Инновационный потенциал организации




Инновационный потенциал - это предполагаемые или уже мобилизованные на достижение инновационной цели или стратегии ресурсы и организационный механизм. Инновационный потенциал включает в себя следующие элементы:

· Инновационно-ориентированные подразделения: научно-исследовательские, конструкторские отделы; лаборатории контроля качества продукции, отдел маркетинга новой продукции, патентный отдел.

· Профессиональный кадровый состав: лидеры-новаторы, научно-исследовательский и конструкторский персонал, маркетологи, аналитики.

· Финансовые ресурсы: целевое финансирование, гранты, инвестиции, займы.

· Материально-техническое оснащение: опытно-приборная база, экспериментальное и лабораторное оборудование

· Интеллектуальная собственность: изобретения, товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели, бизнес-планы освоения инноваций.

· Источники развития инновационной деятельности: информационный отдел, договоры с НИИ, вузами.

Выделяют такие виды инновационного потенциала, как функциональный, проектный, ресурсный, комплексный. Проектный инновационный потенциал - это возможности, которые могут быть реализованы в рамках инновационного проекта.

Доля НИОКР в обороте, отношение численности занятых в сфере НИОКР ко всему персоналу соответствующей отрасли являются важнейшими критериями отнесения конкретной отрасли к категории наукоёмких (высокотехнологичных). В публикациях Немецкого института экономических исследований к ключевым относятся технологии, при использовании которых доля расходов на НИОКР превышает 8,5% объёма отгрузок продукции, а к технологиям высокого уровня те, для которых этот показатель составляет 3,5%-8,5% объёма отгрузок.

Экономические критерии оценки инновационного потенциала фирмы позволяют оценить её возможности вовлечения новых или усовершенствованных продуктов и технологий в хозяйственный оборот. В зависимости от текущего потенциала фирмы и ее результатов в инновационной сфере, а также их сравнения с эталонными показателями осуществляется выбор инновационной стратегии:

o стратегия лидера - внедрение принципиально новых продуктов и технологий;

o стратегия последователя - освоение усовершенствованных продуктов или улучшающих технологий.

Используются следующие показатели инновационного потенциала.

 

1. Коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью:

,

где F - внеоборотные активы фирмы (основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство, финансовые вложения); FНМА - интеллектуальная собственность фирмы (нематериальные активы). Коэффициент определяет степень вооруженности фирмы интеллектуальным капиталом, включающим в себя следующие нематериальные активы: патенты на изобретения, промышленные образцы, свидетельства на полезные модели, компьютерные программы, товарные знаки.

2. Коэффициент персонала, занятого в НИР и ОКР:

,

где Ч - общая численность персонала фирмы, ЧНИР - численность персонала, занятого в НИОКР. Коэффициент характеризует профессионально-кадровый состав фирмы, показывая долю персонала, непосредственно занимающегося разработкой новых продуктов и технологий, в общей численности сотрудников.

3. Коэффициент имущества, предназначенного для НИР и ОКР:

,

где О - стоимость оборудования производственного назначения фирмы, ОНИР - стоимость оборудования опытно-приборного назначения. Коэффициент характеризует материально-техническую базу и научно-исследовательскую оснащенность фирмы, показывая долю оборудования экспериментального и исследовательского назначения в общем объеме оборудования.

4. Коэффициент освоения новой техники:

,

где Fнт - стоимость вновь введенных в предшествующем году основных средств. Коэффициент характеризует возможности фирмы по освоению нового оборудования, показывая соотношение вновь введенного оборудования с общим объемом имущества длительного пользования. Стратегия лидера подразумевает значение коэффициента Кнт =0,4, то есть полное обновление техники происходит за 2,5 года.

5. Коэффициент освоения новой продукции:

,

где V - совокупная выручка от продаж (в год); Vнп - выручка от продаж новой или усовершенствованной продукции, а также продукции, изготовленной с использованием новых или улучшенных технологий (в год). Коэффициент характеризует способность фирмы к внедрению инновационной или подвергшейся технологическим изменениям продукции. Фирма характеризуется как инновационный лидер при значении коэффициента Кнп =0,5, то есть при полном обновление ассортимента за 2 года.

6. Коэффициент инновационного роста:

,

где I - общая стоимость инвестиционных проектов фирмы (в год); IНИР - стоимость научно-исследовательских инвестиционных проектов (в год). Коэффициент характеризует устойчивость технологического роста и производственного развития показывая долю средств, выделяемых фирмой на исследования по внедрению новых технологий в общем объеме инвестиций.

Таким образом, построена система оценки инновационного потенциала фирмы, основанная на использовании реальных экономических показателей и направленная на анализ инновационных ресурсов предприятия, включая интеллектуальные, кадровые, имущественные, технологические и инвестиционные ресурсы. С целью комплексной оценки инновационного потенциала фирмы можно использовать следующий обобщенный коэффициент:

При условии Киннов >0 значения по большей части коэффициентов превосходят нормативные, приведенные в табл. 3.1, и соответствуют стратегии лидерства; при условии -0,91< Киннов <0 фирма реализует стратегию последователя. При Киннов =-0,91 фирма не является инновационным предприятием, поскольку значения всех коэффициентов, характеризующих инновационную деятельность, равны нулю.

 

Таблица 3.1

Нормативные значения коэффициентов инновационного потенциала

 

Задача 3.5.1. Охарактеризовать и сравнить инновационный потенциал фирм, имеющих следующие финансово-хозяйственные показатели:

Задача 3.5.2. Охарактеризовать и сравнить инновационный потенциал фирм, имеющих следующие финансово-хозяйственные показатели:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: