла провести увлекательную и познавательную экскурсию. И именно в этом я вижу практическое значение проделанной мною работы. Я надеюсь, что мой реферат послужит источником полезной информации при подготовке экскурсий, краеведческих лекций, бесед и т.д. учащимся средних учебных заведений.

Таким образом, я считаю, что основная цель моего реферата достигнута: поставленная задача-разностороннее освещение вопроса-выполнена.

 

 

THE SUMMER GARDEN.

The Summer Garden is younger than St.-Petersburg only for one year. The work on laying it out began in 1704. Peter the Great had drawn up a plan of the garden by himself, had been giving the instructions concerning the kinds of flowers and trees and where from would be better to bring them in.

Outstanding architects and masters of the gardening had been continuing to work under the design of the garden for the next decades in accordance with the Peter’s rough draft and putting it into practice.

The Summer Garden was created as a regular park which was characterized by the right symmetrical arrangement of paths, the cutting of the trees and bushes in a form of geometrical figures, the creation of arbours, galleries, labyrinths with the aid of green planting.

The arranging of the fountains began in 1706. First of them were erected according to the plans of an architect Ivan Matveev, who was in charge of the main works in the garden in 1705-1707.

In 1710-1711 the water had been moved to the fountains by specially set machine. In 1718 the construction of the Ligovsky canal began. This canal linked the Liga river with the basins situated in Nekrasov street from which the water had been led by the pipes to the reservoir of the water-carrier towers situated on the Bezimyanni Yerik later named "Fontanka".

By the middle of the CVIII century there had been more than 50 fountains in the garden. Thirty one of them were situated in the southern part of the garden and in the labyrinth built in the twenties years according to the plan of an architect M.G. Zemtsov (1688-1743). It is common knowledge that in 1719 the foundryman was called in order to cast figures according to the drawings of Zemtsov. The fables of an ancient Greek fabulist Azop were used as a subject of the fountain’s sculpture. By the evidence of an eyewitness, these were the lead gilded sculptural groups separately from which stood the statue of Azop. An idea of creation a labyrinth with such figures also belonged to Peter I. It’s a pity but the construction hadn’t been preserved until nowadays.

The compulsory construction of the regular parks of the CVIII century-the grotto- hadn’t been preserved too. The beginning of work on laying out the grotto by architect Schluter was 1713-1714. After Schluter’s death the work was continued by I.Mattarnovi, I.Miketti, G.-B. Leblon and M.G. Zemtsov. It was the pavilion with high dome, decorated with columns, marble busts and sculptural groups before the entrance. The grotto’s interior walls were faced with shells and stones of different colours. In the center of the main hall there were fountain "Neptun" and the organ, which was set going by the water. During the flood of 1777 the grotto had been almost completely destroyed. Either had the fountains.

The marble sculpture, which was ordered by Peter I in Italy, became the integral part of the regular garden. Particular glory did have Venice’s masters P.Baratta, D.Bonatsa, A.Tarsia and others. Their works were bought gladly in Europe. The prominent connoisseurs of an art U.Kologrivov, S.Raguzinski, P.Beklemishev (last one was the ambassador of Russia in Italy) helped Peter I to acquire Italian sculptures for the Summer Garden.

Until now had been kept such Italian sculptural portraits as the bust of Alexander Makedonski (after P.Baratta), of Ulii Tsezar (the author is unknown), of Roman kings Avgust, Klavdii, Neron and Traian. The statues, connected with the characters of ancient mythology, formed a large group. On the special order of Peter I had been carried out the compositions upon the allegorical plots.

In the first quarter of the CVIII century, when Peter I was alive, about 200 sculptural groups and busts decorated paths and fountains of the garden. Nowadays there had been kept about 90 of them in the garden.

Peter the Great’s Summer Palace, designed by an architect Domenico Trezzini in 1710-1712 in the early Peter’s baroque, is situated in the north-eastern part of the garden. In contradistinction to the palace complexes of regular parks in Eastern Europe, it doesn’t take the central place in the whole composition and is situated as country-seat palaces in the suburbs of Moscow. It is the single structure in the Summer garden, which has been kept since the beginning of the CVIII century.

The tsar and his family had been living in the Summer Palace since May till October for 1712-1725. Although the Palace wasn’t the ceremonial one, the Summer garden became the center of political life during the Peter’s governing. The celebrations of the main festivals had been held here: the Poltava’s victory, the taking of Narva, the rout of the Swedish armies under Lesnaya, the signing a Nieschtadt peace treaty. The purpose of the festivals was the demonstration of the Russian Navy, the frigates and other ships entered the Neva. There had been also arranged the fireworks. In the palace or in the garden, under the open sky, the assemblies had been held in order to meet each other and talk about the needs or to hear the news.

There had been changed a lot in the Summer garden in due course. The original plan of the paths didn’t remain completely, the arrangement of the statues had been changed several times. Many of the statues had been lost, some-had been handed to the palaces and museums. But the nature of collection under the open sky had been kept. By the way, at the end of fifties of this century during the restoration the original arrangement had been re-created. Peter the Great’s Summer Palace had been kept also. That is why it is safe to say that if you want to see the unique corner of Peter’s Petersburg, you will better come around and visit the Summer Garden.

 

Список использованной литературы.

Болотова Г. Летний сад. Серия "Памятники городов России". Л.: Художник РСФСР, 1981.

Дубяго Т.Б. Летний сад. М.-Л., 1951.

Дубяго Т.Б. Русские регулярные сады и парки. Л., 1963.

Ерёмина Н.С. Летний сад. Л.: Лениздат, 1976.

Иванов А. Понятие о совершенной живописи. СПб., 1989.

Канн П.Я. Летний сад. Серия "Туристу о Ленинграде". Л., 1967.

Канн П.Я. Прогулки по Петербургу. СПб., 1994.

Кедринский А.А., Колотов М.Г., Ометов Б.Н., Раскин А.Г. Восстановление памятников архитектуры Ленинграда. Л., 1983.

Коренцвит В.А. Отчёт об архитектурно-археологических изысканиях в зоне прокладки телефонной канализации и водоводов в Летнем саду в 1975 году. Л., 1976.

Кузнецова О.Н., Сементовская А.К., Штейман Ш.И. Летний сад. Летний дворец. Домик Петра I. Путеводитель. Л., 1968.

Лансере Н.Н. Летний дворец Петра I. Л., 1929.

Мацулевич Ж. Летний сад и его скульптура. Л., 1936.

Поздеев Л., Веснин С. Летний сад. Серия "Многоликий Петербург". СПб., 1997.

Пыляев М.И. Старый Петербург. М., 1990.

Семенникова Н.В. Летний сад. Л., 1970.

Тихонов Л.П. Музеи Ленинграда. Л.: Лениздат, 1989.

Ленинград. Историко-географический атлас. М., 1981.

Ленинград. Спутник туриста. Л.: Лениздат, 197

 
 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: