Методы социологического исследования.Общество как целостная социальная система.




Основные понятия

Социологическое исследование, эмпирические данные, анкетирование, социальное взаимодействие,социальные связи, функционализм, социальная деятельность,типология обществ,простое общество,сложное общество,закрытое общество,открытое общество,постиндустриальное общество,индустриальное общество,традиционное (до индустриальное) общество

Краткое содержание лекции

2.1 Социологическое исследование

Программа социологического исследования. Общественное мнение: понятие, пути формирования, способы манипулирования. Виды социологических исследований. Прикладное социологическое исследование. Этапы социологического исследования. Понятие методологии и методики социологического исследования. Стратегия проведения исследовательской работы. Программа социологического исследования: структура и функции. Методологическая часть программы социологического исследования. Понятие выборочной совокупности. Виды выборки: вероятностная и целенаправленная.

Методы сбора эмпирических данных. Типы информации. Методы сбора эмпирических данных: наблюдение, анализ документов, опрос и его виды, социометрия. Наблюдение и его виды. Анализ документов и его виды. Контент-анализ. Критерии классификации видов опросов в социологических исследованиях. Виды интервью. Требования к проведению социометрического опроса. Понятие социометрических критериев и их виды. Понятие инструментария социологического исследования.

Анкетирование. Структура анкеты социологического исследования. Виды вопросов в анкете: функциональные, вопросы по форме и т.д. Требования к составлению вопросов. Обработка и анализ данных социологических опросов.

2.2 История развития представлений об обществе

Аристотель: общество – совокупность группировок, взаимодействие которых регулируется определенными нормами и правилами.

Сен-Симон: общество – это огромная мастерская, призванная осуществлять господство человека над природой.

Прудон: общество это – множество противоречивых групп, классов, осуществляющее коллективные усилия по реализации проблем справедливости.

Огюст Конт: общество как двоякого рода реальность:

1 ) как результат органического развития моральных чувств, скрепляющих воедино семью, народ, нацию, наконец, все человечество;

2) как автоматически действующий «механизм», cостоящий из взаимосвязанных частей, элементов, «атомов» и т.д.

Современные концепции:

• «атомистическая» теория: общество – совокупность действующих личностей и отношений между ними (Дж. Девис). «Все общество в конце концов можно представить как легкую паутину межличностных чувств и установок. Каждый данный человек может быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины, связанным прямо с немногими другими, а косвенно со всем миром».

теория Г. Зиммеля: общество представляет собой взаимодействие индивидов. Социальное взаимодействие - это любое поведение индивида, группы индивидов, общества в целом, как в данный момент, так и в определенный период времени. Эта категория выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности. Следствием такого взаимодействия являются социальные связи. Социальные связи – это связи, взаимодействия индивидов, преследующих определенные цели в конкретных условиях места и времени. Вместе с тем такое представление об обществе как сгустке социальных связей и взаимодействий только в определенной степени соответствует социологическому подходу.

• "сетевая" теория общества. Главный акцент эта теория делает на действующих индивидах принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга. Эта теория ее разновидности в центр внимания при объяснении сущности общества ставят личностные атрибуты действующих индивидов.

теория "социальных групп": общество интерпретируется как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы.

Общее определение этой сложной категории: общество –это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.

В социологии существуют два конкурирующих подхода к изучению общества: функционалистскиий, конфликтологический.

Теоретические рамки современного функционализма составляют пять основных теоретических положений:

1) общество – это система частей, объединенных в единое целое;

2) общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют такие внутренние механизмы контроля, как правоохранительные органы и суд;

3) дисфункции (отклонения в развитии), конечно, существуют, но они преодолеваются сами по себе;

4) изменения обычно имеют постепенный, но не революционный характер;

5) социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тканью, сотканной из различных нитей, формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей.

Конфликтологический подход был сформирован на основе произведений К. Маркса, который считал, что классовый конфликт находится основе общества. Таким образом, общество – это арена постоянной борьбы враждебных классов, благодаря которой происходит его развитие,

Социологический анализ общества предполагает многоуровневый характер. Модель социальной реальности может быть представлена по крайней мере на двух уровнях; макро-социологическом и микро-социологическом.

Макро-социология уделяет основное внимание моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Эти модели, которые можно назвать структурами, включают такие общественные институты, как семья, образование, религия, а также политический и экономический строй.

На микро-социологическом уровне общество понимается как определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д. (гражданское общество), основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.

Отличительные черты (признаки) на макро-уровне:

1. территория – географическое пространство, очерченное границами, на котором осуществляются взаимодействия, складываются социальные связи и отношения;

2. наличие собственного названия и идентификации;

3. пополнение преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

4. устойчивость и способность воспроизводить внутренние связи и взаимодействия;

5. автономность, которая проявляется в том, что оно не является частью какого-либо другого общества, а также в способности создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставления им широких возможностей для самоутверждения и самореализации.

6. большая интегрирующая сила: общество, имея общую систему ценностей и норм (культуру), приобщает к этой системе каждое новое поколение (социализирует их), включая в сложившуюся систему социальных связей и отношений.

Социально-исторический детерминизм– один из основных принципов социологии, выражающий всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность социальных явлений. Как общество производит человека, так и человек производит общество. В противоположность низшим животным он является продуктом своей собственной духовной и материальной деятельности Человек – не только объект, но и субъект социального действия.

Социальное действиеэто простейшая единица социальной деятельности. Это понятие разработал и ввел в научный оборот М. Вебер дляобозначения действия индивида, сознательно ориентированного на прошедшее, настоящее или будущее поведение других людей.

Социальная деятельность–это совокупность социально значимых действий осуществляемых субъектом (обществом, группой, личностью) в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих во имя их достижения различные средства – экономические, социальные, политические и идеологические.

2.3 Типология обществ

В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и скрытым (степень социальной интеграции, уровень стабильности и др.). Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни группы обществ от других и объединяющих общества одной и той же группы. Сложность социальных систем, именуемых обществами, обусловливает как многообразие их конкретных проявлений, так и отсутствие единого универсального критерия, на основе которого их можно было бы классифицировать.

В середине XIX в. К. Маркс предложил типологию обществ, в основание которой были положены способ производства материальных благ и производственные отношения – прежде всего отношения собственности. Он разделил все общества на пять основных типов (по типу общественно-экономических формаций): первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические (начальная фаза – социалистическое общество).

Другая типология делит все общества на простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социальной дифференциации (расслоения).

· простое общество – это общество, в котором составные части однородны, в нём нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы и могут легко взаимозаменяться.

· сложное общество – общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации.

К. Поппер различает два типа обществ: закрытые и открытые. В основе различий между ними лежит ряд факторов, и прежде всего отношение социального контроля и свободы индивида.

· закрытое общество – статичная социальная структура, ограниченная мобильность невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм. К такому типу обществ К. Поппер относил Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую Германию, Советский Союз сталинской эпохи.

· открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. Образцами открытых обществ К. Поппер считал древние Афины и современные западные демократии.

Устойчивым и распространенным является деление обществ на традиционные, индустриальные и постиндустриальные. Предложенное американским социологом Д. Беллом на основании изменения технологического базиса – совершенствования средств производства и знания.

· традиционное (до индустриальное) общество – общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами.Основано на традиционном способе социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Оно крайне инерционно, поэтому мало восприимчиво к нововведениям. Поведение индивидов в таком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Обычаи, нормы, институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускающими даже мысли об их изменении. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют любое проявление свободы личности, которая является необходимым условием постепенного обновления общества.

· индустриальное общество. Термин индустриальное общество ввел А.Сен-Симон.Это сложное общество, с основанным на промышленности способом хозяйствования с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами. Способ социокультурной регуляции, основан на сочетании свободы личности и интересов общества. Для этих обществ характерно развитое разделение труда, массовое производство товаров, машинизация и автоматизация производства, развитие средств массовой коммуникации, урбанизация и т.д.

· постиндустриальное общество.Иногда его называют информационным. Общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации. Становится преимущественным развитием - сфера услуг. В результат меняется структура занятости, соотношение различных профессиональных квалификационных групп. По прогнозам, уже в начале XXI в. в передовых странах половина рабочей силы будет занята в сфере информации, четверть – в сфере материального производства и четверть – в производстве услуг, в том числе – информационных.

В современной социологии существуют и другие классификации обществ. Все зависит от того какой критерий будет положен в основу данной классификации.

2.4 Задания для самостоятельной работы

Темы рефератов:

• Мировая система и её виды.

• Место России в мировом сообществе.

• Процессы глобализации.

• Модернизация и её виды.

• Социальные институты, их функции и типология.

• Институт семьи и брака.

• Институт образования, его функция и роль в обществе.

• Роль культуры в жизни общества

• Культурная динамика.

Задачи:

А) Социологический «угол зрения» – в чем его специфика? Можно ли назвать социолога универсальным ученым?

Б) Социология – это научное изучение общества. Что это означает? Как это можно доказать?

В) Наиболее распространенными методами социологического исследования выступают анализ документов, наблюдение, опрашивание, экспертная оценка, социальный эксперимент, социометрический метод. Дайте сравнительную характеристику этим методам.

2.5 Литература к разделу

Основная литература

1. Глазырин В.А., Социология. «Юрайт», 2012. - 4-е издание исправленное и дополненное, - с.400

2. Павленюк Л.И., Савинов Л.И., Журавлев Г.Т., Социология. Учебное пособие. - «Юрайт», 2011 - 3-е издание, с. 736

3. Тощенко Ж.Т. Социология ЮНИТИ-ДАНА, Москва, 2012 с. 450

Дополнительная литература

4. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология, М, 2009.- С. 14-21.

5. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Практикум по социологии. Учебное пособие для вузов. – М., NOTABENE, 2009.- С.58-96

6. Социология для технических вузов. – Ростов н/Д., 2007. – С. 33-111.

7. Социология. Под ред. Лавриненко В.Н., -М., Юнити Дана, 2000.

8. Шарков Ф.И. Социология: теория и методы. Учебник. – М, Экзамен, 2007.-С.19-57.

Словари и справочники

9. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер С. Социологический словарь (Пер. с англ.), издательство Казанского университета, 2007.

10. Большой толковый социологический словарь (Collins). 2 т – Пер. с англ. – М, Вече, АСТ,2009.

3 Социальные институты и организации. Общество и социальные институты.Личность в системе социальных связей

Основные понятия

Социальное поведение, социальное взаимодействие, социальные отношения,социальная структура, власть, образование, престиж, маргиналы, социальная мобильность, горизонтальная мобильность, вертикальная мобильность, межпоколенная мобильность, личность, социализация, общественная жизнь и человеческая природа, детерминизм развития личности, воспитание, социальная среда человека, микро- и макроуровни социальной среды, типология, социальный тип личности, социальное поведение, эмпирические референты сознательных психологических свойств личности, социальная роль, дихотомические концепции личности: свобода – детерминизм, рационализм – иррационализм, конституционализм – обусловленность внешней средой, познаваемость – непознаваемость, взаимодействие личности с обществом.

Краткое содержание лекции

3.1 Институционализация

Способы институционализации социальных связей. Социальный институт как исторически сложившаяся форма деятельности людей. Структура и признаки социального института. Виды социальных институтов: экономические, политические, религиозные и социализации. Отличия социальных институтов в идеологии, нормах, утилитарных признаках. Функции социальных институтов. Функция воспроизводства социального института в целом и семьи в частности. Семья, религия и труд как социальные институты. Функции семьи, стереотипы семейного воспитания. Типы семей. Средства массовой информации и коммуникации как социальные институты. Социальный институт образования

Социальный институт:

- это, прежде всего, совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

- это определенный набор "целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях;

- это относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества;

- это мощные инструменты выживания общества, выкованные тысячелетней культурной эволюцией.

Для того чтобы существовать, общество должно удовлетворять свои фундаментальные потребности. Для этого в обществе созданы определенные социальные институты:

- институт семьи и брака(потребность в воспроизводстве рода);

- политические институты, государство (потребность в безопасности и социальном порядке)

- экономические институты, производство (потребность в добывании средств существования)

- институты образования, включая науку и культуру ( потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколение подготовке кадров )

- институт религии(потребность в решении духовных проблем).

3.2 Функции социальных институтов

Явные функции - функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов. Тем самым обеспечивается устойчивость социальной структуры общества;

- регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения;

- интегративная функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп;

- транслирующая функция состоит в передаче социального опыта новым членам общества, стремлении привить им нормы повиновения и лояльности;

- коммуникативная функция проявляется в распространении необходимой информации как внутри данного института, так и на другие институты.

Латентные функции – это функции, которые осуществляются непреднамеренно, не запланированы заранее, имеют неявную (скрытую) форму. Например, существуют институты, которые не только не выполняют своих функций, но и препятствуют их выполнению. Очевидно, что у такого института существуют скрытые функции, с помощью которых он удовлетворяет потребности определенных социальных групп. Заметим, что подобные явления наиболее часто наблюдаются у политических институтов.

3.3 Гражданское общество и государство

Самостоятельной формой социальной организации является гражданское общество. Гражданское общество – общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним.

У понятия "гражданское общество" есть несколько значений. В качестве социологической категории это понятие констатирует, что есть некая реальность, охватывающая всю совокупность неполитических отношений. Если вычесть из всего многообразия общественных отношений, взаимодействий, статусов и ролей, институтов только те, что относятся к политической сфере, то оставшаяся часть и будет называться гражданским обществом. Оно включает семейные, кровнородственные, межнациональные, религиозные, экономические, культурные отношения, отношения различных классов и слоев, демографический состав общества, формы общения людей и т.д. Иными словами, гражданское общество – это все то, что неподконтрольно государству.

Общество представляет собой систему социальных институтов, благодаря которым происходит его функционирование. Важнейшим из них является государство. Государство – это исторически сложившаяся организация политической власти, организующая, направляющая и контролирующая совместную деятельность и отношения между различными социальными группами и общностями. Это наиболее общая форма социальной организации, важнейший институт политической системы общества.

3.4 Социальная структура

Каждый человек занимает множество социальных позиций, из которых складывается его социальное положение. Многочисленные исследования доказывают, что положение людей в обществе играет очень важную роль. Оно в значительной мере влияет на их внутреннее психическое состояние. Поэтому два тесно взаимосвязанных фундаментальных понятия социологии – социальная структура и социальная стратификация – являются объектом ее пристального внимания.

Социальная структура общества

Социальная структура (лат. – строение) – это внутреннее устройство общества (общности, группы); упорядоченная совокупность социальных общностей, социальных институтов и отношений между ними. В узком смысле слова под социальной структурой понимается совокупность социальных статусов и ролей, функционально связанных между собой.

Основной характеристикой социальной структуры общества является гетерогенность (или горизонтальная дифференциация). В ней выражается пестрота, разнородность, богатство оттенков общества, проявляющихся в разделении его на категории и социальные группы. При употреблении этого понятия обычно указывается признак, по которому происходит разделение. Например, этническая или религиозная принадлежность.

В социологии под социальной структурой чаще всего понимается совокупность социальных статусов и ролей, функционально связанных между собой. Тем самым, общество (социальная структура в широком смысле) и личность тесно связываются друг с другом.

3.5Проблема человека в социологии

В системе современного социологического знания проблемы человека и личности занимают одно из центральных мест.

Рассматривая проблему человека, социология взаимодействует, прежде всего с другими общественными и гуманитарными науками, особенно тесно с социальной философией, антропологией, социальной и общей психологией, педагогикой, политологией, правоведением, а также историей и экономической наукой. Проблема человека - это одно из главных звеньев, соединяющих социологию с другими отраслями научных знаний.

Человек в социологии рассматривается как высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. В противоположность другим живым существам человек является, в конечном счете, продуктом собственной материальной и духовной деятельности. Вместе с тем, если речь идет об отдельном человеке как представителе общества, народа, социального слоя или класса, данной социальной группы употребляется термин "индивид". Социальный индивид - это отдельный, обособленный член социальной общности.

3.6Понятие личности в социологии

Понятия "человек" и "личность" относятся к одному объекту и в обыденной речи употребляются как синонимы уже в течение более двух тысяч лет. Однако между ними имеются существенные смысловые различия. Возникновение понятия "личность" связывают с античным театром, где слово "персона" (личность) означало маску, которую надевал актер, играя роль воина, раба, ревнивца, завистника и т.п. При этом человек, с одной стороны, маскировал свое Я, а с другой, соотносил себя с определенной социальной группой.

В современной науке существуют два подхода к определению личности:

формально-логический - личность определяется через более широкое, родовое понятие - "человек", перечисляются признаки отличающие личность от человека вообще. Чаще всего этими признаками являются различные положительные характеристики. Отсюда следует вывод: личностью признаются люди, обладающие определенными положительными качествами.

диалектико-логический - личность определяется через диалектику общего, особенного и единичного, вследствие чего личность предстает как особенное, взятое в социальном аспекте.

Человек - это общее понятие, представляющее собой биосоциальную категорию. Человек, взятый в его социальном качестве, и есть личность.

Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания.

Самосознание - это осознание своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена социума.

Социальную активность можно рассматривать в двух основных аспектах.

Первый аспект предполагает рассмотрение социальной активности как свойства личности, обусловленного ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности. Одни люди от природы активны, энергичны и деятельны, что становится заметным уже в раннем детстве. Другие, наоборот, пассивны и бездеятельны. Под влиянием многих социальных факторов активность может развиваться, усиливаться или ослабляться.

Второй аспект исходит из понимания активности как некоторой конкретноймеры деятельности. В этом случае активность может быть выражена в конкретных показателях. Примером может служить измерение трудовой (производственной) активности.

Социальный субъект - это человек, способный к активной социальнойдеятельности.

Макросоциологический уровень анализа личности

Для макросоциологического уровня характерно понимание личности как продукта культуры. По мнению Э.Дюркгейма, для того чтобы понять личность, необходимо спроецировать на нее культуру данного общества.

На этом уровне используются понятия:

нормативная (базисная) личность - это принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры. В США, например, это так называемый "стопроцентный американец" в бывшем СССР - "советский человек" и т. д. Это своего рода идеальный тип; на который ориентируется общество в воспитании молодого поколения.

Модальная (от слова мода) личность - это человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов данного общества (общности). Можно сказать и иначе: модальная личность - это тип личности, наиболее распространенный на данной территории. После распада СССР некоторые социологи считали, что наиболее распространенной личностью в нашей стране была так называемая «невротическая личность». В настоящее время определенное распространение получил тип торгового человека, делающий деньги на разнице цен или наживающий их с помощью разного рода махинаций.

Нормативная личность более статична (постоянна), а модальная - более динамична: меняются условия жизнедеятельности - изменяются типы личностей. Так, для политизированного общества характерна политически активная личность (homopolitikus), для тоталитарного (общества так называемый "одномерный" человек, стремящийся все упростить до черно- белого восприятия.

В современной России сложилось понятие маргинального, или "пограничного, типа личности. Это человек, который порвал со своей социальной средой, но не адаптировался к новым условиям.

Маргинальность(от лат. marginalis - находящийся на краю) - состояние групп людей или личностей, Поставленных общественным развитием на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них. Это сложное психическое состояние, порождающее беспокойство и страх. Для того чтобы избавиться от страха, люди стремятся примкнуть к каким-либо группам, социальным движениям и организациям.

Социальная среда - это совокупность социальных факторов, влияющих на формирование и поведение личности. Социальная среда личности определяется отношениями на уровне общества в целом.

3.7 Взаимодействие личности и общества

Взаимодействие личности и общества- это взаимосвязанный процесс, с одной стороны, активных действий индивида, способного изменять и изменяющего как социальную среду, так и среду обитания, а с другой - воздействия на индивида самой социальной системы и среды обитания.

Социальные отношения - это определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. По существу это отношения, складывающиеся между людьми, включенными в различные социальные группы.

Взаимоотношения личности и общества можно рассматривать и как деятельность индивида, удовлетворяющего свои потребности и преследующего определенные цели в конкретных социальных условиях. Эти взаимоотношения можно описать по формуле: поиск (личности) - предложения (общества) - выбор (из предложенного). Связи и взаимодействия между людьми устанавливаются потому, что люди в процессе удовлетворения своих потребностей зависят в чем-то конкретном друг от друга. Связь, например, между А и Б устанавливается тогда, когда А нужен Б, а Б нужен А для выполнения социальных функций.

3.8Статусная концепция личности

При рассмотрении личности и ее места в обществе часто используется понятие "социальное положение".

Социальное положение, по определению П. А. Сорокина, - это место, занимаемое индивидом в социальном пространстве. Социальное пространство, в отличие от геометрического (трехмерного), многомерно. Для того чтобы определить социальное положение человека, необходимо знать все его социальные статусы. П. А. Сорокин писал: "Перефразируя древнюю поговорку, можно сказать: "Скажи мне, к каким социальным группам ты принадлежишь и каковы твои функции в пределах каждой из этих групп, и я скажу, каково твое социальное положение в обществе и кто ты в социальном плане" (Сорокин П. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали // Человек, цивилизация, общество. М., 1992. С.142.)

Социальная позиция (статус) (от лат. status - состояние дел, положение) - соотносительное положение индивида или группы в социальной системе, обусловленное выполняемыми ими социальными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями. Каждый человек выполняет множество функций в системе социальных связей, поскольку реально включен во множество различных социальных групп. Поэтому он обладает множеством статусов.

Классифицируя это множество, прежде всего, выделим главный, или основной, статус. Главный (основной) статус среди множества статусов определяет и самоопределяет место индивида в системе социальных отношений. Иначе говоря, этот статус является определяющим среди всех других статусов индивида. Это может быть членство в определенном обществе, гражданство и даже принадлежность к семье, если данная семья занимает важное место в социальной структуре общества.

Выделение главного статуса важно, поскольку он определяет человека, социально. Причем не всегда тот статус, который в качестве главного выделяет общество, совпадает с тем статусом, который выделяет для себя человек. Однако люди воспринимают друг друга в зависимости от их статусного положения. Так, в ходе одного исследования этой проблемы в нескольких группах студентов ' представляли одного и того же человека в качестве: в первой - студента, во второй - лаборанта, в третьей - аспиранта, в четвертой - преподавателя и т.д. Затем студентам каждой из этих групп предложили определить его рост. В результате рост этого человека с первой до последней группы увеличился, в то время как рост сопровождавшего его экспериментатора в глазах студентов не изменился.

В зависимости от того, занимает человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, этническая принадлежность, социальное происхождение) или благодаря собственным усилиям (образование, заслуги), различаются соответственно предписанный и достигаемый статусы.

Предписанный статус - это социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом или группой независимо от его способностей или усилий. Разновидностью такого статуса является социально-классовый статус, т.е. положение индивида в обществе, обусловленное его социально-классовой принадлежностью.

Достигнутый (достигаемый) статус - это социальная позиция, которая занимается индивидом и закрепляется через его индивидуальный выбор, собственные усилия и конкуренцию с другими индивидами. Разновидностью достигаемого статуса может быть профессионально-должностной статус, т.е. позиция индивида в обществе, обусловленная выполняемыми им профессионально-должностными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями.

Таким образом, понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку, которая может совпадать или не совпадать с оценкой общества или социальной группы.

Проблема социального статуса имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В жизни нередко встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Серьезную проблему составляет адекватное осознание личностью своего собственного статуса. Люди, осознающие неустойчивость собственных статусов, обнаруживают определенные установки и виды поведения. Например, людям с неустойчивыми статусами и высокой степенью осознания этой неустойчивости свойственна способность подниматься вверх по служебной лестнице благодаря собственной сверхмотивации. К тому же если свой социальный статус человек понимает неверно, он ориентируется на чуждые его социальному окружению образцы поведения.

3.9Ролевая теория личности

Ролевая теория личности представляет собой один из подходов к изучению личности, согласно которому она описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения - ролей. Такие социальные роли вытекают из ее социального статуса. Основные положения этой теории были сформулированы американским социологом и социальным психологом Дж. Г. Мидом в книгах "Роль, Я и общество" (1934), "Исследование человека" (1936). Он считал, что все мы учимся ролевому поведению через восприятие себя каким-либо значимым для нас лицом. Человек всегда видит себя глазами других и либо начинает подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжает отстаивать свою роль. В освоении ролевых функций Мид выделял три стадии:

1) имитация, т.е. механическое повторение;

2) проигрывание, т.е. переход от одной роли к другой;

3) групповое членство, т.е. освоение определенной роли глазами значимой для данного человека



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: