Организационно-методическое обеспечение программы




Пояснительная записка.

Интеллектуальное развитие дошкольников – центральная задача педагогов-психологов, воспитателей и родителей. Однако в практической работе данному вопросу уделяется незначительное количество времени. Это снижает временные рамки формирования логических операций у дошкольников и отодвигает процесс становления словесно-логического мышления на начало школьного обучения.

Актуальность разработки программы кружка «Умнички» обусловлена поиском путей совершенствования процесса математической подготовки к обучению детей среднего дошкольного возраста. Необходимость работы в данном направлении обосновывается потребностью подготовки детей к школе, заказом родителей и педагогов.

Программа направлена на овладение детьми 4-5 лет умений сравнивать и обобщать группы предметов по нескольким признакам, находить сходство и отличие в этих группах предметов. Дети учатся выявлять зависимости между предметами по количеству, расположению и другим признакам. Содержание программы способствует развитию мышления, самостоятельности, инициативности, творческого воображения. Математическая грамотность, развитое логическое и креативное мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.

Но зачем логика маленькому дошкольнику? В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

 

Этапы формирования умственных действий:

1. Ориентировочный – знакомство детей с тем, как и в каком порядке надо действовать, что делать и с чего начинать. Основной акцент ставится на методы и способы выполнения действия, задается структура и последовательность выполнения его (показ и объяснение).

2. Этап выполнения действий в материальной форме. Практическое освоение действий с реальными объектами или их заместителями: схемами, моделями, изображениям (практическое выполнение детьми действий).

3. Этап выполнения действий в форме внешней (громкой речи) работа без опоры на реальные предметы, последовательность и способы выполнения проговариваются вслух (перенос из наглядно-действенного плана в речевой – внутренний).

4. Выполнение действий без озвучивания – «про себя».

Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» — игру, а так же принципы личностно-ориентированного подхода.

Цель программы - овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности. Выравнивание стартовых условий будущих первоклассников к началу обучения в школе.

 

Задачи:

• формировать у детей умение осуществлять последовательные мыслительные операции - анализ и сравнение групп предметов (фигур, выделять и обобщать признаки, сопоставлять, устанавливать их отличия на графическом изображении таблицы;

• развивать пространственное мышление ребенка на основе конструктивного характера; развивать умение ориентироваться на листе бумаги, его творческое воображение, чувство цвета и формы, а также мелкую моторику рук;

• развивать сенсорные способности детей дошкольного возраста, их пространственные представления, сообразительность, умение анализировать сложную форму и воссоздание ее из частей;

• формирование позитивного отношения к освоению логики; развитие интеллектуального, эмоционального, социально-личностного компонента.

В основе программы кружка «Умнички» лежит увлекательный математический материал, который представлен дидактическими играми, математическими развлечениями, заданиями, упражнениями конструктивного характера - моделирование, аппликация.

Эти задания интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Головоломки могут быть геометрическими, арифметическими и направленными на игру фантазий и творчества детей.

Основой занятия являются упражнения конструктивного характера на формирование геометрических представлений, на развитие пространственного мышления и творческого воображения детей.

Программа кружка построена на основных принципах и методических приемах, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего.

Принципы проведения занятий:

• системность,

• наглядность,

• цикличность построения занятий,

• доступность,

• проблемность,

• развивающий и воспитательный характер проведения заданий.

Методические приемы:

• констатация успеха;

• поддержка ребенка в ситуации неудачи;

• одобрение поведения;

• анализ игровой ситуации расширение кругозора;

• создание ситуации успеха постепенное усложнение задачи;

• безопасности, доверия;

• демонстрация опыта в целях познавания свойств предметов, отношений;

• анализ образцов поведения сказочных героев.

• прием антропоморфизма (очеловечивание предметов);

• прослушивание тематических аудиозаписей, сказок, звуков природы;

• тематический просмотр видеозаписей;

• эффект неожиданности, непривычности задания, игры, решения, поощрения

• движение к открытию комплимент благодарность.

Организационно-методическое обеспечение программы

(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп).

Программа кружка «Умнички» разрабатывалась для детей среднего дошкольного возраста.

Для успешного освоения содержания программы численность детей в группе не должна превышать 10 человек.

Дополнительную платную образовательную услугу посещают воспитанники младших групп по запросам родителей.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, 4 раз в месяц. Количество занятий рассчитано с учетом рождественских каникул. Длительность занятия – 20 минут

Оценка эффективности реализации кружковой деятельности проводится на основе:

• данных планового мониторинга уровня математического развития детей в МБДОУ (сентябрь и май);

• бесед с воспитанниками и их родителями;

• проведение консультаций для родителей

Формы подведения итогов реализации программы:

1 этап – открытое занятие кружка в форме математического праздника.

2 этап – выступление на родительском собрании, совместное с родителями занятие, выставка детских работ – аппликаций на основе наглядной геометрии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: