Звучит фоном «Богатырская симфония».




Оргмомент. Вход в класс под пьесу Паганини «Бесконечное движение»

2. Музыкальное приветствие:

«Добрый день вам, добрый день,

В мире музыки, фантазии, песен.

Добрым будь, щедрым будь

И с искусством в далекий путь!»

3. Подготовка к раскрытию темы урока:

Уч.: Ребята, под какую музыку вы зашли в класс?

Д.: «Бесконечное движение» Никколо Паганини.

Уч.: В нашем музыкальном приветствии есть слова, которые подтверждают, что мы тоже не стоим на месте. Что поведет нас в далекий путь?

Д.: Искусство.

Уч.: Сегодня с помощью музыки, живописи и литературы мы войдем в мир музыки, которая наполнена могучей, огромной силой. Но я еще не могу открыть вам тему нашего урока. Для того, чтобы это узнать, мы должны прой­ти определенный путь.

Слушание музыки. «Богатырская симфония» А. П. Бородина

(фрагмент)

Сейчас на ф-но я сыграю незнакомую мелодию. Попробуйте определить характер музыки.

(Учитель играет главную тему І ч. «Богатырской симфонии» А. Бородина.)

Уч.: Какой характер вы услышали в этом небольшом фрагменте?

Д.: Музыка как будто угрожает чем-то, напряженная, но при этом твердая.

Уч.: Да, еще можно добавить: мощная, настойчивая. Сейчас мы с вами попробуем разучить эту мелодию. Какая линия имеет преимущество, как движется мелодия – прыжками или плавно? Что это напоминает в природе, если сравнить з деревьями- березу, вербу или дуб?

Д.: Дуб.

Уч.: Правильно. У вербы ветки опущены вниз, они как будто бы плачут, поэтому и называют вербу плакучей. А вот ветки дубу просто тянутся вверх, они на­пряжены, ломаные. Почему? Что требует большего преодоления— движение вверх или движение вниз?

Д.: Движение вверх.

Уч.: Правильно. Как в жизни: движение вперед, вверх очень трудный путь. Вернемся к нашей мелодии. Попробуем ее пропеть, называя ноты.

(Дети сольфеджируют в медленном темпе с тактированием)

Уч.: Нужно точно петь интонационно, напряженно.

(Дети работают над выразительность исполнения)

Уч.: Мы только что спели с вами главную тему І ч. симфонии № 2

А. П. Бородина – известного русского композитора.

Сейчас мы послушаем эту тему в симфоническом звучании, проследим, какие новые тембровые краски появляются. В этом нам поможет наш словарик. Продумайте, сможем ли мы «увидеть» своим «внутренним зрением» эту музыку?

(Учащиеся слушают музыку и, пользуясь «Словарем эмоционально-образных определений музыки», определяют характер «краски».

Уч.: Дети, какие новые слова для определения характера музыки вы нашли в словарях?

Д.: Героическая, непоколебимая, отважная, стойкая, широкая, мужественная, храбрая, смелая, богатырская, непобедимая.

Уч.: Вот видите, сколько слов - красок вы подобрали дополнительно, потому что музыка написана для оркестра.

Кто стал героем ваших воображаемых полотен? Может среди них есть герои, знакомство с которыми происходило на занятиях по литературе, изобразительному искусству? Вы ведь выбрали слова: героическая, мужественная, храбрая, смелая.

Д.: Грозный океан, вековой лес, богатыри...

Уч.: Никто из вас не сказал, что это порхающий мотылек, или журчащий ручеек. Силою и величием веет от этой музыки.

Представьте себе на минутку, что вы ходите по уютным залам Третьяковской галереи. Здесь есть картина, она очень созвучна музыке Бородина.

Д.: Я бы остановился около картины «Богатыри» В. Васнецова

Беседа о живописи.

Уч.: А что вы знаете об этом художнике? Проведите с нами экскурсию. Я вам помогу, дам вам маленькую справку.

(Учитель дает текст желающему ученику) Приложение1

Уч.: Ни одна экскурсия по Третьяковской галерее не обходится без обязательной остановки у этого произведения. Но продолжим экскурсию, сделайте описание картины.

Звучит фоном «Богатырская симфония».

«Экскурсовод.: Неподвижно замерли у дороги воины. Необъятные дали русской земли раскинулись за спинами богатырей. Величественная успокоенность и уверенность в своих силах ощущается в позах и фигурах.

Уч.: Скажите, какие цвета имеют преимущества в картине?

Д.: Суровые, неяркие.

Уч.: Почему такие цвета выбрал художник.

Д.: Наверное, неспокойно на земле, враг поблизости.

Уч.: Художник мастерски передает состояние природы как бы предвещающий о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надежную и мощную силу защитника родной земли.

Очень интересная экскурсия вышла у нас. Скажите, что общего между музыкою симфонии Бородина и картиною В. Васнецова?

Д.: Эти произведения воплотили идею величия и могущества народа.

Уч.: Стоит отметить, что В. М. Васнецов и А. П. Бородин – современники. Мало того, некоторое время и композитор, и художник находятся в одном городе – в Петербурге.

Картина «Богатыри» будет завершена в 1898 году, спустя 11 лет после смерти композитора. В русском искусстве она «прозвучит» не менее громко и победно, чем Вторая симфония Бородина. Вспомните слова, которыми вы описывали музыку (записи на доске). Можно ли их отнести и к картине? (да, эти произведения созвучны). Богатыри всегда были олицетворением русского народа, который в самые трудные моменты не склонял головы перед бедой

Уч.: Вам будет интересно узнать, что ни композитор, ни художник не видели и не слышали произведения друг друга. Ведь называются они одинаково. Вы сейчас слушали симфонию №2, которую современники Бородина назвали «Богатырской». Итак, теперь мы с вами запишем тему нашего урока. Кто может сформулировать ее? (Ответы детей)

(Вывешивается плакат с названием темы «Богатырская тема в искусстве»)

Уч.: И сегодня все произведения (и музыкальные, и литературные, и живописные) введут нас в мир могучих людей, которые способны защитить свою землю, свой народ.

Физкультминутка

Уч.: Вы хорошо сегодня работаете, и, наверное, немного устали. И сейчас мы с вами отдохнем, слушая песню А. Пахмутовой, на стихи Н. Добронравова

«Богатырская сила», которая была написана в 80 - е годы XX в., когда ваши мамы и папы примерно были именно такими, как вы сейчас. Эта песня также наполнена богатырским духом. Вы можете под эту музыку подвигаться, «показать» свою богатырскую силу, исполняя упражнения, которые для вас подготовил (называется имя обучающегося)

Ученик проводит физкультминутку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: