Инновационный потенциал - это предполагаемые или уже мобилизованные на достижение инновационной цели или стратегии ресурсы и организационный механизм. Инновационный потенциал включает в себя следующие элементы:
· Инновационно-ориентированные подразделения: научно-исследовательские, конструкторские отделы; лаборатории контроля качества продукции, отдел маркетинга новой продукции, патентный отдел.
· Профессиональный кадровый состав: лидеры-новаторы, научно-исследовательский и конструкторский персонал, маркетологи, аналитики.
· Финансовые ресурсы: целевое финансирование, гранты, инвестиции, займы.
· Материально-техническое оснащение: опытно-приборная база, экспериментальное и лабораторное оборудование
· Интеллектуальная собственность: изобретения, товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели, бизнес-планы освоения инноваций.
· Источники развития инновационной деятельности: информационный отдел, договоры с НИИ, вузами.
Выделяют такие виды инновационного потенциала, как функциональный, проектный, ресурсный, комплексный. Проектный инновационный потенциал - это возможности, которые могут быть реализованы в рамках инновационного проекта.
Доля НИОКР в обороте, отношение численности занятых в сфере НИОКР ко всему персоналу соответствующей отрасли являются важнейшими критериями отнесения конкретной отрасли к категории наукоёмких (высокотехнологичных). В публикациях Немецкого института экономических исследований к ключевым относятся технологии, при использовании которых доля расходов на НИОКР превышает 8,5% объёма отгрузок продукции, а к технологиям высокого уровня те, для которых этот показатель составляет 3,5%-8,5% объёма отгрузок.
Экономические критерии оценки инновационного потенциала фирмы позволяют оценить её возможности вовлечения новых или усовершенствованных продуктов и технологий в хозяйственный оборот. В зависимости от текущего потенциала фирмы и ее результатов в инновационной сфере, а также их сравнения с эталонными показателями осуществляется выбор инновационной стратегии:
o стратегия лидера - внедрение принципиально новых продуктов и технологий;
o стратегия последователя - освоение усовершенствованных продуктов или улучшающих технологий.
Используются следующие показатели инновационного потенциала.
1. Коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью:
,
где F - внеоборотные активы фирмы (основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство, финансовые вложения); FНМА - интеллектуальная собственность фирмы (нематериальные активы). Коэффициент определяет степень вооруженности фирмы интеллектуальным капиталом, включающим в себя следующие нематериальные активы: патенты на изобретения, промышленные образцы, свидетельства на полезные модели, компьютерные программы, товарные знаки.
2. Коэффициент персонала, занятого в НИР и ОКР:
,
где Ч - общая численность персонала фирмы, ЧНИР - численность персонала, занятого в НИОКР. Коэффициент характеризует профессионально-кадровый состав фирмы, показывая долю персонала, непосредственно занимающегося разработкой новых продуктов и технологий, в общей численности сотрудников.
3. Коэффициент имущества, предназначенного для НИР и ОКР:
,
где О - стоимость оборудования производственного назначения фирмы, ОНИР - стоимость оборудования опытно-приборного назначения. Коэффициент характеризует материально-техническую базу и научно-исследовательскую оснащенность фирмы, показывая долю оборудования экспериментального и исследовательского назначения в общем объеме оборудования.
4. Коэффициент освоения новой техники:
,
где Fнт - стоимость вновь введенных в предшествующем году основных средств. Коэффициент характеризует возможности фирмы по освоению нового оборудования, показывая соотношение вновь введенного оборудования с общим объемом имущества длительного пользования. Стратегия лидера подразумевает значение коэффициента Кнт =0,4, то есть полное обновление техники происходит за 2,5 года.
5. Коэффициент освоения новой продукции:
,
где V - совокупная выручка от продаж (в год); Vнп - выручка от продаж новой или усовершенствованной продукции, а также продукции, изготовленной с использованием новых или улучшенных технологий (в год). Коэффициент характеризует способность фирмы к внедрению инновационной или подвергшейся технологическим изменениям продукции. Фирма характеризуется как инновационный лидер при значении коэффициента Кнп =0,5, то есть при полном обновление ассортимента за 2 года.
6. Коэффициент инновационного роста:
,
где I - общая стоимость инвестиционных проектов фирмы (в год); IНИР - стоимость научно-исследовательских инвестиционных проектов (в год). Коэффициент характеризует устойчивость технологического роста и производственного развития показывая долю средств, выделяемых фирмой на исследования по внедрению новых технологий в общем объеме инвестиций.
Таким образом, построена система оценки инновационного потенциала фирмы, основанная на использовании реальных экономических показателей и направленная на анализ инновационных ресурсов предприятия, включая интеллектуальные, кадровые, имущественные, технологические и инвестиционные ресурсы. С целью комплексной оценки инновационного потенциала фирмы можно использовать следующий обобщенный коэффициент:
При условии Киннов >0 значения по большей части коэффициентов превосходят нормативные, приведенные в табл. 3.1, и соответствуют стратегии лидерства; при условии -0,91< Киннов <0 фирма реализует стратегию последователя. При Киннов =-0,91 фирма не является инновационным предприятием, поскольку значения всех коэффициентов, характеризующих инновационную деятельность, равны нулю.
Таблица 3.1
Нормативные значения коэффициентов инновационного потенциала
Задача 3.5.1. Охарактеризовать и сравнить инновационный потенциал фирм, имеющих следующие финансово-хозяйственные показатели:
Задача 3.5.2. Охарактеризовать и сравнить инновационный потенциал фирм, имеющих следующие финансово-хозяйственные показатели: